Дело №__
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
<...> 21 сентября 2020 года
Судья Белоярского городского суда <...> – Югры Иорданян О.Ж.,
при секретаре Сергееве В.Н.,
с участием представителя ООО «РИТЭК» Б.А.А., С.В.Н.
рассмотрев жалобу представителя ООО «РИТЭК» П.А.Г. на постановление о назначении административного наказания №__ от _______, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО - Югре Ч.А.Г. по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РИТЭК», предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре от _______ Общество с ограниченной ответственностью «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Представитель ООО «РИТЭК», не согласившись с постановлением, направил в суд жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что порядок проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности утвержден Постановлением Правительства РФ от _______ N712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности", прямого требования о замене паспортов отходов при смене организационно-правовой формы предприятия действующим природоохранным законодательством и данным Постановлением не предусмотрено.
Кроме того, представитель ООО «РИТЭК» указывает в жалобе, что АО "РИТЭК" реорганизовано в ООО "РИТЭК" в порядке универсального правопреемства. Все права и обязательства перешли к ООО "РИТЭК", технологические процессы, структура и виды производственной деятельности остались неизменными;
Порядок проведения паспортизации (ПП РФ №__ от _______) не содержит требований к срокам оформления паспортов отходов, кроме требования п.10 Правил
-п. 10 Правил «На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов».
У ООО "РИТЭК" нет отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).
ООО "РИТЭК" не планировало заниматься переоформлением (разработкой новых) паспортов ввиду того, что прямого требования о замене паспортов отходов при смене организационно-правовой формы предприятия действующим природоохранным законодательством ( в том числе и ПП №__) не предусмотрено; также нет требований к срокам разработки новых паспортов отходов, включенных в ФККО;
ООО "РИТЭК" переоформило Нормативы образования отходов и Лимиты на их размещение в связи со сменой организационно-правовой формы, в которых содержится информация об отходах предприятия и их классах опасности для окружающей среды.
Учитывая изложенное, представитель ООО «РИТЭК» просит суд, признать незаконным и отменить постановление Северо-Уральского управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Северо- Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) от _______№__ о назначении административного наказания в отношении ООО «РИТЭК». Производство по административному делу прекратить.
В судебном заседании представители ООО «РИТЭК» Б.А.А., С.В.Н. доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
В силу требований п. 4 ст. 30.6 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося должностного лица.
Выслушав представителей ООО «РИТЭК», обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу частей 1, 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 51 Федерального закона от _______ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от _______ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Согласно п. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 14 Закона № 89-ФЗ).
Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности, ответственность за которое предусмотрена ч.
В силу п. 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от _______№__ на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от _______№__.
Таким образом, в силу приведенных выше положений, юридические лица обязаны принять меры к отнесению образующихся отходов к конкретному классу опасности, составлению и утверждению паспорта на отходы I - IV классов опасности.
Согласно постановлению о назначении административного наказания от _______№__-ОН/3, при изучении материалов плановой документарной и выездной проверки (акт №__ от _______) в отношении Общества, установлены достаточные данные, указывающие на наличие события об административном правонарушении, а именно, неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - V классов опасности, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем, в отношении ООО «РИТЭК» возбуждено административное дело.
Из материалом дела следует, что Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзором с _______ по _______ проведена плановая документальная и выездная проверка соблюдения экологического законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в отношении ООО «РИТЭК», по итогам которой составлен акт проверки №__ от _______.
В ходе проверки было выявлено, что ООО «РИТЭК» нарушаются нормы Федерального закона от _______ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а именно, неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составления паспортов отходов I-IV классов опасности.
Согласно Декларации о плате за HBOC за 2018 год, отчетов по форме 2-ТП (отходы) за 2018 год, данных учета в области обращения с отходами за 2018 год, ТПП «РИТЭКБелоярскнефть» ООО «РИТЭК» образуются отходы: отходы минеральных масел индустриальных; шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов; отходы смесей нефтепродуктов при технических испытаниях и измерениях; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %); отходы резиноасбестовых изделий незагрязненные; отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные; растворы буровые при бурении нефтяных скважин отработанные малоопасные.
По выявленным нарушениям в отношении ООО «РИТЭК» должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный ч. 9 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положением ч. 1 ст. 14 Федерального закон от _______ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положением ч. 3 ст. 14 Федерального закон от _______ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от _______№__ «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности».
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от _______№__ «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», указанное постановление вступило в силу с _______
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от _______№__ «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
По п. 4 постановления Правительства РФ от _______№__ «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от _______№__ «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от _______№__ «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Таким образом, процедуры по подтверждению отнесения вида отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды и по включению вида отхода в ФККО являются первичными перед процедурой паспортизации отходов.
В соответствии с п. 10 постановления Правительства РФ от _______№__ «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» на отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
На отходы, включенные в федеральный классификационный каталог отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт в установленном порядке.
Согласно п. 14 приказа Минприроды России от _______№__ «Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности» для принятия решения о соответствии отнесения вида отходов к конкретному классу опасности территориальный орган Росприроднадзора направляет материалы хозяйствующего субъекта в федеральное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ФБУ «ФЦАО»), которое, с участием федерального государственного бюджетного учреждения «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» (ФГБУ «УралНИИЭкология»), осуществляет проверку материалов хозяйствующего субъекта.
По итогам подтверждения отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности хозяйствующим субъектом составляется и утверждается паспорт отхода, согласно правилам проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, утвержденной постановлением Правительства РФ от _______№__ «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности».
Согласно постановлению Правительства РФ от _______№__ «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Документами, подтверждающими отнесение вида отхода к конкретному классу опасности и направляемыми хозяйствующим субъектом совместно с копией паспорта отхода I - IV класса опасности, оформленного по типовой форме, утвержденной Постановлением, в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора, являются копии писем территориального органа Росприроднадзора либо о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности, либо о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО (письмо Минприроды от _______№__).
В соответствии с п.7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от _______№__ «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» на данные отходы необходимо составить и утвердить паспорт по типовой форме, утвержденной Постановлением.
Копии паспортов, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Вместе с тем, в соответствии с требованием статьи 16 Федерального закона от _______ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Согласно пункта 9 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от _______№__ «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (Далее - Постановление №__), внесение изменений в паспорт не допускается.
Переоформление паспортов отходов I - IV классов опасности, в связи с реорганизацией предприятия с полной правопреемственностью и присвоением новых ИНН и ОГРН, действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
Таким образом, достоверно установлено, что вновь образованному юридическому лицу, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, необходимо составить и утвердить паспорт по форме, указанной в Постановлении №__.
Кроме того, достоверно установлено, что при осуществлении производственной деятельности ООО «РИТЭК» образуются отходы, подлежащие паспортизации, а несоблюдение данных требований является нарушением ч.1 ст. 14 Федерального закон от _______ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства РФ от _______№__ «О порядке проведений паспортизации отходов I - IV классов опасности».
Ответственность за данное административное правонарушение, предусмотрена частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении №__ от _______, актом проверки №__ от _______, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях ООО «РИТЭК» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица административного органа и решения, направлены на переоценку исследованных доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что у ООО «РИТЭК» отсутствовали какие-либо препятствия для соблюдения требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, каких-либо достоверных и достаточных доказательств невозможности соблюдения указанных требований ООО «РИТЭК» не представлено.
Таким образом, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре Ч.А.Г. в полной мере были учтены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, на основании чего он пришёл к обоснованному выводу о назначении административного наказания.
Административное наказание назначено ООО «РИТЭК» с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, в пределах санкции, предусмотренной ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, а также норм материального права, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
При указанных обстоятельствах постановление административного органа от _______ является законным и обоснованным, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление №__ от _______, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО - Югре Ч.А.Г. о привлечении общества с ограниченной ответственностью «РИТЭК» к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Федеральный судья О.Ж. Иорданян