ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-52/2016 от 05.02.2016 Борского городского суда (Нижегородская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судья <данные изъяты> городского суда <адрес> Эйсмонт М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ЗАО «Борторгтехмаш» на постановление заместителя главного государственного инспектора по <адрес> по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД по <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Борторгтехмаш»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора по <адрес> по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД по <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Борторгтехмаш» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты>.

ЗАО «Борторгтехмаш» признано виновным в следующем.

В 10 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ на территории ЗАО «Борторгтехмаш», расположенного по адресу: <адрес>, юридический адрес: <адрес>, при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО «Борторгтехмаш» установлено нарушение требований пожарной безопасности в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, Своды правил (далее СП)- СП 12.13130.2009, СП 4.13130.2013, СП 3.13130.2009, СП 4.13130.2013, СП 5.13130.2009, СП 1.13130.2009, что установлено актом по результатам внепланового мероприятия по контролю от ДД.ММ.ГГГГ ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>,

а именно:

N п/п

Вид нарушения требований в области пожарной безопасности

Пункт (абзац пункта) и наименование нормативного правого акта требования которого(ых) нарушены

1

2

Административно-бытовая часть здания

Для складских помещений (помещения архивов) не определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности.

Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; СП 12.13130.2009; (ранее действовало требование НПБ 105-03)

На дверях помещений архива не обеспечено наличие обозначений их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

Противопожарные двери помещений архивов не оборудованы устройствами для самозакрывания.

п. 62 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

Отсутствуют акты проверок работоспособности состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (противопожарных дверей) оформляемые не реже 1 раза в квартал.

п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

Производственная часть здания

Категории помещений производственной части здания в соответствии с заключениями ООО «Нижегородское предприятие противопожарных работ» определена как «В4», расчётная площадь размещения пожарной нагрузки составляет не более 10 кв. м.

По факту количество пожарной нагрузки в производственных и складских помещениях превышает количество принятое в расчётах, площадь размещения пожарной нагрузки превышает 10 кв.м., в расчётах не учтена размещаемая готовая продукция в горючей упаковке в основном производственном цеху (покрасочной линии), фактическое количество порошковой краски превышает количество принятое в расчётах.

ст. 46 184 - ФЗ от 27.12.2002 г.,п. 24 табл. 4 НПБ 105-03; ст. 4 ч. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ табл.Б.1, прил. Б 12.13130.2009

При наличии в производственных помещениях горючих пылей (порошковая краска) не произведена проверка принадлежности помещения к категории «Б» по взрывопожарной и пожарной опасности. (Заключения по определении категорий по взрывопожарной и пожарной опасности производственных помещений выполненные ООО «Нижегородское предприятие противопожарных работ»)

ст. 46 184 - ФЗ от 27.12.2002 г., п. 5 НПБ 105-03; ст. 4 ч. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ п. 4.2, п. 5.2 СП 12.13130.2009

Для производственного помещения (участок покраски со стороны пристроенного склада) не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности.

Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; СП 12.13130.2009; (ранее действовало требование НПБ 105-03)

Для производственного помещения (участок шлифовки) не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности.

Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; СП 12.13130.2009; (ранее действовало требование НПБ 105-03)

Отсутствуют акты проверок работоспособности состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (противопожарных дверей) оформляемые не реже 1 раза в квартал.

п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

Противопожарные двери бытовых помещений не оборудованы устройствами для самозакрывания.

п. 62 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

Осуществляется использование противопожарные расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов и тары.

п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

Не произведено испытание наружных пожарных лестниц.

п. 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

Лица осуществляющие пожароопасные работы не прошли обучение по программе пожарно – технического минимума с отрывом от производства.

п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 п. 36 Приказа МЧС от 12 декабря 2007 г. № 645

Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций "

На дверях производственных помещений не обеспечено наличие обозначений их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

Направление движения к пожарным гидрантам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

При размещении пожарной нагрузки в количестве и способе не соответствующем категории «В4» производственные помещения с постоянными рабочими местами с естественным освещением через окна и фонари, не имеющие механизированных приводов для открывания фрамуг в окнах не оборудовано системой вытяжной противодымной вентиляции.

Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008г.. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; пп. «Е» п. 7.2 СП 4.13130.2013 (ранее действовало требование п. 8.2 СНиП 41-01-2003;)

При размещении пожарной нагрузки в количестве и способе не соответствующем категории «В4» (количество пожарной нагрузки превышает требуемое для категории В4) производственные помещения с постоянными рабочими местами не оборудованы системой автоматического пожаротушения.

Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; п. 3 табл. А.3 СП 5.13130.2009; (ранее действовало требование п. 3 табл. 3 НПБ 110-03)

Помещения основного производства (линия покраски) не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6, ст. 84 СП 3.13130.2009 п. 17 табл. 2; (ранее действовало требование п. 20 табл. 2 НПБ 104-03)

За что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ.

N п/п

Вид нарушения требований в области пожарной безопасности

Пункт (абзац пункта) и наименование нормативного правого акта требования которого(ых) нарушены

1

2

Производственная часть здания

Производственные помещения не обеспечены передвижными огнетушителями.

Приложение 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

В комнате приёма пищи осуществляется эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

Руководителем организации не организовано проведение проверок работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

За что предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст.20.4 КоАП РФ

N п/п

Вид нарушения требований в области пожарной безопасности

Пункт (абзац пункта) и наименование нормативного правого акта требования которого(ых) нарушены

1

2

Административно-бытовая часть здания

В лестничной клетке из плоскости стены выступает оборудование (радиатор отопления) на высоте менее 2,2 метров.

Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; п. 4.4.4 СП 1.13130.2009; (ранее действовало требование п. 6.32* СНиП 21-01-97*)

Со второго этажа административной части здания отсутствует второй эвакуационный выход. (Выход через окно на лестницу 3 типа не является эвакуационным.)

Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; п. 8.1.11 СП 1.13130.209; (ранее действовало требование п. 6.13* СНиП 21-01-97*)

Ширина эвакуационного выхода (двери) ведущего из лестничной клетки в тамбур составляет менее 0,9 метра. (Фактически 0,67 м)

п. 4.2.5, п. 4.4.1, СП 1.13130.2009 Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6 (ранее действовало требование п. 6.29 СНиП 21-01-97*)

Ширина эвакуационного выхода (двери) ведущего из тамбура лестничной клетки наружу составляет менее 0,9 метра. (Фактически 0,69 м.)

п. 4.2.5, п. 4.4.1, СП 1.13130.2009 Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6 (ранее действовало требование п. 6.29 СНиП 21-01-97*)

Настенный звуковой оповещатель в лестничной клетке расположен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя менее 150 мм (вплотную).

Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; ст. 84; СП 3.13130.2009 п. 4.4,

Приёмно- контрольный прибор системы автоматической пожарной сигнализации, установленный в помещении без персонала, ведущего круглосуточное дежурство не защищен от несанкционированного доступа.

Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; СП5.13130.2009 п. 13.14.5 (ранее действовало требование 12.48* НПБ 88-01)

Двери лестничной клетки на втором этаже административной части здания не оборудованы устройствами для самозакрывания.

п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

Система автоматической пожарной сигнализации в административно- бытовой части здания находится в неисправном состоянии. (Приёмно- контрольный прибор отключен)

п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

Отсутствует годовой план-график на 2015 год, составляемый с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

Отсутствуют акты проверок работоспособности состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре) оформляемые не реже 1 раза в квартал.

п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

Производственная часть здания

Из помещения слесарной мастерской отсутствует эвакуационный выход удовлетворяющий условиям безопасности.

Заблокирован эвакуационный выход из помещения линии покраски (со стороны пристроенного склада).

п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

Отсутствуют акты проверок работоспособности состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре) оформляемые не реже 1 раза в квартал.

п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

Отсутствует годовой план-график на 2015 год, составляемый с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

За что предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ.

В жалобе ЗАО «Борторгтехмаш» просит отменить указанное постановление в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Указывает, что вменены нарушения норм пожарной безопасности объекта, введенного в эксплуатацию до дня вступления в силу указанных норм. Вмененные нарушения сводов правил применимы исключительно при проектировке и реконструкции объектов. Вменяемые нарушения сводов правил не являются обязательными документами по пожарной безопасности и распространяются на добровольной основе. Примененная мера взыскания не соответствует тяжести совершенного правонарушения.

В дополнении к жалобе ЗАО «Борторгтехмаш» дополнительно приводит доводы о том, что решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ЗАО «Борторгтехмаш» открыто конкурсное производство и утвержден конкурсный управляющий ЗАО «Борторгтехмаш» ФИО2 В связи с этим на момент вынесения обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГФИО3, извещенный о рассмотрении дела, не являлся руководителем (законным представителем) ЗАО «Борторгтехмаш». При этом законный представитель – конкурсный управляющий ЗАО «Борторгтехмаш» ФИО2 о времени и месте рассмотрении дела не извещался. Кроме того, по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Борторгтехмаш» передало нежилое помещение по адресу: <адрес> аренду ООО 1 в связи с чем после ДД.ММ.ГГГГ ответственным лицом за нарушение правил пожарной безопасности по этому зданию являлось ООО 1.

В судебном заседании защитник данные изъяты ФИО4 доводы жалобы поддержала.

Представитель ГУ МЧС России по <адрес> ФИО5 в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Обстоятельства, описанные в пунктах 1-35 постановления от ДД.ММ.ГГГГ, установлены в ходе проверки соблюдения норм пожарной безопасности в здании по адресу: <адрес>, и подтверждаются актом указанной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

I. С учетом доводов, приведенных заявителем жалобы ЗАО «Борторгтехмаш», судья приходит к выводу, что в судебном заседании нашли свое подтверждение следующие пункты обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

5

Категории помещений производственной части здания в соответствии с заключениями ООО 2 определена как «В4», расчётная площадь размещения пожарной нагрузки составляет не более 10 кв. м.

По факту количество пожарной нагрузки в производственных и складских помещениях превышает количество принятое в расчётах, площадь размещения пожарной нагрузки превышает 10 кв.м., в расчётах не учтена размещаемая готовая продукция в горючей упаковке в основном производственном цеху (покрасочной линии), фактическое количество порошковой краски превышает количество принятое в расчётах.

ст. 46 184 - ФЗ от 27.12.2002 г.,п. 24 табл. 4 НПБ 105-03; ст. 4 ч. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ табл.Б.1, прил. Б 12.13130.2009

6

При наличии в производственных помещениях горючих пылей (порошковая краска) не произведена проверка принадлежности помещения к категории «Б» по взрывопожарной и пожарной опасности. (Заключения по определении категорий по взрывопожарной и пожарной опасности производственных помещений выполненные ООО 2)

ст. 46 184 - ФЗ от 27.12.2002 г., п. 5 НПБ 105-03; ст. 4 ч. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ п. 4.2, п. 5.2 СП 12.13130.2009

Обстоятельства, указанные в пунктах 5-6 постановления, подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, расчетами, произведенными ООО 2 и не оспариваются заявителем.

11

Осуществляется использование противопожарные расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов и тары.

п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

18

Помещения основного производства (линия покраски) не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6, ст. 84 СП 3.13130.2009 п. 17 табл. 2; (ранее действовало требование п. 20 табл. 2 НПБ 104-03)

33

Заблокирован эвакуационный выход из помещения линии покраски (со стороны пристроенного склада).

п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

Обстоятельства, указанные в пунктах 11, 18, 33 постановления, несмотря на их отрицание заявителем жалобы, подтверждаются актом проверки от 10.11.2015.

4

Отсутствуют акты проверок работоспособности состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (противопожарных дверей) оформляемые не реже 1 раза в квартал.

п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

9

Отсутствуют акты проверок работоспособности состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (противопожарных дверей) оформляемые не реже 1 раза в квартал.

п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

13

Лица осуществляющие пожароопасные работы не прошли обучение по программе пожарно – технического минимума с отрывом от производства.

п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 п. 36 Приказа МЧС от 12 декабря 2007 г. № 645

Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций "

15

Направление движения к пожарным гидрантам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

16

При размещении пожарной нагрузки в количестве и способе не соответствующем категории «В4» производственные помещения с постоянными рабочими местами с естественным освещением через окна и фонари, не имеющие механизированных приводов для открывания фрамуг в окнах не оборудовано системой вытяжной противодымной вентиляции.

Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008г.. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; пп. «Е» п. 7.2 СП 4.13130.2013 (ранее действовало требование п. 8.2 СНиП 41-01-2003;)

19

Производственные помещения не обеспечены передвижными огнетушителями.

Приложение 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

20

В комнате приёма пищи осуществляется эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

27

Приёмно- контрольный прибор системы автоматической пожарной сигнализации, установленный в помещении без персонала, ведущего круглосуточное дежурство не защищен от несанкционированного доступа.

Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; СП5.13130.2009 п. 13.14.5 (ранее действовало требование 12.48* НПБ 88-01)

29

Система автоматической пожарной сигнализации в административно- бытовой части здания находится в неисправном состоянии. (Приёмно- контрольный прибор отключен)

п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

30

Отсутствует годовой план-график на 2015 год, составляемый с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

31

Отсутствуют акты проверок работоспособности состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре) оформляемые не реже 1 раза в квартал.

п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

34

Отсутствуют акты проверок работоспособности состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре) оформляемые не реже 1 раза в квартал.

п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

35

Отсутствует годовой план-график на 2015 год, составляемый с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ, проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

Обстоятельства, указанные в пунктах 4, 9, 13, 15, 16, 19, 20, 27, 29, 30, 31, 34, 35 обжалуемого постановления, заявителем не отрицаются.

II. С учетом доводов, приведенных заявителем жалобы ЗАО «Борторгтехмаш», судья приходит к выводу, что в судебном заседании не нашли своего подтверждения и подлежат исключению из постановления следующие пункты обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

1.

Для складских помещений (помещения архивов) не определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности.

Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; СП 12.13130.2009; (ранее действовало требование НПБ 105-03)

7

Для производственного помещения (участок покраски со стороны пристроенного склада) не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности.

Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; СП 12.13130.2009; (ранее действовало требование НПБ 105-03)

8

Для производственного помещения (участок шлифовки) не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности.

Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; СП 12.13130.2009; (ранее действовало требование НПБ 105-03)

НПБ 105-03, действующие с 01.08.2003 г. предусматривает, что категории помещений и зданий предприятий и учреждений определяются на стадии проектирования зданий и сооружений в соответствии с настоящими нормами и ведомственными нормами технологического проектирования, утвержденными в установленном порядке.

«СП 12.13130.2009», в соответствии с его п. 1.1 является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения.

Согласно ч. 22 ст. 27 Закона № 123-ФЗ, категории зданий, сооружений и помещений производственного и складского назначения по пожарной и взрывопожарной опасности указываются в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции.

В связи с этим правила, действовавшие с 2003 года, предусматривали определение категорий помещений производственного и складского назначения по пожарной и взрывопожарной опасности лишь на стадии его проектирования и реконструкции.

Согласно технического паспорта спорного здания, оно было построено и сдано в эксплуатацию в 1972 году, после чего его капитальный ремонт либо реконструкция не производились. в связи с чем после этого времени обязанности определять указанны категории не имелось.

Более ранние нормативные акты, содержащие требования об определении категорий, в постановлении не приведены.

3

Противопожарные двери помещений архивов не оборудованы устройствами для самозакрывания.

п. 62 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

10

Противопожарные двери бытовых помещений не оборудованы устройствами для самозакрывания.

п. 62 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

28

Двери лестничной клетки на втором этаже административной части здания не оборудованы устройствами для самозакрывания.

п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

пп. 36, 62 Правил № 390 не содержат требований об обязательности оборудования дверей устройствами для самозакрывания.

Ссылок на другой нормативный акт в обжалуемом постановлении не приведено.

12

Не произведено испытание наружных пожарных лестниц.

п. 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

П. 24 Правил № 390 предусматривает проведение испытания наружных пожарных лестниц не реже 1 раза в 5 лет; на момент вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ еще не прошло 5 лет со дня вступления в силу Правил № 390.

Ссылок на более ранний нормативный акт в обжалуемом постановлении не приведено.

17

При размещении пожарной нагрузки в количестве и способе не соответствующем категории «В4» (количество пожарной нагрузки превышает требуемое для категории В4) производственные помещения с постоянными рабочими местами не оборудованы системой автоматического пожаротушения.

Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; п. 3 табл. А.3 СП 5.13130.2009; (ранее действовало требование п. 3 табл. 3 НПБ 110-03)

Приведенные нормативные акты предусматривают правила пожарной безопасности для помещений, предназначенных для хранения шерсти, мехов и изделий из них, а также фото-, кино-, аудио- пленки на горючей основе. В материалах дела не имеется доказательств того, что помещения, о которых идет речь в этом пункте, предназначены для хранения указанных материалов.

21

Руководителем организации не организовано проведение проверок работоспособности системы внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

П. 55 Правил № 390 не содержит требования об обязательности устройства системы внутреннего противопожарного водопровода.

Ссылок на другой нормативный акт в обжалуемом постановлении не приведено.

22

В лестничной клетке из плоскости стены выступает оборудование (радиатор отопления) на высоте менее 2,2 метров.

Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; п. 4.4.4 СП 1.13130.2009; (ранее действовало требование п. 6.32* СНиП 21-01-97*)

23

Со второго этажа административной части здания отсутствует второй эвакуационный выход. (Выход через окно на лестницу 3 типа не является эвакуационным.)

Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; п. 8.1.11 СП 1.13130.209; (ранее действовало требование п. 6.13* СНиП 21-01-97*)

24

Ширина эвакуационного выхода (двери) ведущего из лестничной клетки в тамбур составляет менее 0,9 метра. (Фактически 0,67 м)

п. 4.2.5, п. 4.4.1, СП 1.13130.2009 Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6 (ранее действовало требование п. 6.29 СНиП 21-01-97*)

25

Ширина эвакуационного выхода (двери) ведущего из тамбура лестничной клетки наружу составляет менее 0,9 метра. (Фактически 0,69 м.)

п. 4.2.5, п. 4.4.1, СП 1.13130.2009 Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6 (ранее действовало требование п. 6.29 СНиП 21-01-97*)

26

Настенный звуковой оповещатель в лестничной клетке расположен на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя менее 150 мм (вплотную).

Федеральный закон от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 4 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 6; ст. 84; СП 3.13130.2009 п. 4.4,

32

Из помещения слесарной мастерской отсутствует эвакуационный выход удовлетворяющий условиям безопасности.

Обстоятельства описанные в пунктах 22-26, 32 обжалуемого постановления, относятся к техническим параметрам и конфигурации здания, заложенным при его проектировании и строительстве.

Согласно технического паспорта спорного здания, оно было построено и сдано в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, после чего его капитальный ремонт либо реконструкция не производились.

В пунктах 22-26, 32 обжалуемого постановления приведены нормативные акты, вступившие в силу после окончания строительства указанного здания, в связи с чем заявитель не может нести ответственность за несоответствие технических параметров и конфигурации здания приведенным нормативным актам.

Более ранние нормативные акты, содержащие соответствующие требования, в постановлении не приведены.

III. С учетом доводов, приведенных заявителем жалобы ЗАО «Борторгтехмаш», судья приходит к выводу, что в судебном заседании нашли частичное подтверждение и подлежат исключению из постановления в соответствующей части следующие пункты обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

2.

На дверях помещений архива не обеспечено наличие обозначений их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

14

На дверях производственных помещений не обеспечено наличие обозначений их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390

Пункты 2, 14 обжалуемого постановления, нашли свое подтверждение в части неуказания на дверях помещений класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Указанные обстоятельства заявителем не отрицаются.

Пункты 2, 14 обжалуемого постановления, не нашли своего подтверждения в части указания на то, что на дверях производственных помещений не обеспечено наличие обозначений их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности.

НПБ 105-03, действующие с 01.08.2003 г. предусматривает, что категории помещений и зданий предприятий и учреждений определяются на стадии проектирования зданий и сооружений в соответствии с настоящими нормами и ведомственными нормами технологического проектирования, утвержденными в установленном порядке.

«СП 12.13130.2009», в соответствии с его п. 1.1 является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения.

Согласно ч. 22 ст. 27 Закона № 123-ФЗ, категории зданий, сооружений и помещений производственного и складского назначения по пожарной и взрывопожарной опасности указываются в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции.

В связи с этим правила, действовавшие с 2003 года, предусматривали определение категорий помещений производственного и складского назначения по пожарной и взрывопожарной опасности лишь на стадии его проектирования и реконструкции.

Согласно технического паспорта спорного здания, оно было построено и сдано в эксплуатацию в 1972 году, после чего его капитальный ремонт либо реконструкция не производились. в связи с чем после этого времени обязанности определять указанные категории не имелось.

Иные нормативных актов, содержащих требования об определении категорий, в постановлении не приведены.

Поскольку не установлено, что в отношении помещений, о которых идет речь в указанных пунктах постановления, следовало определить категории по взрывопожарной и пожарной опасности, не установлена и обязанность указывать эти категории на дверях этих помещений в соответствии с п. 20 Правил № 390.

В связи с изложенным судья полагает необходимым исключить из обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ пункты обвинения ЗАО «Борторгтехмаш», указанные в описательно-мотивировочной части настоящего решения.

С учетом изложенного доводы жалобы о том, что в вину ЗАО «Борторгтехмаш» вменены нарушения норм пожарной безопасности объекта, введенного в эксплуатацию до дня вступления в силу указанных норм; о том, что вмененные нарушения сводов правил применимы исключительно при проектировке и реконструкции объектов; о том, что вменяемые нарушения сводов правил не являются обязательными документами по пожарной безопасности и распространяются на добровольной основе принимаются судом частично и влекут исключение из постановления от ДД.ММ.ГГГГ признание ЗАО «Борторгтехмаш» виновным по отдельным пунктам обвинения в соответствии с изложенными выше выводами суда.

С доводом жалобы о ненадлежащем извещении ЗАО «Борторгтехмаш» о рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГ согласиться нельзя.

Из материалов дела следует, что и.о. директора ЗАО «Борторгтехмаш» ФИО3 был уведомлен времени и месте составления протоколов об административном правонарушении по делу ДД.ММ.ГГГГ, то есть до открытия конкурсного производства.

Протоколы об административном правонарушении по делу были составлены ДД.ММ.ГГГГ с участием ФИО3, который в этот же день был извещен о рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из приказа об увольнении ФИО3, трудовой договор между ЗАО «Борторгтехмаш» и ФИО3 был прекращен и ФИО3 был уволен ДД.ММ.ГГГГ

В связи с изложенным, хотя полномочия ФИО3 как руководителя ЗАО «Борторгтехмаш» были прекращены в силу ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты открытия конкурсного производства ДД.ММ.ГГГГ, трудовые отношения между ЗАО «Борторгтехмаш» и ФИО3 были прекращены ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ЗАО «Борторгтехмаш» было надлежаще извещено о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ через ФИО3, который на момент извещения (ДД.ММ.ГГГГ) являлся и.о. директора ЗАО «Борторгтехмаш», и было надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ через ФИО3, который на момент извещения (ДД.ММ.ГГГГ) являлся работником ЗАО «Борторгтехмаш».

С учетом надлежащего извещения ЗАО «Борторгтехмаш» о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении и о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, то обстоятельство, что при составлении протоколов об административном правонарушении и при рассмотрении дела об административном правонарушении не присутствовали законный представитель либо защитник ЗАО «Борторгтехмаш», не влечет незаконности обжалуемого постановления.

Не может быть принят и довод жалобы о том, что до вынесения обжалуемого постановления ЗАО «Борторгтехмаш» передало нежилое помещение по адресу: <адрес> аренду ООО 1

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно указанной норме, собственник помещения несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности независимо от передачи этого помещения в аренду, поскольку закон не предусматривает в этом случае освобождения собственника помещения от указанной ответственности.

В связи с изложенным, у судьи не имеется оснований для отмены обжалуемого постановления и прекращения производства по делу.

Вместе с тем, судья считает необходимым изменить обжалуемое постановление в части размера наложенного на ЗАО «Борторгтехмаш» административного штрафа.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ЗАО «Борторгтехмаш» размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Санкции ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в качестве административного наказания, которое может быть назначено юридическому лицу, предусматривает минимальный размер штрафа в сумме 150 000 рублей.

С учетом характера совершенного правонарушения, того обстоятельства, что судьей исключена часть нарушений, вмененных ЗАО «Борторгтехмаш» обжалуемым постановлением, судья полагает размер административного штрафа, назначенного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, несоразмерным совершенному заявителем правонарушению и полагает возможным обжалуемое постановление изменить и в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного административного штрафа до <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора по <адрес> по пожарному надзору – заместителя начальника ОНД по <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4, ч. 3 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Борторгтехмаш» изменить.

Исключить из постановления полностью пункты обвинения ЗАО «Борторгтехмаш» №№ 1, 3, 7, 8, 10, 12, 17, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 32.

Исключить из постановления пункты обвинения ЗАО «Борторгтехмаш» №№ 2 и 14 в части, указанной в описательно-мотивировочной части настоящего решения.

Назначить ЗАО «Борторгтехмаш», административное наказание с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ЗАО «Борторгтехмаш» без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда через Борский городской суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья М.В. Эйсмонт