Дело № 12-52/2016 г.
РЕШЕНИЕ
г. Абакан Республика Хакасия 11 марта 2016 года
Судья Абаканского городского суда Республики Хакасия Лоцкий Ю.Н.,
при секретаре Дробышевой Н.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Общества с ограниченной ответственностью «Эколог» ФИО3 на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия № от 16.12.2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении ООО «Эколог»,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением начальника отдела экологического надзора в сфере охоты, за ООПТ и разрешительной деятельностью Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия № от 16.12.2015 г. ООО «Эколог» привлечено к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с постановлением, директор ООО «Эколог» ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой указал, что общество привлечено к административной ответственности за пределами срока давности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.
Полагает, что оснований для привлечения к административной ответственности не имелось в связи с тем, что обществом плата за размещение отходов была внесена 13.02.2015 г., что подтверждается платежным поручением № от 13.02.2015 г.
В судебном заседании законный представитель юридического лица – директор ООО «Эколог» ФИО3, защитник ФИО2 поддержали доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель административного органа ФИО1, действующий на основании доверенности, не согласился с жалобой, считает постановление законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку факт невнесения ООО «Эколог» в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду доказан. Постановление и материалы дела содержат все необходимые доказательства вины привлеченного лица. Доводы жалобы необоснованны, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год. Отметил также, что плата обществом внесена в размере 95 копеек и с опозданием.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы об административном правонарушении, судья, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст. 16 данного закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утверждён Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды- вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчётного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом.
Как следует из материалов дела, согласно представленному ООО «Эколог» отчету об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2014г (стр. 9) обществом получено от других юридических лиц 399,065 т грунта, загрязненного нефтью или нефтепродуктами (код отхода по ФККО 93110000000), из них: 396 т получено от Краснояркой дирекции тяги структурного подразделения Дирекции тяги филиала ОАО «РЖД», 3,065 т. от ООО «Ирбинский рудник».
Согласно представленным ООО «Эколог» сведениям об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2014г по форме № 2-ТП (отходы) ООО «Эколог» принято от сторонних организаций отходов III класса опасности - грунта, загрязненного нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более) в количестве 399.065т. и данные отходы переданы на захоронение.
Факт получения отходов - грунта, загрязненного нефтью или нефтепродуктами в количестве 396 т подтверждается договором подряда от ДД.ММ.ГГГГ№ заключенного ООО «Эколог» с <данные изъяты>», Актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ..
Согласно п. 1.1 договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ № Т-110-14, Акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> грунт, загрязненный нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более)» III класса опасности в количестве 396 т передало в собственность ООО «Эколог».
Грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами получен ООО «Эколог» от ООО <данные изъяты> согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно справки ООО «Эколог» от ДД.ММ.ГГГГ№ сдано грунта, загрязненного нефтью или нефтепродуктами 3.065т.
Из представленных документов права собственности на отходы, полученные от ООО «<данные изъяты>» к ООО «Эколог» не перешли.
Полученные от <данные изъяты> и ООО «<данные изъяты>» отходы, согласно отчету об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2014 г. ООО «Эколог» переданы на захоронение Муниципальному предприятию «<данные изъяты> согласно договору об оказании услуг по захоронению твердых бытовых отходов от ДД.ММ.ГГГГ г. без отчуждения права собственности.
В соответствии с п.4.2.3. договора об оказании услуг по захоронению твердых бытовых отходов от 13.01.2014г., заключенного ООО «Эколог» и МП <данные изъяты> при оказании услуг по захоронению отходов право собственности на отходы исполнителю услуг не переходит. Плата за негативное воздействие на окружающую среду в области размещения отходов производства и потребления производится заказчиком работ.
При проведении административного расследования определением от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «Эколог» были истребованы, в том числе и документы подтверждающие проведение работ по снижению класса опасности.
С устных пояснений директора 000 «Эколог» ФИО3 полученные отходы грунта, загрязненного нефтью или нефтепродуктами перед их размещением на полигоне ТБО МП «Благоустройства» были обработаны экобиосорбентами самостоятельно на полигоне обезвреживания <данные изъяты>Изыхские копи). Обработка реагентами позволила снизить их класс опасности с третьего до пятого.
Документов подтверждающих проведение работ по снижению класса опасности, подтверждению класса опасности отходов ООО «Эколог» представлены не были.Согласно пунктам 4 и 16 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" в случае отнесения производителями отходов -отхода расчетным методом к 5 классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5 класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4 классу опасности.В рамках проводимого административного расследования, на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ № №, МП <данные изъяты>» представило документы подтверждающие факт приема отходов на размещение от ООО «Эколог» (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно данных учета <данные изъяты>» захоронения отходов на полигоне ТБО в ноябре 2014г размещено отходов 4-5 класса опасности, принятых от ООО «Эколог» в количестве 236 м. куб.Таким образом, ООО «Эколог» в 4 квартале 2014г передало на размещение 399,065 т отходов грунта, загрязненных нефтью или нефтепродуктами <данные изъяты> для размещения, из них, учитывая переход права собственности на данные отходы от <данные изъяты> 396 т собственных. Следовательно, согласно требования природоохранного законодательства у ООО «Эколог» возникла обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов в срок до 21.01.2015г.Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, согласно п. 1 которого названный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации любые виды деятельности, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.Согласно п. 2 Порядка определения платы устанавливается два вида базовых нормативов платы: а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (п.4 Порядка).Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления III класса опасности - 497 руб. за тонну. IV класса опасности - 248.4 руб. за тонну. V класса опасности - от 0,4 руб. за тонну для добывающей промышленности, 8 руб. за тонну для перерабатывающей промышленности, 15 руб. за тонну для прочих отраслей.В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно приложению №2.При определении платы за размещение отходов производства и потребления коэффициент, учитывающий экологические факторы для Восточно-Сибирского экономического района Российской Федерации составляет 1,1.Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204.Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2014 год и на плановый 2015 и 2016 годов" предусмотрено, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные правительством Российской Федерации в 2003 г., применяются в 2014 г. с коэффициентом 2,33.Таким образом, действующим законодательством предусмотрена плата размещение отходов, которая определяется умножением базовых нормативов платы (это норматив, установленный Правительством Российской Федерации в 2003 г. с коэффициентом 2,33 на основании Закона № 349) на коэффициент, учитывающий экологические факторы (это - 1,1,установленный Постановлением № 344 приложение N 2). На основании выше изложенного размер платы за размещенные в 4 квартале 2014г ООО «Эколог» отходы - грунта, загрязненного нефтью или нефтепродуктами в количестве 396 т. составило:
<данные изъяты> рублей.
Согласно платежному поручению № ООО «Эколог» оплачено за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года, как с опозданием - 13.02.2015г., так и в значительно меньшей сумме – <данные изъяты> копеек.
Таким образом, виновность ООО «Эколог» в совершении административного правонарушения подтверждается приведенными выше доказательствами.
Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой, в связи с чем признаются судом достоверными относительно события правонарушения и допустимыми доказательствами.
Поскольку выводы о наличии вины ООО «Эколог» в совершении вменяемого правонарушения основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в процессе рассмотрения дела, и собранных по делу доказательствах в их совокупности, обоснованность привлечения данного общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Довод заявителя о привлечении ООО «Эколог» к административной ответственности за пределами срока давности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ (спустя 10 месяцев с момента совершения правонарушения), суд находит несостоятельным, поскольку в силу названной правовой нормы срок давности за нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет 1 год.
Таким образом, жалоба законного представителя юридического лица не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемого постановления.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено.
На основании изложенного, оспариваемое постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия № от 16.12.2015 г. в отношении ООО «Эколог» оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица ФИО3 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток.
Судья Ю.Н. Лоцкий