ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-52/2016 от 22.09.2016 Нестеровского районного суда (Калининградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Нестеровского районного суда Калининградской области Белехова В.А.,

при секретаре Поздняковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 сентября 2016 года жалобу ФИО1, <данные изъяты>

на постановление по делу об административном правонарушении от 24 мая 2016 года ведущего консультанта отдела охраны особо охраняемых территорий Департамента окружающей среды экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, в соответствии с которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.41 Кодекса об административных правонарушениях Калининградской области, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 100 рублей,

установил:

Вышеуказанным постановлением ФИО1 признан виновным в нарушении требований подпункта 16 пункта 20 Положения о природном парке «Виштынецкий», утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 19 января 2012 года № 9, в связи с тем, что он 09 апреля 2016 года в 11 часов 42 минуты находился на автомобиле <данные изъяты>, на территории государственного казенного учреждения Калининградской области «Природный парк «Виштынецкий» в особо охраняемой зоне, в квартале Токаревского участкового лесничества, в отсутствие соответствующего разрешения, то есть в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 41 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 100 рублей.

Из материалов дела следует, что обжалуемое постановление было вручено ФИО1 11 июля 2016 года.

Определением судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 08 августа 2016 года жалоба ФИО1 на данное постановление была направлена по подведомственности в Нестеровский районный суд Калининградской области.

Из содержания жалобы ФИО1 следует, что он не согласен с постановлением о привлечении его к административной ответственности, просит признать его незаконным и отменить. В обоснование доводов жалобы ФИО1 сослался на то, что административная ответственность, предусмотренная субъектом Российской Федерации по статье 41 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, не может рассматриваться в качестве законной основы для привлечения к административной ответственности, поскольку она установлена за нарушение требований, урегулированных федеральным законодательством, соблюдение которых обеспечивается статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указал, что каких-либо ограничивающих знаков, предупреждающих о наличии особо охраняемой зоны и ее границ, не имелось, территория природного парка «Виштынецкий» должным образом не обозначена на местности, что не позволяет водителю определить нахождение автомобиля на территории парка. В связи с отсутствием указателей и соответствующих дорожных знаков отличить дорогу общего пользования от иной дороги невозможно. Также в парке отсутствуют информационные щиты или предупреждающие знаки о режиме особой охраны территории. Кроме этого, считает, что имели место процессуальные нарушения при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении. Так, должностными лицами ГКУ Калининградской области «Природный парк «Виштынецкий» был составлен акт фиксации административного правонарушения, который не предусмотрен ни Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, ни Кодексом об административных правонарушениях Калининградской области; протокол об административном правонарушении был составлен 04 мая 2016 года по истечении срока его составления, постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10 от 24 мая 2016 года была направлена ему 19 июня 2016 года по истечении срока направления постановления. Также полагает, что правом рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.41 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области не наделено, протокол об административном правонарушении был составлен не уполномоченным на то должностным лицом.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал, изложив в её обоснование аналогичные доводы.

Проверив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, выслушав суд приходит к следующему.

Согласно преамбуле Закона «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14 марта 1995 года особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В части 1 статьи 18 данного закона указано, что природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

Постановлением Правительства Калининградской области от 19 января 2012 года № 9 утверждено Положение о природном парке «Виштынецкий».

В силу подп. 16 п.20 Положения в границах природного парка «Виштынецкий» запрещается движение транспортных и иных средств вне дорог общего пользования без разрешения государственного казенного учреждения Калининградской области «Природный парк «Виштынецкий», а также стоянка транспорта вне специально отведенных мест (за исключением проезда работников лесного хозяйства, а также должностных лиц государственных органов, наделенных в соответствии с действующим законодательством полномочиями по беспрепятственному доступу на территорию при осуществлении служебной деятельности).

Порядок выдачи разрешений на движение транспортных средств вне дорог общего пользования, а также на стоянку транспорта вне специально отведенных мест утвержден директором государственного казенного учреждения Калининградской области «Природный парк «Виштынецкий».

Статья 41 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального (областного) и местного значения, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти Калининградской области и органов местного самоуправления, если ответственность за соответствующие действия не установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В то же времястатья 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Статьи 1.1, 1.3 и 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разграничивают компетенцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в установлении административной ответственности.

Из системного анализа указанных федеральных норм следует, что федеральный законодатель, включая в систему законодательства об административных правонарушениях законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности, и наделяя в связи с этим субъекты Российской Федерации полномочиями по установлению административной ответственности, одновременно реализацию предоставленных региональному законодателю полномочий поставил в зависимость от положений ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих исключительную компетенцию Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях и тем самым определяющих пределы и границы нормотворческой деятельности субъекта Российской Федерации. Подпункт 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прямо гласит, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами.

Следовательно, субъект Российской Федерации вправе установить административную ответственность лишь по вопросам, не урегулированным федеральным законом.

Вопреки этому в контексте статьи 41 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях речь ведется о несоблюдении режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, урегулированных Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33- ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Таким образом, административная ответственность за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, вне зависимости от их значения, установлена статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с этим административная ответственность, предусмотренная субъектом Российской Федерации по статье 41 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, в данном случае не может рассматриваться в качестве законной основы для привлечения к административной ответственности, поскольку она установлена за нарушение требований, урегулированных федеральным законодательством, соблюдение которых обеспечивается статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного обжалуемое постановление нельзя признать законным.

В соответствии с ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья

решил:

Постановление ведущего консультанта отдела охраны особо охраняемых территорий Департамента окружающей среды экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО3 от 24 мая 2016 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности в виде штрафа в сумме 3 100 рублей по ст.41 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях,- отменить.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Нестеровский районный суд в течение 10 суток после его изготовления в окончательном виде со дня вручения или получения копии решения.

В окончательном виде решение изготовлено 22 сентября 2016 года.

Судья Белехова В.А.