ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-52/2018 от 09.04.2018 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 12-52/2018Р Е Ш Е Н И Е

г. Михайловск 09 апреля 2018 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Акопова А.Г.

при секретаре Баграмян В.В.,

с участием: представителя юридического лица – Администрации муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по доверенности Шепелевой Е.Б.

должностного лица – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Мелконяна А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу главы администрации Муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Мелконяна А.Ю. в отношении администрации Муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Глава Администрации Муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края обратился в Шпаковский районный суд Ставропольского края с жалобой на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Мелконяна А.Ю. в отношении администрации Муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В обоснование приведенных доводов глава Администрации Муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края указал, что ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела - главным государственным инспектором труда по правовым вопросам было вынесено постановление о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица - администрации муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.

С указанным постановлением администрация муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края не согласна по следующим основаниям.

На основании заявления Никулина Ю.И. в Государственную инспекцию Труда в Ставропольском крае о нарушении трудового законодательства, а именно: несвоевременной выдачи ему трудовой книжки, в администрации муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края была проведена внеплановая проверка.

Согласно ст. 84.1 Трудового кодекса РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний рабочий день работника. В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку.

Распоряжение о том, что ДД.ММ.ГГГГ были прекращены полномочия Никулина Ю.И. в связи с вступлением в должность нового главы муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края Д.В. Щербакова было издано ДД.ММ.ГГГГ вступившим в должность главой, а не ДД.ММ.ГГГГ действующим главой Никулиным Ю.И.

Последним днем работы Никулина Ю.И. был ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение о прекращении его полномочий им вынесено не было.

Однако, ему было известно, что ДД.ММ.ГГГГ было принято решение Думы МО Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края №57 «Об избрании главы МО Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, по результатам конкурса», которое вступает в законную силу со дня его опубликования в газете «Надеждинский вестник». Данное решение Думы было опубликовано в газете «Надеждинский вестник» №10 (121) от ДД.ММ.ГГГГ. Макет данного выпуска газеты был получен администрацией МО Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края на официальный электронный адрес adm.nadezda26@gmail.com так же ДД.ММ.ГГГГ, о чем было известно действующему на ДД.ММ.ГГГГ главе МО Никулину Ю.И. Однако, никаких мер, связанных с прекращением своих полномочий, как главы МО он не принял.

Более того, трудовая книжка находилась у Никулина Ю.И. Как поясняет ведущий специалист администрации МО Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края Хилько Л.С., Никулин Ю.И., будучи ее непосредственным руководителем, забрал свою трудовую книжку ДД.ММ.ГГГГ, то есть после того, как ему стало известно о принятом решении Думы от ДД.ММ.ГГГГ об избрании нового главы МО Надеждинского сельсовета.

Администрация муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края была лишена возможности своевременно исполнить требования трудового законодательства по вине самого работника, то есть действующего по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ главы МО Никулина Ю.И.

Автор жалобы считает, что инспектором при производстве по делу об административном правонарушении доказательства получены с нарушением требований закона, и не взяты во внимание пояснения и доказательства привлекаемого к административной ответственности лица (ст. 26.11 КоАП РФ, ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ), ввиду чего заявление Никулина Ю.И. в Государственную инспекцию Труда в Ставропольском крае о нарушении трудового законодательства, не является достаточным доказательством наличия в действиях юридического лица - администрации МО Надеждинского сельсовета, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель юридического лица – Администрации муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края судом приняты уточнения к жалобе, в которых глава Администрации Муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края указал, что на основании абзаца второго части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия главы муниципального образования прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ Глава муниципального образования в пределах полномочий издает правовые акты.

В силу п. 1.5 ч. 1 Положения об оплате труда депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления МО Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, утвержденного решением Думы МО Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от 28.02.2013 года №173, документом основанием для всех денежных выплат (в том числе при увольнении) выборным должностным лицам и муниципальным служащим является распорядительный правовой акт органа местного самоуправления Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края. Аналогично происходит процедура вынесения распоряжения при прекращении полномочий действующего главы. Это означает, что в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования ранее действовавшему главе муниципального образования необходимо издать правовой акт о прекращении полномочий ранее действовавшего главы муниципального образования. Такой правовой акт издается прекращающим полномочия главой муниципального образования в той же форме, что и правовой акт о вступлении в должность нового главы.

Просит постановлением от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель юридического лица – Администрации муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края Шепелева Е.Б. доводы, изложенные в жалобе поддержала и настаивала на удовлетворении.

Должностное лицо – главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Мелконян А.Ю. возражал против удовлетворения жалобы, поскольку в ходе проведения проверки были установлены нарушения трудового законодательства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в Администрации муниципального образования совершено нарушение действующего трудового законодательства, а именно в нарушении 84.1 Трудового кодекса РФ трудовая книжка выдана Никулину Ю.И. не в день прекращения трудового договора.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением юридическое лицо - администрация муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края была признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей

Распоряжением врио руководителя государственной инспекции труда в Ставропольском крае Хохряковой Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ была организована внеплановая документарная проверка в отношении Администрации муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.

Согласно акту внеплановой документарной проверки в отношении Администрации муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ был установлен ряд нарушений норм трудового законодательства, а именно: в нарушение требований ст. 140 Трудового кодекса РФ выплата сумм окончательного расчета произведена Никулину Ю.И. не своевременно; в нарушение требований ст. 84.1 Трудового кодекса РФ трудовая книжка выдана Никулину Ю.И. не в день прекращения трудового договора; в нарушение требований ст. 236 Трудового кодекса РФ Никулину Ю.И. не выплачена денежная компенсация в связи с задержкой выплаты сумм окончательного расчета при увольнении; в нарушение требований ст. 234 Трудового кодекса РФ Никулину Ю.И. возмещен не полученный заработок в связи с задержкой выдачи трудовой книжки.

Указанные обстоятельства нарушения трудового законодательства подтверждаются представленными материалами проверки: предписанием от ДД.ММ.ГГГГ; определением о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Согласно положениям ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет.

Таким образом, установлено, что в отношении Никулина Ю.И. были допущены нарушения положения ст.84.1 Трудового кодекса РФ.

Вместе с тем, судом приняты во внимание представленные Администрацией муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края документы, которые подтверждают фактические обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ было принято решение Думы МО Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края №57 «Об избрании главы МО Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, по результатам конкурса», которое вступает в законную силу со дня его опубликования в газете «Надеждинский вестник». Данное решение Думы было опубликовано в газете «Надеждинский вестник» (121) от ДД.ММ.ГГГГ. Макет данного выпуска газеты был получен администрацией МО Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края на официальный электронный адрес adm.nadezda26@gmail.com так же ДД.ММ.ГГГГ, о чем было известно действующему на ДД.ММ.ГГГГ главе МО Никулину Ю.И. Однако, никаких мер, связанных с прекращением своих полномочий, как главы МО он не принял.

Допрошенная в судебном заседании ведущий специалист администрации МО Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края Хилько Л.С. пояснила, что Никулин Ю.И., будучи ее непосредственным руководителем, забрал свою трудовую книжку ДД.ММ.ГГГГ, то есть после того, как ему стало известно о принятом решении Думы от 23 октября 2017 года об избрании нового главы МО Надеждинского сельсовета. После чего она неоднократно связывалась с Никулиным Ю.И. с просьбой вернуть трудовую книжку в администрацию МО Надеждинского сельсовета для внесения в нее записи, однако лишь ДД.ММ.ГГГГ Никулин Ю.И. передал ей свою трудовую книжку. После получения трудовой книжки Никулина Ю.И., она незамедлительно сделала в ней запись о прекращении его полномочий и трудовая книжка была передана Никулину Ю.И. под роспись, о чем свидетельствует запись в книге учета движения трудовых книжек.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом суд учитывает положения п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» о том что, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Оценив представленные по делу доказательства, суд считает, что действия Администрации муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края правильно квалифицированы государственной инспекцией труда в Ставропольском крае в Шпаковском района по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, однако на основании ст. 2.9 КоАП РФ, суд полагает возможным освободить Администрацию муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от административной ответственности, прекратить производство по делу и ограничиться устным замечанием.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 2.9, 30.6-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу главы Администрации муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края удовлетворить частично.

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ставропольском крае Мелконяна А.Ю. в отношении администрации Муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ – прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ за малозначительностью, освободить Администрации муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, объявив устное замечание.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.Г. Акопов