Дело № 12-52/2021
27RS0020-01-2021-000625-61
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
02 июня 2021 года г. Николаевск-на-Амуре
Судья Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края А.С. Новосёлов, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица ООО «Николаевский морской торговый порт», по доверенности № 219 от 01.02.2021 года, ФИО1 на постановление должностного лица – старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, № 16-07/2021 от 09.02.2021 года о привлечении юридического лица ООО «Николаевский морской торговый порт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч. 1, ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица – старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, № 16-07/2021 от 09.02.2021 года юридическое лицо ООО «Николаевский морской торговый порт» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением защитником юридического лица ООО «Николаевский морской торговый порт», по доверенности № 219 от 01.02.2021 года, ФИО1, была подана жалоба на вышеуказанное постановление, в жалобе отражено несогласие с вынесенным постановлением, по следующим основаниям.
27.11.2020 года по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в отношении ООО «Николаевский морской торговый порт», был составлен Акт проверки № 0904-57Вн-А/015-1020, а также было вынесено предписание № 0904-58Вн-П/014-1020 об устранении нарушения экологического законодательства. На основании Акта проверки от 27.11.2020 года и предписания от 27.11.2020 года Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вынесено постановление № 16-07/2021 от 09.02.2021 о привлечении ООО «Николаевский морской торговый порт» к административной ответственности по основания, предусмотренным ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100000. ООО «Николаевский морской торговый порт» полагает, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований законодательства Российской Федерации и подлежит отмене по следующим основаниям.
1. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при проведении внеплановой выездной проверки допущены нарушения Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которые выразились в следующем.
1.1. В соответствии с п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Выездная внеплановая проверка в отношении ООО «Николаевский морской торговый порт» проведена Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 30.10.2020 года по 27.11.2020 года на основании распоряжения № 57-р от 28.10.2020 года. Распоряжение № 57-р от 28.10.2020 года направлено на адрес электронной почты ООО «Николаевский морской торговый порт» в четверг, 29.10.2020, в 1:53+03:00. Время 1:53 +03:00 по Всемирному координированному времени (Universal Coordinated Time) означает 4:53 по часовому поясу г. Москва и соответственно 11:53 по часовому поясу г. Николаевска-на-Амуре. Таким образом, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не соблюден 24-ти часовой срок уведомления ООО «Николаевский морской торговый порт» о проведении внеплановой выездной проверки, которая была начата 30.10.2020 года в 9 часов 10 минут.
1.2. В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Список должностных лиц, назначенных для проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Николаевский морской торговый порт», утвержден распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 57-р от 28.10.2020 года. Данный список не совпадает со списком должностных лиц, фактически проводивших проверку и указанных в Акте проверки № 0904-57Вн-А/015-1020 от 27.11.2020 года.
1.3. В соответствии с п. 4, ст. 16 Закона № 294-ФЗ Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. Акт проверки № 0904-57Вн-А/015-1020 года от 27.11.2020 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования руководителю, должностному лицу или уполномоченному представителю ООО «Николаевский морской торговый порт» под расписку не вручен не был. Согласие на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля ООО «Николаевский морской торговый порт» не давало.
1.4. В соответствии со ст. 18 Закона № 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны: - предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки; - знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки; - знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при проведении проверки не предоставила руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю ООО «Николаевский морской торговый порт» информация и документы, относящиеся к предмету проверки, не знакомила руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя ООО «Николаевский морской торговый порт» с результатами проверки и с документами и информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Так, исходя из текста Акта проверки № 0904-57Вн-А/015-1020 от 27.11.2020 года приложениями к Акту являются (стр. 19): протоколы испытаний от 13.11.2020 года № 1222/1, экспертное заключение от 24.11.2020 года № 055/2020, акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 09.11.2020 года № 16/57р/15, акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 09.11.2020 года № 16/57р/16. В ходе проведения проверки ни один из указанных документов для ознакомления ООО «Николаевский морской торговый порт» представлен не был, о существовании данных документов ООО «Николаевский морской торговый порт» узнало только из текста Акта проверки. Возможность направить пояснения по содержанию вышеуказанных документов ООО «Николаевский морской торговый порт» не была предоставлена. Более того, вышеуказанные документы хоть и являются приложением к Акту проверки № 0904-57Вн-А/015-1020 от 27.11.2020 года, но в адрес ООО «Николаевский морской торговый порт» вместе с Актом не поступили. Таким образом в ходе проверки были нарушены права ООО «Николаевский морской торговый порт», предусмотренные ст. 21 Закона № 294-ФЗ.
2. Согласно постановления о назначении административного наказания № 16-07/2021 от 09.02.2021 года (стр. 2, 3), вменяемое ООО «Николаевский морской торговый порт» правонарушение выразилось в следующем. На территории грузового района № 3 места (площадки), предназначенные для накопления и временного хранения отходов производства и потребления не оборудованы в соответствие с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. Контейнеры для накопления и временного хранения отходов производства и потребления установлены с нарушением. Контейнеры не имеют защиту от атмосферных осадков (отсутствуют крышки). В контейнерах собраны отходы с нарушением раздельного складирования по видам и группам отходов. Данные нарушения были устранены в ходе проверки, об устранении нарушений представителем ООО «Николаевский морской торговый порт» был уведомлен представитель Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4, с предъявлением фото и видео доказательств (фотографии - Приложение № 7 к заявлению). Так как, представитель Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в момент уведомления находился в дороге, уведомление происходило посредством WhatsApp по телефонному номеру представителя №.
3. В случае отказа в удовлетворении настоящего заявления ООО «Николаевский морской торговый порт» просит суд учесть следующее. В соответствии с п. 3 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Действия ООО «Николаевский морской торговый порт» не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. В соответствии с п. 4 ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Отягчающие обстоятельства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Николаевский морской торговый порт» отсутствуют. Также, учитывая классификацию элементов административного правонарушения, можно выделить один из элементов - объективная сторона административного правонарушения, которая выражается в наличии противоправного действия или бездействия и наступление вредных последствий. Негативные последствия от вменяемого ООО «Николаевский морской торговый порт» правонарушения не возникли. Часть 1 ст. 8.2 КоАП РФ не предусматривает назначение наказания в виде предупреждения. Вместе с тем, согласно ч. 3, ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса. При определении меры ответственности суд должен учитывать, что согласно ч. 1 ст. 4.1.1. 34 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. В ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Имущественный ущерб и негативные последствия от вменяемого ООО «Николаевский морской торговый порт» правонарушения не возникли, обстоятельства, отягчающие ответственность, отсутствуют. На основании изложенного и в соответствии с ч. 3 ст. 30.1, ст. ст. 30.2, 30.3 КоАП РФ просят суд Постановление от 09.02.2021 № 16-07/2021 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 100000 рублей в отношении ООО «Николаевский морской торговый порт» отменить, производство по делу прекратить. В случае отказа в удовлетворении заявления об отмене постановления от 09.02.2021 № 16-07/2021 о привлечении к административной ответственности просит назначить ООО «Николаевский морской торговый порт» наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Из дополнений к поданной жалобе следует, что 05.04.2021 Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования произведено обследование территории Грузового района № 3, расположенного в морском порту г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края, на предмет исполнения предписания № 0904-58Вн-П/014-1020 от 27.11.2020 об устранении нарушения экологического законодательства. По результатам обследования составлен Акт от 05.04.2021 года, согласно которого, предписание № 0904-58Вн-П/014-1020 от 27.11.2020 в части вышеуказанных нарушений (пункты 3 и 4 предписания) выполнено. Таким образом, вменяемое ООО «Николаевский морской торговый порт» на сегодняшний день устранено в полном объеме.
В судебное заседание заявитель по жалобе в лице законного представителя (представителя, защитника) юридического лица не явились, извещена в надлежащем порядке о месте и времени рассмотрения жалобы, ею представлено заявление о рассмотрении жалобы без участия.
При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть поданную жалобу в отсутствие законного представителя (представителя, защитника) ООО «Николаевский морской торговый порт» по имеющимся в деле материалам, по правилам ст. 25.4 КоАП РФ.
В судебное заседание должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление не явилась, извещена в надлежащем порядке о месте и времени рассмотрения жалобы, предоставила заявление о рассмотрении жалобы в ее отсутствие, так же просила суд оставить жалобу без удовлетворения.
При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть жалобу по существу в отсутствие должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление (иного управомоченного лица), по имеющимся в деле материалам, на основании поданного им заявления.
Суд, изучив материалы дела, в том числе истребованные из административного органа, а также приобщенные к материалам дела в рамках рассмотрения жалобы по существу, приходит к следующим выводам.
В силу положений ч. 1, ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч. 1, ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.
К числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении ст. 26.1 КоАП РФ, среди прочего, отнесено наличие события административного правонарушения (места, времени, обстоятельств совершения правонарушения).
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия судьи не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Исходя из указанной нормы, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, ст. 8.2 КоАП РФ установлению подлежит факт несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 42, ст. 58 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно, ст. 65 ВК РФ: Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1). Ширина водоохраной зоны моря составляет пятьсот метров (ч. 8).
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Из чего следует, что осуществление деятельности в границах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта должно осуществляться в соответствии с установленными ограничениями хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 16, ст. 65 ВК РФ - в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Частью 1 ст. 22 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ определено - Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативов (СанПин 2.1.7.1322-03) «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», а именно: - Процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включает в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортирование, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание (п. 2.2.); - при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается (п. 3.4, п. 3.7.); - Размещение объекта складирования в установленных границах водоохранных зон открытых водоемов не допускается (п. 4.3.).
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, государственной экологической экспертизы (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400).
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, в ходе проверки деятельности ООО «Николаевский морской торговый порт» на предмет соответствия деятельности юридического лица требованиям норм охраны окружающей среды и водного законодательства, выявлены нарушения указанных действующих законодательств, а именно, материалами дела установлено, что ООО «Николаевский морской торговый порт» осуществляет хозяйственную деятельность на территории Николаевского морского порта в г. Николаевск-на-Амуре, Хабаровского края и включает в себя грузовые районы № 2 и № 3. Грузовые районы территориально отделены друг от друга акваторией морского порта и расположены в водоохранной зоне водного объекта - устьевой части р. Амур.
09.11.2020 года в период с 11 ч. 42 мин. по 12 ч. 15 мин. местного времени в рамках проведения проверки проведено обследование территории грузового района № 3 (объект 08-0127-001014-П, объект II категории, категория риска - 2 высокая (445 от 2018-07-10) в том числе причалы № 5, № 6, № 7, № 8.
В ходе осмотра территории грузового района в районе механических мастерских в непосредственной близости от водного объекта - акватории реки Амур (1,5 м.), места (площадки), предназначенные для накопления и временного хранения отходов производства и потребления не оборудованы в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. Контейнеры для накопления и временного хранения отходов производства и потребления установлены с нарушениями.
Контейнеры и бочка для накопления и временного хранения отходов производства и потребления установлены непосредственно на растительный слой почвы, без защиты от атмосферных осадков, вокруг которых разбросаны ТКО (пластиковые пакеты, бутылки, упаковочные материалы и т.д.). В контейнерах собраны вместе разные отходы по категориям и классам опасности, в том числе опасные – промасленная ветошь, твердые коммунальные отходы, пластиковые пакеты, стеклянные бутылки, картонные коробки, металлические детали автотранспорта, загрязненные нефтепродуктами, отработанные воздушные фильтры автотранспорта и т.д.
Рядом с входом в механические мастерские на бетонных плитах установлены еще два контейнера с маркировкой «мусор». Контейнеры не имеют защиту от атмосферных осадков (отсутствуют крышки).
Так же в контейнерах собраны и хранятся промасленная ветошь, твердые коммунальные отходы, пластиковые пакеты, стеклянные бутылки, картонные коробки, металлические детали автотранспорта, загрязненные нефтепродуктами и т.д.
Выявленные нарушения, в числе прочих, зафиксированные в акте проверки от 27.11.2020 года № 0904-57н-А/15-1020, акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 16/57р/15 от 09.11.2020 года послужили основанием для привлечения ООО «Николаевский морской торговый порт» к административной ответственности по ч. 1, ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Исследовав собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд приходит к выводу о правомерности привлечения ООО «Николаевский морской торговый порт» к административной ответственности по ч. 1, ст. 8.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, ст. 8.2 КоАП РФ, и вина общества подтверждаются материалами дела, а именно актом проверки от 27.11.2020 года № 0904-57н-А/15-1020, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 16/57р/15 от 09.11.2020 года, протоколом об административном правонарушении от 12.01.2021 года № 16-07/2021 и иными материалами дела.
В соответствии с п. 16 ст. 10 ФЗ № 294-ФЗ, о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2, ч. 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Как установлено судом, заявитель по жалобе указывает на грубое нарушение требований ФЗ № 294 в части срока уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, а именно уведомление им направлено в 11 часов 53 минуты 29.10.2020 года, а проверка начата 30.10.2020 года в 09 часов 10 минут, однако указанные обстоятельства полностью опровергаются исследованными материалами дела, так, в частности, согласно вменяемого данному юридическому лицу правонарушению по ч. 1, ст. 8.2 КоАП РФ, последнее выявлено органами государственного контроля (надзора) при обследовании акватории ООО «Николаевский морской торговый порт» 09.11.2020 года в период времени с 11 часов 10 минут, до 11 часов 35 минут, о чем составлен соответствующий акт (№ 16/57р/15), подписанный без каких-либо возражений представителем юридического лица (ФИО5), таким образом, проведение проверки грузового района № 3 было начато лишь 09.11.2020 года, а не 30.10.2020 года в 09 часов 10 минут, как указывает заявитель по жалобе, при этом, не прилагая каких-либо доказательств, подтверждающих время начала проверки 30.10.2020 года именно в 09 часов 10 минут, данная ссылка является голословной, что опровергается составленным актом обследования грузового района № 3, в рамках которого и было выявлено нарушение ч. 1, ст. 8.2 КоАП РФ, впоследствии отраженного в протоколе об административном правонарушении, и в вынесенном обжалуемом постановлении, соответственно нарушения положений п. 16, ст. 10 ФЗ № 294-ФЗ в части нарушения срока уведомления о проведении проверки не имеется, обратного материалы дела не содержат.
Ссылка в жалобе на нарушение п. 1 ст. 14 ФЗ № 294-ФЗ в части того, что последняя проведена должностными лицами, отличающимися от списка должностных лиц, утвержденных распоряжением № 57-р от 28.10.2020 года (в части двух фамилий, как установлено судом - Плахтий, ФИО3), то данное обстоятельство, не может быть признано основанием для признания результатов проведенной внеплановой выездной проверки недействительными, поскольку не относится к грубым нарушениям проведения внеплановой выездной проверки, установленных ст. 20 ФЗ № 294.
В соответствии с п.п. 4 ч. 2, ст. 20 ФЗ № 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных ч. 1, ст. 14 настоящего Федерального закона (а именно, только в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Указанные обстоятельства опровергаются исследованными материалами дела, и само распоряжение, и сама проверки проведена в соответствии с требованиями ст. ст. 10, 14, 16, 18, 21 ФЗ № 294 ФЗ.
Согласно п. 4 ст. 16 ФЗ № 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (при условии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа. При этом уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (ч. 5 ст. 16 ФЗ № 294-ФЗ).
Приведенный довод в жалобе о неполучении результатов проверки в установленный срок, не свидетельствует о необоснованности привлечения данного юридического лица к административной ответственности по ч. 1, ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку к грубому нарушению по смыслу п. 6, ч. 2, ст. 20 Закона относится непредставление акта проверки вовсе, а не предоставление такого акта с нарушением сроков или в электронной форме, получение данного акта проверки не оспаривается заявителем по жалобе, из материалов дела судом также установлено, что данный акт проверки заявителем по жалобе был получен, поскольку уже в феврале 2021 года, заявитель обратился с жалобой на вынесенное постановление первоначально в Арбитражный суд Хабаровского края, прилагая к заявлению об оспаривании, в том числе, и сам акт проверки от 27.11.2020 года, кроме того из самой жалобы усматривается, что в п. 1.4 жалобы заявитель указывает на предусмотренную ранее возможность при проведении проверки получения документов в рамках межведомственного информационного взаимодействия, опровергая данное обстоятельство в рамках положений п. 1.3 жалобы, т.е. противоречит сам себе.
Довод жалобы о том, что нарушены положения ст. 18 ФЗ № 294-ФЗ в части предоставления информации и документов, относящихся к предмету проверки, в частности, как указано в жалобе: протоколы испытаний от 13.11.2020 года № 1222/1, экспертное заключение от 24.11.2020 года № 055/2020, акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 09.11.2020 года № 16/57р/15, акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 09.11.2020 года № 16/57р/16, также не является основанием для вывода о необоснованности привлечения данного юридического лица к административной ответственности по ч. 1, ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку не относится к грубому нарушению результатов оформления проверки, в рамках положений ст. 20 ФЗ № 293-ФЗ, сам заявитель по жалобе в случае не поступления указанных документов не был лишен возможности ознакомиться с ними путем направления соответствующего запроса о предоставлении данных документов в их адрес либо обжаловать действия данного должностного лица, как это предусмотрено положениями ст. 21 ФЗ № 294-ФЗ, предоставляющего такое право юридическому лицу как проверяемому субъекту.
Довод жалобы о том, что 05.04.2021 года Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования произведено обследование территории Грузового района № 3, расположенного в морском порту г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края, на предмет исполнения предписания № 0904-58Вн-П/014-1020 от 27.11.2020 об устранении нарушения экологического законодательства. По результатам обследования составлен Акт от 05.04.2021 года, согласно которого, предписание № 0904-58Вн-П/014-1020 от 27.11.2020 в части вышеуказанных нарушений (пункты 3 и 4 предписания) выполнено. Таким образом, вменяемое ООО «Николаевский морской торговый порт» на сегодняшний день устранено в полном объеме, не свидетельствует о необоснованности привлечения данного юридического лица к административной ответственности по ч. 1, ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку нарушение устранено после его выявления и не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, правонарушение связано с ненадлежащим выполнением юридическим лицом нормативных требований в сфере охраны окружающей среды, а также благополучия населения, и нарушение связано с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, не установлено.
Доказательства, получены в установленном КоАП РФ порядке, соответствуют требованиям относимости, допустимости, достоверности, каких-либо нарушений КоАП РФ
по делу, судом не установлено.
Полномочия административного органа реализованы в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ. Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих производство по административному делу, не установлено.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Николаевский морской торговый порт» как юридическое лицо, имело реальную возможность для соблюдения ими норм и правил, а также требований природоохранного законодательства в части охраны окружающей среды и водного законодательства, но им не были приняты все зависящие меры по соблюдению действующего законодательства, что говорит о пренебрежительном отношении заявителя по жалобе к исполнению возложенных нормой закона требований вышеуказанного законодательства.
Указанные обстоятельства с достоверностью установлены должностным лицом и судом при рассмотрении жалобы.
Иные ссылки в жалобе не влияют на правильность как квалификации действий (бездействия) юридического лица, так и обоснованность привлечения данного юридического лица к административной ответственности по ч. 1, ст. 8.2 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, не представлено.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 3, ст. 3.4 и ч. 1, ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2, ст. 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем в рассматриваемом случае суд не усматривает наличие условий, предусмотренных ч. 2, ст. 3.4 КоАП РФ, в связи с чем доводы жалобы о замене назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение, подлежат отклонению.
Нарушение природоохранного законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, посягает на отношения, объектом которых являются общественные отношения, направленные на охрану окружающей среды, соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, действия (бездействие) заявителя по жалобе существенным образом нарушает вышеуказанные правоотношения, поскольку в рамках осуществления хозяйственной деятельности ими оказывается негативное воздействие на окружающую среду в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, что является грубым нарушением обязательных требований законодательства при эксплуатации объекта, оказывающее негативное воздействие, свидетельствующим об умышленном игнорировании требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Оснований для снижения размера назначенного штрафа суд не усматривает, поскольку каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих суду снизить размер назначенного штрафа, суд не установил и из материалов дела это не усматривается, с учетом установленных по делу обстоятельств, назначенное наказание судом рассматривается как справедливое и соразмерное установленному судом правонарушению и фактическим обстоятельствам дела, отвечающее принципу индивидуализации назначенного наказания и является минимальным.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление должностного лица – старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, № 16-07/2021 от 09.02.2021 года о привлечении юридического лица ООО «Николаевский морской торговый порт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, ст. 8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100000 рублей - оставить без изменения, а жалобу защитника юридического лица ООО «Николаевский морской торговый порт», по доверенности № 219 от 01.02.2021 года, ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края.
Судья А.С. Новосёлов