Дело № 12-52/2021
УИД 27RS0015-01-2021-000472-09
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
п. Ванино 02 июня 2021 года
Судья Ванинского районного суда Хабаровского края Стромилова Е.А.,
с участием:
представителя юридического Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» - ФИО1, действующего на основании доверенности № 28 от 11.01.2021,
представителя административного органа – судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Ванинском району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО2, действующей на основании прав по должности,
Ванинского транспортного прокурора Дрёмова С.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ванинского районного суда Хабаровского края по адресу: <...>, жалобу юридического лица Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», поданную защитником юридического лица и.о. директора Хабаровского филиала ФГКУ Росгранстрой ФИО3 на постановление от 26.02.2021 года начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Ванинскому району УФССП России по Хабаровскому краю и еврейской автономной области ФИО4, вынесенное в отношении юридического лица Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», расположенного по адресу: 107078 <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>), о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением от 26.02.2021 года начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Ванинскому району УФССП России по Хабаровскому краю и еврейской автономной области ФИО4 от 25.02.2021 года юридическое лицо ФКГУ «Росгранстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе защитник юридического лица и.о. директора Хабаровского филиала ФГКУ Росгранстрой ФИО3 с постановлением не согласился, указав, что ФГКУ Росгранстрой ведется работа по исполнению решения суда, а именно запрашиваются лимиты бюджетных обязательств у главного распорядителя бюджетных средств - Министерства транспорта Российской Федерации (далее по тексту - Минтранс России) в соответствии с п. 1.6 Устава ФГКУ Росгранстрой, утвержденного распоряжением Минтранса России от 22.06.2016 № СА-78-р (далее - Устав ФГКУ Росгранстрой). Вместе с тем, ФГКУ Росгранстрой обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (пункт 2.4 Устава ФГКУ Росгранстрой). Пунктом 5 статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств.
ФГКУ Росгранстрой не вправе осуществлять действия, связанные с оснащением и обустройством пунктов пропуска без соответствующего решения главного распорядителя бюджетных средств - Минтранса России, и вне утвержденной бюджетной сметы.
В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон о Границе РФ) пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются международными договорами Российской Федерации или Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, согласованным с пограничными органами и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств.
Открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованными федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными органами и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу РФ.
При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу) (абзац 2 статьи 12 Закона о Границе РФ).
При этом порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 3 статьи 12 Закона о Границе РФ). То есть обустройство, оснащение пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках реконструкции существующего пункта пропуска и с соблюдением порядка, установленного Правительством Российской Федерации.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 79 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
При этом в силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Концепцией реализации государственной политики в сфере обустройства объектов государственной границы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской федерации от 11.09.2008 № 1309-р, определено, что проектирование, строительство, реконструкция, оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска и других объектов инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации осуществляется в рамках федеральных целевых программ в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации.
В настоящее время такими программами являются федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2012-2021 годы)», реализуемая в рамках государственной программы «Обеспечение государственной безопасности» и Федеральный проект «Логистика международной торговли» в рамках Национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт».
На основании вышеизложенного, расходы на оснащение пунктов пропуска осуществляются только при реконструкции существующих пунктов пропуска либо при строительстве новых. Однако, реконструкция МПП Ванино вышеуказанными федеральными целевыми программами не предусмотрена.
На сегодняшний день сумма бюджетных расходов, необходимая для исполнения решений судов по искам транспортных прокуроров, составляет более 1 миллиарда рублей, не обеспеченных лимитами федерального бюджета по вышеуказанным государственным программам.
Минтрансом России постоянно поднимается вопрос о ненадлежащем состоянии и проблемах бюджетного финансирования пунктов пропуска, однако, с учетом жестких бюджетных ограничений предложения Минтранса России по выделению дополнительного финансирования Минфином России не поддержаны.
Так, по информации ФГКУ Росгранстрой о потребности в дополнительном финансировании на исполнение вступивших в силу решений судов Минтрансом России направлено соответствующее обращение в Минэкономразвития России, однако, предложения Минтранса были отклонены (копию письма Минтранса РФ от 19.10.2018 г. № 20-05/23516-ИС прилагаем).
Вместе с тем, Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело предложения Минтранса России по дополнительному финансированию мероприятий, необходимых для содержания (эксплуатации), проведения ремонтных работ, технического дооснащения и замены оборудования в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, предоставив ответ письмом от 04.09.2019 г. № 10-04/68371 о несогласовании предложений (копию прилагаем).
В 2020 году ФГКУ Росгранстрой направлено письмо в Минтранс от 24.03.2020 № АТ-1880/06 о дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях на 2020-2022 годы, в том числе на исполнение решения суда, однако, до настоящего времени лимиты бюджетных обязательств не доведены.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления. руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Таким образом, ФГКУ Росгранстрой принимались меры для исполнения решения суда, что подтверждается обращениями Минтранса России в Минфин России и Минэкономразвития для выделения дополнительного финансирования, а также обращением ФГКУ Росгранстрой в Минтранс России. До настоящего времени лимиты бюджетных обязательств на исполнение решение суда не выделялись. Иного порядка исполнения решения суда не существует.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Пункт 3 статьи 4.1 КоАП РФ указывает на то, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими те обстоятельства, что ФГКУ Росгранстрой приняты все возможные меры для исполнения решения суда.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 30.1-30.3, 30.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ просит отменить постановление ОСП по Ванинскому району о наложении административного штрафа от 26.02.2021 и производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель юридического лица ФИО1, действующий на основании доверенности № 28 от 11.01.2021, доводы жалобы поддержал, просил отменить постановление ОСП по Ванинскому району о наложении административного штрафа от 25.02.2021 и производство по делу прекратить.
Должностное лицо судебный пристав-исполнитель ОСП по Ванинскому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО2 в судебном заседании полагала постановление о назначении административного наказания законным и обоснованным, поскольку учреждению был предоставлен срок в течении 3 лет с момента вступления решения в законную силу для его исполнения, исполнительное производство было возбуждено только 12.11.2019 года, предпринимались попытки приостановить и прекратить исполнительное производство, однако в удовлетворении данных заявлений и ходатайств было отказано. В адрес суда представила письменные возражения.
Ванинский транспортный прокурор Дрёмов С.Ф. в ходе рассмотрения жалобы полагал привлечение юридического лица к административной ответственности обоснованным, поскольку были сроки для добровольного исполнения судебного акта, способы исполнении решения не ограничены.
Выслушав участника процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
Согласно ч. 1, 2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 17.07.2014 г. удовлетворены исковые требования Ванинского транспортного прокурора к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Федеральному агентству по обустройству Государственной границы Российской Федерации о понуждении к совершению действий по устранению нарушений норм законодательства Таможенного союза, санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации по обустройству и оборудованию пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на ФГКУ Росгранстрой возложена обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу обустроить в морском пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Ванино: специальные помещения, предназначенные для осмотра мелких домашних животных и птиц, для отбора проб и проведения исследований поднадзорной продукции, досмотровые площадки; пункт временной передержки мелких животных и птиц; помещение для хранения задержанной поднадзорной продукции; помещение, оборудованное печью для термического уничтожения конфискатов, сепараций, трупов мелких животных, пищевых и других отходов, перевозимых пассажирами или обнаруженных в транспортных средствах. Апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 07.11.2014 г. вышеуказанное решение оставлено без изменения. До настоящего времени решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 17.07.2014 г. не исполнено.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ванинскому району 26 апреля 2019 г. возбуждено исполнительное производство №24612/19/27015-ИП.
Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, названная выше обязанность ФГКУ Росгранстрой исполнена не была, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ванинскому району от 26.06.2020 на учреждение был наложен исполнительский сбор в сумме 50 000 руб.сумма исполнительного сбора должником оплачена.
25.06.2019 года в адрес должника направлено требование №27015/19/107982 об исполнении решения Центрального районного суда г. Хабаровск в 7-дневный срок.
11.09.2019 года в адрес должника направлено предупреждение № 27015/19/155042 о необходимости исполнения решения суда, а также разъяснены последствия его не исполнения в виде привлечения к административной и уголовной ответственности.
26.06.2020 года в адрес должника направлено предупреждение от 26.06.2020 № 27015/20/92913 о необходимости исполнения решения суда, а также разъяснены последствия его не исполнения в виде привлечения к административной и уголовной ответственности.
26.06.2020 года в адрес должника направлено требование №27015/20/93025 об исполнении решения Центрального районного суда г. Хабаровск в 7-дневный срок. Требование получено должником 02.07.2020.
14.07.2020 года в адрес должника направлено предупреждение № 27015/20/92912 о необходимости исполнения решения суда, а также разъяснены последствия его не исполнения в виде привлечения к административной и уголовной ответственности.
26.08.2020 в адрес должника направлено требование №27015/20/132046 об исполнении решения Центрального районного суда г. Хабаровск в срок до 28.09.2020. Требование получено должником 24.12.2020.
15.01.2021 в адрес должника направлено требование №27015/20/3384 об исполнении решения Центрального районного суда г. Хабаровск в срок до 04.02.2021. За неисполнение указанного требования, а так же требований исполнительного документа должник предупрежден об административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ. Требование получено должником 27.01.2021.
02.02.2021 года в адрес должника направлено предупреждение о необходимости исполнения решения суда, а также разъяснены последствия его не исполнения в виде привлечения к административной и уголовной ответственности.
По стоянию на 04.02.2021 должником требования исполнительного документа не исполнены. Доказательства его исполнения или же невозможности исполнения по независящим от должника обстоятельствам, вопреки требованию судебного пристава — исполнителя представлено не было.
05.02.2021 года вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
05.02.2021 года составлен протокол № 001204/21/27015-ИП в отсутствие представителя должника. Поскольку на 05.02.2021 должником требования исполнительного документа не исполнены, доказательства его исполнения или же невозможности исполнения по независящим от должника обстоятельствам, вопреки требованию судебного пристава — исполнителя представлено не было, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ. № 001205/21/27015-АП. Определением начальника отделения — старшего судебного пристава от 05.02.2021 года назначена дата, время рассмотрения протокола по делу об административном правонарушении на 25.02.2021 года на 15 часов 20 минут. Копии указанных документов получены должником. В назначенное время для рассмотрения дела об административном правонарушении представитель должника не явился.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении исполнительного производства, постановлением о взыскании исполнительского сбора, требованиями и предупреждениями, протоколом об административном правонарушении от 05.02.2021 года и иными материалами дела.
Данные доказательства, оглашенные и исследованные в судебном заседании отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении, и оценены при рассмотрении дела с учетом требований ст. 26.11 КоАП РФ.
Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, суду не представлены.
Учитывая изложенное, обоснованность привлечения юридического лица ФГКУ «Росгранстрой» к административной ответственности сомнений не вызывает.
Действия юридического лица ФГКУ «Росгранстрой» правильно квалифицированы по ст. 17.15.ч.1 КоАП РФ как неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Доводы жалобы защитника юридического лица ФГКУ «Росгранстрой» о том, что решение неисполнимо в силу невозможности разрешения вопрос с Управлением Россельхознадзора, являются несостоятельными, поскольку противоречат требованиям закона и обстоятельствам дела.
Суд учитывает, что решение суда, которое вступило в законную силу 23.09.2016, в течение срока для его добровольного исполнения, а также до настоящего времени, юридическим лицом не исполнено.
Иные доводы представителя Учреждения сводятся к мерам, направленным на исполнение решения, не являются основанием к отмене оспариваемого постановления.
Так ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность физических, юридических и должностных лиц.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, в нем описано событие административного правонарушения применительно к диспозиции части 1 статьи 17.5 названного Кодекса с указанием места и времени, отражены все установленные на стадии возбуждения дела фактические обстоятельства, а также иные необходимые данные для разрешения дела по существу.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований в ходе производства по делу не допущено.
Доказательств принятия виновным лицом комплекса исчерпывающих мер, направленных на исполнение решения суда, должностным лицом должника, не представлено.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену либо изменение постановления, при рассмотрении дела должностным лицом допущено не было.
Наказание назначено в пределах санкции ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения и конкретных обстоятельств дела в минимальном размере, и является справедливым.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным и отмены либо изменения обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление от 26.02.2021 начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Ванинскому району УФССП России по Хабаровскому краю и еврейской автономной области ФИО4, вынесенное в отношении юридического лица Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», расположенного по адресу: 107078 <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>), о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу юридического лица ФГКУ «Росгранстрой», поданную защитником юридического лица и.о. директора Хабаровского филиала ФГКУ Росгранстрой ФИО3 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.
Судья Ванинского районного суда
Хабаровского края Стромилова Е.А.
Копия верна:
Судья: Стромилова Е.А.