Дело № 12-52/2021
УИД 44RS0006-01-2021-001024-54
Р Е Ш Е Н И Е
Галичский районный суд Костромской области в составе:
судьи Виноградова В.В.,
рассмотрев жалобу главы администрации Лопаревского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Галичского района по пожарному надзору № 43 от 31 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора Галичского района по пожарному надзору ФИО2 от 31 мая 2021 года № 43 администрация Лопаревского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ – нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Из указанного постановления следует, что основанием для привлечения администрации Лопаревского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области (далее – администрация сельского поселения) к административной ответственности, послужили результаты проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации – наличие неисправных пожарных водоемов на территории Лопаревского сельского поселения согласно акта от 29.04.2021 г..
В ходе проверки были установлены нарушения требований «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ № 1470 от 16.09.2020 г., а именно: источник наружного противопожарного водоснабжения <адрес>, требуется очистка от растительности в месте забора воды, тем самым не созданы условия для забора воды для целей пожаротушения; к источнику наружного противопожарного водоснабжения - водоем в <адрес> (напротив сельскою дома культуры), отсутствует подъезд с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, тем самым не созданы условия для забора воды для целей пожаротушения, что является нарушением п. 75 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ № 1470 от 16.09.2020 г..
В жалобе глава администрации Лопаревского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области ФИО1 просит изменить постановление Главного государственного инспектора Галичского района по пожарному надзору ФИО2 от 31 мая 2021 года № 43 в отношении администрации Лопаревского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Данное требование обосновывает тем, что постановлением по делу об административном правонарушении от 31 мая 2021 года № 43, вынесенным Главным государственным инспектором Галичского района по пожарному надзору майором внутренней службы ФИО2 администрация Лопаревского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Заявитель считает, что дело об административном правонарушении не было рассмотрено в полном объеме, объективно и всесторонне, а вынесенное постановление по делу об административном правонарушении от 31 мая 2021 года №43 необоснованно и незаконно. Наказание, назначенное администрации Лопаревского сельского поселения Галичского муниципального района, является слишком суровым, не соответствующим степени вины Заявителя и необоснованным, подлежащим замене на более мягкое, поскольку в действиях Заявителя, хотя и формально присутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, но в силу малозначительности не представляет большой общественной опасности. Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. В силу статьи 3.2 КоАП РФ из данных видов наказания наиболее мягким является предупреждение. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Заявитель раскаивается в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, но в силу трудного финансового положения не имеет возможности в краткие сроки устранить выявленные нарушения. Вместе с тем, администрацией Лопаревского сельского поселения Галичского муниципального района в целях соблюдения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года №1479, заключен договор с ООО «ФоРИС» от 14 апреля 2021 года на выполнение работ по обустройству пожарных водоемов, а именно: углубление пожарного водоема в <адрес> по адресу: <адрес>; устройство площадок с твердым покрытием у пожарных водоемов в <адрес> по адресу: <адрес>.
В судебном заседании глава администрации Лопаревского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в жалобе. Пояснил суду, что принимаются меры к устранению выявленных нарушений в ходе проверки наружных пожарных водоемов. Наличие обстоятельств, указанных в постановлении не отрицал, подтвердил о надлежащем уведомлении о месте и времени рассмотрения дела, пояснил о присутствии при рассмотрении протокола об административном правонарушении, подтвердил получение постановления по делу об административном правонарушении.
Главный государственный инспектор Галичского района по пожарному надзору ФИО2 при рассмотрении жалобы не возражал против приведённых доводов ФИО1, полагал, что постановление от 31.05.2021 года № 43 о привлечении администрации Лопаревского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ вынесено законно и обоснованно. Считал, что наказание администрации Лопаревского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области за правонарушение наложено в рамках санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав заявителя ФИО1, выслушав мнение главного государственного инспектора Галичского района по пожарному надзору ФИО2, суд приходит к следующему:
Согласно ч.1 ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи
Федеральный закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. (далее – Федеральный Закон, Закон) определяет под требованиями пожарной безопасности специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (статья 1) (в редакции Закона до 11.06.2021 г.).
В силу требований ст. 37 данного Федерального закона организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 этого Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Как усматривается из материалов дела, представитель государственной противопожарной службы – мастер ГДЗС ФИО совместно с главой администрации Лопаревского сельского поселения ФИО1 проверили осмотр пожарных водоёмов на предмет их исправности и возможности забора воды, о чем составлен суточный акт осмотра источников наружного противопожарного водоснабжения от 29 апреля 2021 года, подписанный мастером ГДЗС ФИО и главой администрации Лопаревского сельского поселения ФИО1 Указанный акт направлен начальником ПСЧ-43 по охране г. Галича ФИО3 в адрес ТО НД и ПР г. Галича 29.05.2021 г.
В ходе указанного осмотра установили, что юридическим лицом - администрацией Лопаревского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской нарушены требования п. 75 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ ..... от <дата>, а именно: источник наружного противопожарного водоснабжения <адрес>, требуется очистка от растительности в месте забора воды, тем самым не созданы условия для забора воды для целей пожаротушения; к источнику наружного противопожарного водоснабжения - водоем в <адрес> (напротив сельскою дома культуры), отсутствует подъезд с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, тем самым не созданы условия для забора воды для целей пожаротушения.
Названные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении № 43 от 27.05.2021 г. старшим инспектором ТО НД И ПР Галичского района и вынесения главным государственным инспектором Галичского района по пожарному надзору постановления от 31.05.2021 года № 43 о привлечении юридического лица - администрации Лопаревского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в сумме 150 000 руб.
Процессуальных нарушений, которые бы повлекли за собой отмену вынесенного постановления, при рассмотрении дела госинспектором по пожарному надзору не допущено.
Вместе с тем рассматриваемое постановление подлежит изменению по следующим основаниям:
Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ст.3.2 КоАП РФ из данных видов наказания наиболее мягким является предупреждение.
Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ч.1 ст. 3.4 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При этом суд не считает совершенное администрации Лопаревского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области правонарушение малозначительным, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Учитывая характер совершённого заявителем административного правонарушения, его имущественное положение, а также отсутствие обстоятельств, перечисленных в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, наличие мер принятых к устранению выявленных нарушений – заключение договора с ООО «ФоРИС» от 14 апреля 2021 года на выполнение работ по обустройству пожарных водоемов, подготовку соответствующих материалов для выполнения работ, суд считает, что назначенное администрации Лопаревского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области наказание подлежит смягчению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6,30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Жалобу главы администрации Лопаревского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области ФИО1 удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора Галичского района по пожарному надзору от 31 мая 2021 года № 43 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ Об административных правонарушений, в отношении администрации Лопаревского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области изменить, назначить администрации Лопаревского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области административное наказание в виде предупреждения.
В остальном постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение 10 суток
Судья В.В. Виноградов