ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-52/2021 от 18.01.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу№ 12-52/2021

г. Уфа 18 января 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахмеджанов Х.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хайбуллиным А.Х.

с участием защитника привлекаемого должностного лица ФИО1 Мингазовой Г.М.,

рассмотрев протест заместителя Ишимбайского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Басырова Д.Ф. на постановление судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 8 декабря 2020 года, которым:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - исполняющего обязанности главы администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан ФИО1 прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя Ишимбайского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Басырова Д.Ф. от 30 сентября 2020 года в отношении должностного лица - исполняющего обязанности главы администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан ФИО1 (далее - должностное лицо, глава администрации) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (л.д. 4 – 8).

Судьей Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан 8 декабря 2020 года вынесено вышеуказанное постановление (л.д. 79-87).

В протесте, поданном в Верховный Суд Республики Башкортостан, заместитель Ишимбайского межрайонного прокурора выражает несогласие с постановлением судьи, просит отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение (л.д. 90-93).

Представитель Ишимбайской межрайонной прокуратуры РБ и привлекаемое должностное лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. При таких обстоятельствах, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, проверив доводы протеста, выслушав защитника Мингазову Г.М., просившую оставить постановление суда первой инстанции без изменения, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в невыполнении конкретно указанных в представлении прокурора требований, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 21 Федеральный закон от 17 января 1992 года №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Частью 1 статьи 6 Закона о прокуратуре предусмотрено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных, в том числе, в статье 22 Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В силу части 3 статьи 22 Закона о прокуратуре, прокурор в случае установления факта нарушения закона, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, вносит представление об устранении нарушений закона. При этом прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов (части 3 статьи 7 Закона о прокуратуре).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 24 Закона о прокуратуре - представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Положения Закона о прокуратуре, предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают организации, должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления. Однако характер принимаемых мер должны определять самостоятельно те лица, которым адресовано представление. Несогласие прокурора с содержанием ответов, полученных по результатам рассмотрения представлений, не может служить основанием для привлечения соответствующего лица к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с решением Совета городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 17.06.2019г. «О возложении исполнения обязанностей главы администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан» - исполнение обязанностей главы администрации возложено на ФИО1

В соответствии с п. 4.4 действующего контракта от 11.11.2016г. заключенного с главой администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан – Глава обязан исполнять предписания уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления об устранении нарушений требований законодательства.

Как следует из материалов дела, Ишимбайской межрайонной прокуратурой была проведена проверка законодательства в сфере подключения объектов хозяйствующих субъектов к сетям инженерно-технического обеспечения в деятельности ИМУП «Межрайкоммунводоканал» РБ и МУП «Ишимбайэлектросети» РБ.

Проверкой установлено, что в ИМУП «Межрайкоммунводоканал» РБ из администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан поступили заявления о выдаче технических условий на подключение объектов водоснабжения от 19.06.2020г. №1759, 17.06.2020г. №1734 и 15.05.2020г. №1912. Указанные заявления поступили в ИМУП «Межрайкоммунводоканал» РБ без предоставления необходимых документов, указанных в п. 90 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, что повлекло необоснованную выдачу технических условий.

Кроме того, проверкой установлено, что сотрудниками МУП «Ишимбайэлектросети» РБ проекты договоров по заявкам №100 от 26.05.2020г., №98 от 26.05.2020г., №97 от 26.05.2020г. направлены на подписание заявителю в администрацию городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ. Однако, срок подписания договоров со стороны администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ истек 07.08.2020г., что свидетельствует об его отсутствии. Должностными лицами МУП «Ишимбайэлектросети» РБ меры по аннулировании указанных договоров не приняты на момент вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.09.2020г. В связи с чем в адрес МУП «Ишимбайэлектросети» РБ межрайонной прокуратурой внесено представление от 17.08.2020г., которое рассмотрено и удовлетворено, в адрес городского поселения г. Ишимбай направлены уведомления об аннулировании заявок ввиду не предоставления подписанного договора. Таким образом, со стороны сотрудников администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ допущена неудовлетворительная организация работы.

17 августа 2020г. Ишимбайской межрайонной прокуратурой в адрес и.о. главы администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан ФИО1 внесено представление.

17 сентября 2020г. администрацией городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан направлен ответ на представление, в котором указано, что в письмах, адресованных в ИМУП «Межрайкоммунводоканал» РБ подразумевалась возможность технологического присоединения проектируемых объектов. А согласно требований предпроектной подготовки необходимо изучить возможности технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения, водоотведения, то есть, выдача технических условий является обоснованной. В отношении вопроса подписания проектов договоров №100 от 26.05.2020г., №98 от 26.05.2020г., №97 от 26.05.2020г., сообщено, что направленные МУП Ишимбайэлектросети» РБ в адрес администрации проекты договоров не были подписаны в связи с отсутствием финансирования.

Администрацией не обеспечено участие прокурорского работника при рассмотрении представления. То есть требование прокурора о надлежащем рассмотрении проигнорированы, нарушения не устранены, представление отклонено.

По данному факту Ишимбайской межрайонной прокуратурой 30.09.2020г. года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении исполняющего обязанности главы администрации городского поселения г. Ишимбай МР ИР РБ ФИО1 по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004г. №861, определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (п.1 Правил).

Пунктом 15 Правил установлено, что в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки. Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор. В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами. Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае не направления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Из указанного следует, что обязанность заявителя (Администрации городского поселения г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ) уведомлять сетевую организацию об аннулировании поданной заявки, отсутствует.

Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013г. №644, регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно - абоненты, водоотведение) (п.1 Правил).

Пунктом 92 Правил холодного водоснабжения и водоотведения установлено, что в случае некомплектности представленных документов или несоответствия представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, его высоте и этажности организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявления до получения недостающих сведений и (или) документов.

В случае непредставления заявителем недостающих сведений и (или) документов в течение указанного срока организация водопроводно-канализационного хозяйства аннулирует заявление и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании указанного заявления.

Таким образом, указанными правилами предусмотрен порядок рассмотрения организацией водопроводно-канализационного хозяйства представленных документов и уведомления заявителя (Администрации городского поселения г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ) о необходимости представить недостающие сведения или документы. Ответственность заявителя за предоставление некомплектности документов не предусмотрена, поскольку это ведет к аннулированию заявки.

В ответ на представление от 17.08.2020г. №3-2-2020 и.о. главы администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан ФИО1 направил в адрес прокуратуры ответ, в котором указал, что в письмах администрации городского поселения город Ишимбай №1737 от 17.06.2020г. и №1759 от 19.06.2020г. адресованных в ИМУП «Межрайкоммунводоканал» РБ подразумевалась возможность технологического присоединения проектируемых объектов «Благоустройство сквера на площади Первооткрывателей Башкирской нефти» и «Водоснабжение жилых домов №28, 30, 32, 34, 38а, 48а, 50а по ул. Телеграфная на территории городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан». Согласно требованиям предпроектной подготовки необходимо изучить возможности технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения, водоотведения. После разработки проектной документации в стадии проведения государственной экспертизы будут направлены заявки на выдачу технических условий для строительства спроектированных сетей. Таким образом, выдача технических условий МУП «МРКВК» является обоснованной. Запрос от 15.05.2020г. №1912 «Набережная реки Белой и прилегающей территории» был направлен в МУП «ИЭС» РБ администраций муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан. В отношении вопроса подписания проектов договоров №97, 98, 100 от 26.05.2020г. сообщено следующее. МУП «ИЭС» в адрес администрации были направлены проекты указанных договоров, но указанные проекты договоров не были подписаны администрацией в связи с отсутствием финансирования. В соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор заключается посредством направления одной из сторон оферты и ее акцепта другой стороной с учетом того, что не всякая оферта получает полный и безоговорочный акцепт, правоотношения сторон на преддоговорной стадии могут быть длительными. Кроме того, договором считается соглашение сторон, достигнутое по всем существенным условиям договора. В данном случае, соглашение между сторонами не достигнуто, соответственно договоры не были заключены. По истечении срока заявки были аннулированы МУП «ИЭС». При наличии финансовых средств в бюджете городского поселения город Ишимбай, заявка о технологическом присоединении будет направлена повторно. Ответ подписан исполняющим обязанности главы администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан ФИО1

Данный ответ получен прокурором 17 сентября 2020 года.

Исполнимость представления является важным требованием к данному виду акта и одним из элементов законности представления, поскольку представление исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации, наступает только при умышленной форме вины.

Факт не направления заявителем подписанного проекта договора в адрес МУП «ИЭС», а равно факт непредставления администрацией ГП г.Ишимбай недостающих сведений и (или) документов в адрес МУП «Межрайкоммунводканал», являются основанием для аннулирования поданных ранее заявок и не требуют дополнительного направления отказов от выполнения данных действий.

То обстоятельство, что прокурор не согласился с содержанием и оценкой изложенных в ответе фактов, не может служить основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности за неисполнение требований прокурора.

Факт умышленного невыполнения должностным лицом исполняющим обязанности главы администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район РБ ФИО1 требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, в ходе рассмотрения дела не нашел подтверждения, что свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, представление межрайонного прокурора от 17 августа 2020 года содержит требование о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, тогда как согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 2 августа 2019 года N 57-АД19-40, данное требование не соответствует положениям Закона о прокуратуре, поскольку применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, и производится в законодательно установленном порядке.

В случае недопущения нарушений законодательства применение мер дисциплинарного воздействия к работникам оснований не имеется.

Таким образом, невыполнение указанного требования представления прокурора также необоснованно при привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении обоснованно прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013г. №644, ответственность заявителя за получение технических условий при предоставлении некомлектности документов не предусмотрена.

Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004г. №861 не предусмотрена ответственность за не направления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания и также не установлена обязанность направления заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении извещения об аннулировании заявки.

Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для его правильного разрешения, установлены судебной инстанцией на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, при этом нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения протеста и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 8 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - исполняющего обязанности главы администрации городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан ФИО1 оставить без изменения, протест прокурора - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п Х.М. Ахмеджанов

Справка: федеральный судья Васикова Р.Р.