№ 12-52/2022
45RS0008-01-2022-000396-77
РЕШЕНИЕ
с. Кетово 18 апреля 2022 года
Судья Кетовского районного суда Курганской области Балакин Владимир Владимирович рассмотрев жалобу защитника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области» (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области) ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Кетовского и Половинского районов по пожарному надзору – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кетовскому и Половинскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области ФИО2 от 09.02.2022 № 7, которым ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением главного государственного инспектора Кетовского и Половинского районов по пожарному надзору – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кетовскому и Половинскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области ФИО2 от 09.02.2022 №7 ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области признано виновным по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Защитник ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области ФИО1 обратилась в Кетовский районный суд Курганской области с жалобой на указанное постановление, в которой просит снизить размер административного штрафа на основании ст. 4.1 КоАП РФ. Указывает, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области является казенный учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета, дополнительного источника дохода учреждение не имеет. Так как для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности требовалось выделение денежных средств за счет средств федерального бюджета, учреждением запрашивались денежные средства, необходимые для обеспечения пожарной безопасности. После выделения денежных средств, с соблюдением требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ, были осуществлены закупочные мероприятия. А именно, в 2021 году были проведены закупки на приобретение средств пожарной сигнализации. Поставка товара Поставщиками осуществлена, запланирован монтаж средств пожарной сигнализации с привлечением ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Курганской области, имеющего лицензию на монтаж пожарной сигнализации. В 2022 году учреждению доведены лимиты бюджетных обязательств на расходы, связанные с обеспечением пожарной безопасности в размере 250 000 рублей. Кроме того, направлен запрос в ФСИН России на выделение дополнительных денежных средств, необходимых для оборудования аварийного освещения. В связи с большим объемом подлежащих выполнению работ, монтаж средств пожарной сигнализации займет длительное время.
В судебном заседании Защитник ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области ФИО1 доводы жалобы поддержала, пояснила, что в настоящее время нарушения, предусмотренные п. 14-17 обжалуемого постановления, не устранены в связи с ограниченным финансирование, а также длительностью процедуры закупки необходимых товаров и услуг.
Прокурор Кетовского района Курганской области Иванов И.С. в судебном заседании с жалобой не согласился, полагал, что постановление главного государственного инспектора Кетовского и Половинского районов по пожарному надзору – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кетовскому и Половинскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области ФИО2 от 09.02.2022 № 7, является законным и обоснованным.
Главный государственный инспектор Кетовского и Половинского районов по пожарному надзору – начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кетовскому и Половинскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения надлежащим образом.
Выслушав участвующих при рассмотрении дела лиц, исследовав доводы, изложенные в жалобе, письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон №69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно ст. 37 Закона №69-ФЗ руководители организации в области пожарной безопасности обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, и пожарный риск не превышает допустимых значений. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
Из материалов дела об административном правонарушении установлено, что в ходе плановой выездной проверки в отношении юридического лица - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области от 13.01.2022, проведенной в зданиях отрядов № 4,5,6,7,8,9,10,11 столярного цеха, профессионального училища, столярного цела, котельной, литейного цеха, штаба, СУОН, столовой, бани, цеха автомастерской, цеха деревообработки, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1. Эвакуационные пути отрядов №4,5,6,7,8,9,10,11 не оборудованы аварийным освещением (п.3 ч. 1 ст. 84, Федерального закона 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.2.12 СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы);
2. Допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренным конструкцией в помещениях «Вещевой комнаты», «Комнаты отдыха» отряда №4; «Вещевой комнаты», «Спальном помещении» отряда №5; «Столярного участка», «Слесарного участка» профессионального училища; «Раздевалки» здании столярного цеха; «Отопительного участка» здания котельной; «Кузни» здания литейного цеха (п. 35 в Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
3. В тамбуре отрядов №9, коридоре отряда №10 на путях эвакуации устроен порог высотой более 50 мм (ст. 89, Федерального закона 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);
4. Помещения «Столярного участка», «Слесарного участка» профессионального училища, «Отдела безопасности» здания штаба, «психологической работы» здания СУОН, Помещение «ОГМ» здания литейного цеха, не защищены установками автоматической пожарной сигнализации (п.1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ст. 54 Федерального закона 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 11 табл. №1 СП 486.1311500.2020 Системы противопожарной защиты);
5. Помещения «Столярного участка» и «Слесарного участка» профессионального училища не оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п.1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст.6, ст. 54 Федерального закона 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; табл. 2 п. 17 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности);
6. В помещении «Класса №2» здания профессионального училища высота дверного проема эвакуационного выхода менее 180 см (ст. 89, Федерального закона 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.2.5 СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы);
7. В здании СУОН огнетушитель находится в подставке из горючих материалов (п. 409 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
8. На путях эвакуации в здании столярного цеха высота дверного проема на путях эвакуации менее 180 см (ст. 89, Федерального закона 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.2.18 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);
9. Не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности помещения «Склада» в здании столярного цеха (п. 12 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
10. На путях эвакуации в коридоре здания столовой допускается отделка потолочного перекрытия материалами с неизвестным пределом огнестойкости (таб. 28, Федерального закона 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.1.2 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);
11. На путях эвакуации в тамбуре здания столовой допускается размещение стеллажей из материалов с неизвестным пределом огнестойкости (таб. 28, Федерального закона 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.1.2 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»);
12. Не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности помещения «Склада сухих и сыпучих продуктов» в здании столовой (п. 12 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
13. Не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности помещения «Вещевого склада» бани (п. 12 Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
14. На объекте защиты не разработана техническая документация на системы АПС и СОУЭ, смонтированные в здании цеха автомастерской (ст. 83, ст.6, ст. 1, Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
15. На объекте защиты не разработана техническая документация на системы АПС и СОУЭ, смонтированные в здании цеха деревообработки (ст. 83, ст.6, ст. 1, Федерального закона от 22.07.2008 N° 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
16. На объекте защиты не разработана техническая документация на системы АПС и СОУЭ, смонтированные в здании литейного производства (ст. 83, ст.6, ст. 1, Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
17. На объекте защиты не разработана техническая документация на системы АПС и СОУЭ, смонтированные в здании швейного цеха и столярной мастерской (ст. 83, ст.6, ст. 1, Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Постановлением 7 от 09.02.2022 за данные нарушения, совершенные повторно, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Указанные в постановлении нарушения пожарной безопасности защитником ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области не отрицаются.
Факты нарушения требований пожарной безопасности в помещениях исправительной колонии установлены собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении №7 от 04.02.2022, предписанием об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности №1/1 от 28.01.2022, актом выездной плановой проверки №1 от 13.01.2022, постановлением по делу об административном правонарушении № 48 от 31.08.2021, согласно которому ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб., а также иными материалами дела.
Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает.
Согласно информационному письму о принятых мерах по устранению выявленных причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, представленному ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области, следует, что приведено в соответствии с п. 35 Постановления Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации» светильники в помещениях «вещевой комнаты», «комнаты отдыха» отряда №4; «Вещевая комната», «Спальное помещение» отряда № 5; «Столярного участка», «Слесарного участка», профессионального училища; раздевалка столярного цеха; «отопительный участок», здание котельной; «кузни», здание литейного цеха. Приведено в соответствии со ст. 89 ФЗ от 22.07.2008 №123 «Технический регламент о требованиях ПБ» п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 «Эвакуационные пути и выходы» в тамбуре отряда № 9, коридоре отряда №10 установлен пандус на путях эвакуации. Приведено в соответствии с п.1 ч. 2 ст. 1, ч.1 ст. 6, ст.54 ФЗ 22.07.2008 № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях ПБ» п.11, табл. №1 СП 486.1311500.2020 Системы противопожарной защитив, помещение «столярного участка», «Слесарного участка» профессионального училища, «Отдела безопасности» здания штаба, «Психологической работы» здания СУОН, помещение «ОГМ» здания литейного. Приведено в соответствии с п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6, ст.54 Федерального закона 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; табл.2 п.17 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях «Столярного участка», «Слесарного участка» профессионального училища. Приведено в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.2.5 СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, высота дверного проема в помещении «Класса №2» здания профессионального училища. Огнетушитель в здании СУОН находится в подставке из не горючих материалов в соответствии с п.409 Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». Определена категории по взрывопожарной и пожарной опасности помещения «Склада» в здании столярного цеха, «Склада сухих и сыпучих продуктов» в здании столовой, «Вещевого склада» бани в соответствии с п. 12 Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». Пути эвакуации в тамбуре здания столовой приведены в соответствие с таб. 28 Федерального закона 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.1.2 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы». На объекте производственной зоны ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области прорабатывается вопрос по выделению денежных средств для разработки технической документации на системы АПС и СОУЭ, смонтированных в зданиях (ст. 83, ст.6, ст. 1, Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). Приведен в соответствии путь эвакуации в коридоре здания столовой с таб. 28 Федерального закона 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.1.2 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
При таких обстоятельствах, должностное лицо административного органа пришел к правильному выводу о наличии в действиях ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Обжалуемое постановление соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, выводы, положенные в основу принятого решения, обоснованы и мотивированны.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства, оценены должностным лицом административного органа по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
Препятствий в реализации прав, предусмотренных ст.25.1 КоАП РФ, юридическому лицу при производстве по делу об административном правонарушении, не чинилось.
Оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности и признания вышеуказанного правонарушения малозначительным, по делу не имеется, поскольку характер и степень общественной опасности, вышеуказанного административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, не позволяет отнести его к малозначительным.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положения указанного закона ограничений на его применение по конкретным статьям раздела II КоАП РФ не содержат.
С учетом характера и степени общественной опасности административного правонарушения, обстоятельств совершенного правонарушения, принятие мер к устранению нарушений законодательства в области пожарной безопасности, финансовое положение юридического лица, являющегося казенным учреждением финансируемым за счет средств федерального бюджета, соразмерность назначаемого наказания нарушениям, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, полагаю возможным в соответствии с ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ снизить размер административного штрафа до 75 000 руб.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
Жалобу защитника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области» ФИО1 удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора Кетовского и Половинского районов по пожарному надзору – начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кетовскому и Половинскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области ФИО2 от 09.02.2022 № 7 изменить.
Снизить ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области размер назначенного административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях до 75 000 руб.
Решение в течение 10 дней со дня получения может быть обжаловано в Курганский областной суд, путём подачи жалобы через Кетовский районный суд.
Мотивированное решение составлено 22 апреля 2022 года.
Судья В.В. Балакин