ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-52/2022 от 30.03.2022 Советского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 12-52/2022

РЕШЕНИЕ

«30» марта 2022 года г. Новосибирск

Судья Советского районного суда г. Новосибирска Яроцкая Н.С., при секретаре Швадченко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Отдела оперативного реагирования – экологическая инспекция управления контрольно-надзорной деятельностью Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области от 17.12.2021 г. по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 8.12.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Отдела оперативного реагирования – экологическая инспекция управления контрольно-надзорной деятельностью Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области от 17.12.2021 г. ФИО1 была признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ и ей было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, ФИО1 подал жалобу в порядке ст. 30.1 КоАП РФ. В обоснование жалобы указано, что в собственности ФИО1 находится земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, СНТ «Театральный», <адрес>.

При рассмотрении дела об административном правонарушении не приняты во внимание ряд документов, подтверждающих отсутствие состава правонарушения.

Согласно акту рейдового осмотра, обследования территории (акватории) № от 02.07.2021 г. проведенного начальником отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Новосибирской области Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, местоположение береговой линии объекта не указано и не определено; данный водный объект не относится к р. Обь, а следовательно, ширина его береговой полосы, в соответствии с. ч. 6 ст. 6, 65 Водного Кодекса РФ составляет 5 м. Нарушений природоохранного законодательства не выявлено.

Из Акта от 19.07.2021 г. следует, что мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области, в ходе рейдового осмотра установлено, что западная граница, принадлежащего ФИО1 на праве собственности земельного участка, расположена в 8-10 м от уреза воды. Однако вывод о наличии правонарушения, которое отсутствовало до этого, согласно материалам предыдущих проверок, был сделан исходя из проверки, проведенной в августе 2021 г. единолично инспектором Инспекции без проведения фото-видеофиксации.

Не принят во внимание приобщенный к материалам дела Ответ на запрос Федерального Агентства водных ресурсов Верхне-обского БВУ отдела водных ресурсов по Новосибирской области от 30.11.2021 г. с указыванием на тот факт, что в государственном водном реестре отсутствуют сведения о водном объекте, расположенным между СНТ «Здоровье» и СНТ «Театральный». Следовательно, указанный водный объект не может рассматриваться и квалифицироваться как какой-то конкретный в смысле ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, следовательно, невозможно определить границы и необходимые отступы для данного водного объекта.

В заключении ОАО «ЗАПСИБГИПРОВОДХОЗ», указано, что объект является частью существующей ранее Матвеевкой протоки, ограниченной и разделенной в период освоения пойменной территории дамбами автомобильных дорог, переездов, перемычек. По существу рассматриваемый объект является «остаточным» водоемом, искусственным прудом. Данный водный объект имеет гидравлическую связь с р. Обь. Рассматриваемый водный объект не фигурирует в государственном водном кадастре и Государственном водном реестре, водоохранные зоны для него не определены и не выделены. Следовательно, отступ от уреза воды данного водного объекта составляет 5 м.

Порядка 50 смежных участков находятся на расстоянии 4-12 м от линии уреза воды. Однако, проверка проведена только в отношении трех земельных участков.

На основании изложенного, просит отменить постановление об административном правонарушении от 17.12.2021 г.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 и ее защитник Елисеева А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить. Дополнительно пояснили, что прежний собственник земельного участка облагородил и очистил водоем, которым после этого стали пользоваться иные садоводы. При приобретении ФИО1 земельного участка никакие обременения или ограничения в ЕГРН не были зарегистрированы. Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 г. установлен определенный порядок определения береговой линии, для этого необходимо определить статус водного объекта и в течение многолетних наблюдений установить урез воды и береговую линию. Лицо, составившее протокол об административном правонарушении специальными познаниями для определения статуса водоема ширины береговой полосы не обладает. Такого статуса водного объекта как «станичное озеро» не существует. Административный орган был подвергнут давлению со стороны лиц, заявляющих жалобы об ограничении доступа, однако административный материал составлен был лишь в отношении ФИО1, в то время как вдоль водоема находятся земельные участки многих собственников.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы. Пояснил, что постановление от 17.12.2021 г. является законным и обоснованным. Природоохранным законодательством установлено, что для водных объектов, не являющихся рекой, ручьем, каналом, береговая полоса составляет 20 метров. Для установления, что рассматриваемый водоем не является рекой, ручьем или каналом не требуется специальных познаний. ФИО1 установила забор в зоне береговой полосы водного объекта.

Межрайонный природоохранный Прокурор г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Статьей 8.12.1 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере обеспечения свободного доступа граждан к объекту общего пользования. Предметом правонарушения являются правила свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Объективная сторона правонарушения представляет собой несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Правила свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе регламентированы Водным кодексом Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Частями 1, 2, 6, 8 ст. 6 Водного кодекса РФ установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.

Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территориями общего пользования признаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе береговые полосы водных объектов общего пользования).

В соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 утверждены Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. В соответствии с данными правилами Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации или Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами. Работы по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) выполняют юридические лица или индивидуальные предприниматели, определяемые заказчиком работ в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. В результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 5 – 8).

Из материалов дела следует, что между СНТ «Здоровье» и СНТ «Театральный» находится водоем, который не зарегистрирован в Государственном водном реестре, его статус в соответствии с Водным кодексом РФ не определен, местоположение береговой полосы и водоохранной зоны не установлены в порядке, предусмотренном законом.

Рядом с водным объектом находится земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности ФИО1

В обжалуемом постановлении от 17.12.2021 г. установлено, что местом совершения правонарушения является: <адрес> (земельный участок с кадастровым номером ), время обнаружения (совершения) правонарушения 17.07.2021 г. Субъектом правонарушения является ФИО1 Объективная сторона выражена, в том, что восточная граница земельного участка , принадлежащего ФИО1 располагается в 8-10 метрах от линии уреза воды, земельный участок обнесен забором из металлопрофиля, ограничивая доступ к береговой полосе водного объекта (станичное озеро). Ширина береговой полосы составляет 20 метров. В нарушение п. 2, 8 ст. 6 Водного Кодекса РФ свободный доступ к части береговой полосы водного объекта (старичное озеро) ограничен.

Обжалуемое постановление вынесено на основании прокола от 08.12.2021 г., в котором зафиксировано, что в ходе проведения рейдового осмотра территории вблизи водоема, установлено, что восточная граница земельного участка с кадастровым номером располагается в 8-10 метрах от уреза воды водоема, земельный участок обнесен забором из металлопрофиля, ограничивая доступ к береговой полосе водного объекта, которая составляет 20 метров.

Также Министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области был составлен акт мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 19.07.2021 г. Согласно данному акту 19.07.2021 г. был произведен осмотр территории вблизи садовых участков №39, 41 и 43, расположенных в СНТ «Театральный». В акте и приложенной фототаблице зафиксировано, что земельный участок с кадастровым номером обнесен забором из металлопрофиля. Западная граница земельного участка располагается в 8-10 метрах от линии уреза воды.

Между тем актом рейдового осмотра, обследования территории (акватории) № от 02.07.2021 г., составленного Сибирским межрегиональным управлением Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования, установлено, что земельного участка с кадастровым номером прилегает к водному объекту, для которого место положение береговой линии не указано. Данный водный объект не относится к р. Обь (как протока или старичное озеро), а, следовательно, ширина береговой полосы составляет 5 метров.

Земельный участок с кадастровым номером расположен перпендикулярно (длинной стороной) к пологому берегу водного объекта, в границах участка имеется двухэтажный дом. По границам участка на бетонном основании установлены металлические трубы (опоры для монтажа будущего ограждения. Поверхность участка вблизи обрывистого склона представлена песком, следов корчевания деревьев не обнаружено. Вдоль водного объекта имеется неблагоустроенный песчаный пляж, используемый отдыхающими. Свободный доступ к водному объекту общего пользования обеспечен, нарушения природоохранного законодательства не установлено.

Согласно письму Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратуры от 16.09.2021 г, в ходе прокурорской проверки установлено, что на публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером прилегает к водному объекту, для которого местоположение береговой линии не указано. Данный водный объект не относится к реке Обь (как протока или старичное озеро), а является самостоятельным водным объектом, ширина береговой полосы которого в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 65 Водного кодекса РФ составляет 5 м. Земельный участок с кадастровым номером обнесён забором из металлопрофиля, западная граница участка расположена на расстоянии 8-10 м от уреза воды.

Из заключения ОАО «ЗАПСИБГИПРОВОДХОЗ» от 21.10.2009 г. г. следует, что водоем между СНТ «Театральный» и СНТ «Здоровье» расположен на землях, являющихся собственностью администрации Советского района г. Новосибирска. Водный объект является частью ранее существовавшей Матвеевской протоки, ограниченной и разделенной в период освоения пойменной территории дамбами автомобильных дорог, проездов, перемычек. По существу рассматриваемый водный объект является остаточным водоемом, искусственным прудом. Данный водный объект имеет гидравлическую связь с р. Обь, в период паводков редкой повторяемости попадая в зону затопления водами Оби. В остальные периоды водный объект изолирован от реки. Водоохранные зоны для него не определены и не вынесены

Отдел водных ресурсов по Новосибирской области Верхне-Обского бассейного водного управления в ответе от 30.11.2021 г. сообщил, что в государственном водном реестре отсутствуют сведения об указанном водном объекте. Независимо от наличия либо отсутствия сведений о водном объекте в ГВР, к водному объекту применяются нормы и ограничения, установленные водным законодательством. В настоящее время береговая линия запрашиваемого водного объекта не установлена.

Согласно ответу ФИО3 Росрыболовства от 20.07.2021 г. на публичной кадастровой карте видно, что доступ граждан к водоему имеется через места общего пользования садоводческого общества (проулки).

На основании собранных по делу письменных доказательств, установлено, что статус водного объекта в установленном порядке не определен и не зарегистрирован, береговая полоса водного объекта уполномоченным органом и в предусмотренном законом порядке не установлена.

Вывод должностное лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении о ширине береговой полосы - 20 метром, сделан произвольно, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, положениям закона и совокупности собранных по делу письменных доказательств.

Забор по границе участка ФИО1 установлен на расстоянии 8-10 метров от уреза воды. Доказательства того, что забор ФИО1 установлен на береговой полосе водного объекта и препятствует доступу в водному объекту общего пользования отсутствуют.

Таким образом, в действиях ФИО1 отсутствует состав вменяемого правонарушения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь статьями 30.1- 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Отдела оперативного реагирования – экологическая инспекция управления контрольно-надзорной деятельностью Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области от 17.12.2021 г. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 8.12.1 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствие состава административного правонарушения.

Жалобу ФИО1 – удовлетворить.

Судья подпись Н.С. Яроцкая