ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-530/17 от 28.11.2017 Сызранского городского суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

г. Сызрань 28 ноября 2017г.

Судья Сызранского городского суда Самарской области Левиной С.А.,

рассмотрев жалобу Администрации г.о. Сызрань на постановление № 114 заместителя начальника ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района Гузийчука ФИО7. от <дата>. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № *** заместителя начальника Отдела судебных приставов № *** г.Сызрани и Сызранского района Самарской области Гузейчука ФИО8. от <дата> юридическое лицо – Администрация г.о.Сызрань признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей, за неисполнение, в период с <дата> по <дата>, требования неимущественного характера, содержащегося в исполнительном листе, выданном Сызранским городским судом по делу № ***, об обязанности предоставить Ишкуловой ФИО9., <дата> г.р., благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Администрация г.о.Сызрань обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии со статьей 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению и судебный пристав исполнитель должен был убедиться в наличии или отсутствии уважительных причин неисполнения исполнительного документа, что им не было сделано. Вины Администрации г.о. Сызрани нет, что подтверждается практикой Сызранского горсуда по делам об освобождении от взыскания исполнительского сбора, где установлено, что неисполнение решений суда обусловлено недостаточным финансированием на цели обеспечения жилыми помещениями детей сирот и лиц из их числа со стороны вышестоящих бюджетов, в связи с чем суд освобождает Администрацию от взыскания исполнительского сбора. Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Администрация г.о. Сызрань в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной законом административной процедурой, в связи с чем Администрация уведомляла пристава о невозможности исполнения исполнительного документа в 5-дневный срок. Обеспечение детей-сирот и лиц, приравненных к ним, жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством относится к государственным полномочиям и является расходным обязательством субъекта. В соответствии с Законом Самарской области от <дата>№ ***-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. В соответствии с абзацем 2 части 3 ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации использование при распределении субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации показателей, характеризующих собственные доходы местных бюджетов, не допускается. Местный бюджет предназначен дли исполнения расходных обязательств муниципального образования. Статья 65 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что формирование бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. При этом в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении от <дата> N 2-П, финансирование из средств местных бюджетов расходных обязательств, возникших в результате принятия решений органами государственной власти, не допускается. Это согласуется с конституционными принципами финансово-экономического обеспечения местного самоуправления, в силу которых в муниципальной собственности должно находиться то имущество, которое требуется для решения возложенных на местное самоуправление задач, а население - непосредственно или через органы местного самоуправления - самостоятельно в рамках закона определяет конкретные направления и объемы использования муниципальной собственности, включая средства местных бюджетов, исходя из интересов, обусловленных потребностями в непосредственном обеспечении жизнедеятельности местного сообщества. Таким образом, возложенная на Администрацию г.о. Сызрань обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не является расходным обязательством муниципального образования. Поэтому на муниципальное образование не может быть возложена обязанность финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти своих полномочий. Денежные средства, выделенные в 2014 и 2015 и 2016 году, освоены полностью. Все квартиры переданы детям-сиротам, лицам из их числа в соответствии с решениями суда. В 2014г. жилыми помещениями специализированного жилищного фонда обеспечены 17 человек, в 2015г. - 35 человек., в 2016 – 39. Законом «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 гг.» денежные средства на выполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и лиц из их числа на городской округ Сызрань предусмотрено в размере, позволяющем обеспечить 39 человек. Количество вступивших в законную силу решений суда по делам данной категории превышает 150. Поскольку предусмотренных Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг.» субвенций недостаточно для исполнения всех исполнительных документов, депутатами Думы г.о. Сызрань было направлено обращение в Самарскую Губернскую Думу и Правительство Самарской области о выделении дополнительных денежных средств на исполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, лиц из их числа. Во исполнение статьи 4 Закона Самарской области № ***-ГД, для расчета в соответствии с методикой, объема субвенций, необходимых для исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий, Управлением семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Сызрань ежеквартально представляются в уполномоченный орган Правительства, Самарской области списки детей-сирот и лиц, приравненных к ним, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств областного бюджета, а также ежемесячно направляется уточненная информация о количестве детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по состоянию на первое число каждого месяца. Кроме того, в соответствии с письмом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Администрация г.о. Сызрань ежеквартально направляет списки детей-сирот и лиц из их числа, в отношении которых вступили в силу и не исполнены судебные решения об обеспечении их жилыми помещениями. Администрацией г.о. Сызрань постоянно направляются письма в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, председателю Правительства Самарской области, Губернатору Самарской области о предоставлении из областного бюджета денежных средств, необходимых для исполнения решения суда. Копии данных писем направляются судебным приставам-исполнителям. Уполномоченные Правительством Самарской области органы обладают всей информацией о количестве детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на сегодняшний день, но дополнительных средств не выделяют. Администрацией г.о. Сызрань были представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке. Исполнить исполнительные документы каким-либо другим образом невозможно. Расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Применение данного порядка, согласно правовой позиции КС РФ, выраженной в Постановлении от <дата> N 2-П и Определении от <дата> N 250-О-П, является обязательным во всех случаях наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Наличие норм закона, напрямую регламентирующих исполнение органами местного самоуправления государственных Полномочий по предоставлению детям- сиротам и лицам, приравненным к ним, жилых помещений согласно действующего законодательства за счет денежных средств, перечисленных субъектом РФ из областного бюджета в местный бюджет, является объективным и неоспоримым доказательством невозможности исполнения органом местного самоуправления данных полномочий в отсутствие соответствующих денежных средств. Поскольку порядок выделения денежных средств из областного бюджета установлен в нормативно-правовых актах, то он не может быть нарушен волеизъявлением органа местного самоуправления. Со стороны Администрации г.о. Сызрань были приняты все возможные меры для исполнения исполнительных документов, однако вины Администрации в том, что она не уложилась в установленный судебным приставом - исполнителем срок нет, и в её действиях отсутствует состав административного правонарушения.

В судебном заседании представитель Администрации г.о.Сызрань по доверенности Рудаева ФИО10. жалобу поддержала, привела доводы, изложенные выше.

Представитель заинтересованного лица - Отдела судебных приставов № 1 г. Сызрани и Сызранского района Самарской области Парамонова ФИО11 полагала оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что обжалуемое постановление должно быть оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения, поскольку в отношении юридического лица Администрации г.о.Сызрань должностным лицом ОСП № 1 г.Сызрани и Сызранского района Самарской области принято законное постановление с соблюдением требований КоАП РФ.

Ответственность по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Судом установлено, что Администрация г.о.Сызрань, являясь должником по исполнительному производству в период с <дата> по <дата>, в срок установленный судебным приставом, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от <дата>., и в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ по постановлению № ***<дата>., не исполнила требования неимущественного характера, содержащегося в исполнительном листе, выданном Сызранским городским судом по делу № *** от <дата>. об обязанности предоставить ФИО3, <дата> г.р., благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.

Приведенные выше доводы о невиновности суд расценивает, как способ избежать юридическим лицом наказания. Решение, вступившее в законную силу, до настоящего времени не исполнено. Каких-либо новых обстоятельств, свидетельствующих о невиновности, представителем юридического лица в суд не представлено. Отсутствие денежных средств в данном случае не может служить основанием для не исполнения решения суда в отношении Ишкуловой ФИО12. и не освобождает юридическое лицо от ответственности. Исполнительным листом суда на должника была возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение. Принятые меры не свидетельствуют об отсутствии вины должника во вменяемом правонарушении, поскольку указанные действия к указанному сроку и до настоящего времени не привели к исполнению решения суда в интересах Ишкуловой ФИО13 в установленный срок, следовательно, принятые должником меры являлись недостаточными и не освобождали его от административной ответственности.

Ссылку представителя Администрации г.о.Сызрань на решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд также не может принять во внимание, поскольку данное обстоятельство не исключает вину Администрации г.о.Сызрань в совершении административного правонарушения и не является основанием для освобождения от административной ответственности, по основаниям, изложенным выше.

Таким образом, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого постановления заместителем начальником Отдела судебных приставов № 1 г.Сызрани и Сызранского района Самарской области всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, дана надлежащая оценка имеющимся доказательствам, на основании которых вынесено обоснованное постановление и назначено наказание в минимальном размере. Нарушений процессуальных требований не допущено, оснований для удовлетворения жалобы и признания незаконным обжалуемого постановления, по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

Постановление № *** заместителя начальника Отдела судебных приставов № 1 г.Сызрани и Самарской области Гузейчука ФИО14 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ в отношении юридического лица Администрации г.о. Сызрань о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей - оставить без изменения, а жалобу Администрации г.о.Сызрань – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Левина С.А.