РЕШЕНИЕ
... 26 ноября 2021 года
Судья Ангарского городского суда ... Крапивин Е.Н., с участием защитника-представителя Администрации АГО Р.Е.А., представителя ГПН – инспектора Ш.А.Ч. рассмотрев жалобу представителя (защитника) Администрации Ангарского городского округа (далее Администрация АГО) Р.Е.А. на постановление главного государственного инспектора АГО по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по АГО Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по ... (далее ГПН) Л.А.А. от **№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации АГО,
УСТАНОВИЛ:
Данным постановлением Администрация Ангарского городского округа признана виновной по ч.1 ст.20.4 КоАП, назначен штраф 150000 рублей.
Правонарушение выразилось в том, что в рамках плановой выездной проверки, проведенной с 12 по ** в населенных пунктах АГО : поселки Звездочка, Новоодинск, Зверево, Стеклянка, Мегет, села Савватеевка, Одинск, ..., заимка Якимовка, а также ..., выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные Федеральными законами №123-ФЗ от ** «Технический регламент о пожарных требованиях пожарной безопасности», №131-ФЗ от ** «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Сводами правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», Постановлением Правительства РФ № от ** «Правила противопожарного режима в РФ», СНиП **-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»:
- в заимке Якимовка расстояния от зданий и сооружений до лесных насаждений (лесного массива) менее 30 метров по адресам ...; ..., 15Б, 19; первый проезд, 6, 8; ...; отсутствует вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров.
- в селе Одинск расстояния от зданий и сооружений до лесных насаждений (лесного массива) менее 30 метров по адресам ..., 28, 22; отсутствует вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров; При числе жителей 997 человек по ..., Иркутская, Березовая, Молодежная, Рассвет, Ленина, 8 Марта, ФИО1, Набережная, ФИО2, Советская отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения; по ... источники наружного противопожарного водоснабжения находятся в неисправном состоянии.
- в поселке Звездочка расстояния от зданий и сооружений до лесных насаждений (лесного массива) менее 30 метров по адресам ...; а также участок с кадастровым номером 38:26:030301:68; отсутствует вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров;
- в селе Савватеевка расстояния от зданий и сооружений до лесных насаждений (лесного массива) менее 30 метров по адресам ..., Кордонская, 8; отсутствует вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров;
- в поселке Новоодинск расстояния от зданий и сооружений до лесных насаждений (лесного массива) менее 30 метров по адресу ...; отсутствует вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров;
- в поселке Стеклянка расстояния от зданий и сооружений до лесных насаждений (лесного массива) менее 30 метров по адресам ..., 4А, 4Б, 2, 5А, ..., 3, а также здания на участках по ...№, и ... №№; отсутствует вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров;
- в поселке Мегет расстояния от зданий и сооружений до лесных насаждений (лесного массива) менее 30 метров по адресам ..., 19, ...; При числе жителей более 5000 человек по ..., Железнодорожная, Весенняя, Долгожданная, Ш-ны, Трактовая, Лесничество, ФИО3, ФИО4, Нагорная, Песчаная, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, Оренбургская, Октябрьская, 8 Марта, Юбилейная, Заводская, Полевая, Геологическая, Садовая, Майская, Молодежная, Березовая, Чайковского, Советская, Надежды, Еловая, Мира, Тупиковая отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения – наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200м по дорогам с твердым покрытием; отсутствует вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров;
- в ..., Железнодорожная, Весенняя, Долгожданная, пер.Совхозный, в д. Зуй, ... время прибытия первого подразделения пожарной охраны к местам вызова превышает 20 минут ввиду аварийного состояния автодорожного путепровода, пересекающего ж/д пути ВСЖД 5162км, не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара.
- в ... расстояния от зданий и сооружений до лесных насаждений (лесного массива) менее 30 метров по адресу ..., отсутствует вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров;
- в поселке Зверево расстояния от зданий и сооружений до лесных насаждений (лесного массива) менее 30 метров по адресам ... и пер. Пожарный; отсутствует вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров;
- в городе Ангарске с числом жителей более 5000 человек в микрорайонах Китой по ..., Омская, Октябрьская, микрорайоне Старица по ..., микрорайоне Северный по ..., Ключевская, ФИО9, Береговая, Заречная, Лесная, Железнодорожная (бывшая ...) отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения – наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200м по дорогам с твердым покрытием; не обеспечен пожарный проезд и подъездной путь к многоквартирному жилому дому в 13 микрорайоне, ... – установлен бетонный блок, препятствующий проезду пожарной техники к месту пожара.
В жалобе защитник Р.Е.А. указывает, что нарушена процедура организации и проведения мероприятий, предусмотренных Федеральным законом №294-ФЗ от ** «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Пункт № протокола. В нарушение п.2 ч.1 ст.15 закона №294-ФЗ при проведении проверки в ... – выявление неисправности источников наружного противопожарного водоснабжения – не присутствовал представитель Администрации АГО, поскольку не было письменного уведомления о датах и времени проверки в ....
Пункты 1-4, 7-15, 18-22 протокола. Необоснованно вменено нарушение – отсутствие минерализованных полос, отделяющих лесной массив от населенных пунктов, поскольку согласно п.4 Постановления Правительства РФ № от ** «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» органы местного самоуправления осуществляют меры пожарной безопасности только в лесах, расположенных на землях муниципального образования. Населенные пункты Ивановка, Якимовка, Одинск, Звездочка, Савватеевка, Новоодинск, Стеклянка, Мегет, Зуй примыкают к лесам лесного фонда Министерства лесного комплекса ..., не являются собственностью муниципального образования АГО. Обеспечить противопожарную минерализованную полосу в 10 метров не возможно по объективным обстоятельствам, так как лесной массив Усольского лесничества в части населенных пунктов вплотную примыкает к постройкам, либо на расстоянии менее 10 метров. На Администрацию АГО не может быть возложена обязанность по проведению сплошных рубок и прокладки минерализованных полос на территории Усольского лесничества. Администрация АГО обращалась в Управление Министерства лесного комплекса ... о выполнении противопожарных разрывов между указанными населенными пунктами и федеральными лесами письмами от ** и **, и получены ответы от **, **, **, согласно которым лесные участки, смежные с населенными пунктами, относятся к категории защитных лесов или особозащитными участками эксплуатационных лесов. Это также подтверждается письмом НО «Ассоциация муниципальных образований ...» от **. Согласно ч.6 ст.111 Лесного кодекса, в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Согласно п.212 Перечня документов в области стандартизации, утвержденным приказом Росстандарта № от **, СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» соблюдаются на добровольной основе. П.4 ст.16.1 закона №184-ФЗ «О техническом регулировании» допускают несоблюдение стандартов, которые применяются на добровольной основе, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом. Согласно п.4 ст.16.1 закона №123-ФЗ, пожарная безопасность считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленным настоящим законом. С ст.59 закона №123-ФЗ определено, что ограничение распространение пожара за пределы очага должно обеспечиваться одним или несколькими из способов, указанных в данной статье, в том числе устройство противопожарных преград, к которым относятся и противопожарные минерализованные полосы согласно п.7 ч.1 ст.37 закона №123-ФЗ. Согласно п.3 ч.2 ст.53.1 Лесного кодекса меры противопожарного обустройства лесов включают в себя прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос. Администрацией АГО ** заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по устройству противопожарных заградительных и минерализованных полос (опашки) лесных площадей и уходу за ними на территории АГО на 3 года. На территории АГО протяженность минерализованных полос 27км шириной от 2 до 4 метров. На Администрацию АГО незаконно возложена обязанность по устранению противопожарных разрывов и созданию противопожарных минерализованных полос в защитных лесах, принадлежащих Усольскому лесничеству.
Пункт 24 протокола. Необоснованно вменено нарушение в части необеспечения пожарного проезда к МКД по адресу ..., 13 мкр, ..., поскольку это не относится к полномочиям Администрации АГО. Бетонный блок находится на земельном участке, входящем в состав общего имущества собственников МКД согласно кадастровой карте и ч.2 ст.16 закона №189-ФЗ от ** «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст.36 ЖК. Бетонный блок установлен собственниками МКД на основании решения общего собрания от **.
Пункт 17 постановления. Время прибытия пожарных машин более 20 минут в ..., Железнодорожная, Весенняя, Долгожданная, пер.Совхозный, д.Зуй, ... произведено на основании лишь оперативной сводки по конкретному пожару от **, без участия представителя Администрации АГО; контрольные замеры времени с участием представителя Администрации АГО не производились. Определение дислокации подразделений пожарной охраны с учетом времени их прибытия в городских округах 10 минут, в сельских поселениях 20 минут – не относится к компетенции органов местного самоуправления согласно ст.19 закона №69-ФЗ. Данные полномочия согласно ст.16, 18, 19 закона №69-ФЗ относятся к федеральным органам госвласти и субъектам РФ в области пожарной безопасности. (Постановление Второго арбитражного суда апелляционного суда от ** по делу №А29-8760/2012, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от **№АП-6818/2015 по делу №А51-9841/2015)
Пункт 16 акта и постановления. Необоснованно вменено отсутствие источников противопожарного водоснабжения – наружных водопроводных сетей с пожарными гидрантами, поскольку согласно ч.2 ст.62 закона № в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). В ... имеется 5 артезианских скважин, 2 резервуара по 150 м3 чистой воды, водопроводная насосная станция второго подъема, водопроводные сети 6,5 км, 1 водоразборная колонка; водоснабжение разделено на 3 района. 4 из 5 скважин и водопроводные сети имеют значительный износ, поэтому у Администрации АГО нет возможности установить дополнительные пожарные гидранты. В 2017 году Администрацией АГО принято решение о строительстве водопровода в 2 нитки протяженностью 14,5 км от ... до ..., заключен муниципальный контракт от ** на разработку проектно-сметной документации, выполнены работы по инженерно-геодезическим изысканиям. Строительство первой нитки было предусмотрено на 2021 год, однако в декабре 2020 контракт расторгнут в связи с его невыполнением. Администрация АГО была готова выполнить пожарные водоемы для обеспечения противопожарного водоснабжения четырех улиц ..., находящихся за железной дорогой, направила письмо в ГПН, однако ГПН не дал разрешение на строительство пожарных водоемов. Поэтому Администрация АГО предпринимала необходимые меры к устранению данных нарушений, но не смогла их устранить по объективным причинам.
Пункт 5 Акта и постановления. Необоснованно вменено отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения в ..., Иркутская, Березовая, Молодежная, Рассвет, Ленина, 8 марта, ФИО1, Набережная, ФИО10, Советская, поскольку ч.2 ст.62 закона № в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы. В ... имеется 2 пожарных водоема по 60 и 44 м3, резервуар воды и 3 пожарных гидранта, что в совокупности составляет более 255 м3 воды, и является достаточным для тушения пожаров в ....
Пункт 23 акта и постановления. Необоснованно вменено отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения по улицам и микрорайона .... Согласно ч.4 ст.4 закона № к объектам защиты, введенным в эксплуатацию до вступления в силу данного закона применяются ранее действовавшие требования. Указанные жилые микрорайоны построены в 1950-1960 годах, не проектировались при принятии Генплана АГО, были самовольно заняты гражданами с последующим узакониванием жилых домов. Не учтено, что в указанных в п.23 протокола и акта населенных пунктах имеются источники водоснабжения, обеспечивающие пожарную безопасность указанных микрорайонов и улиц. Обязанность надлежащего содержания сетей наружного противопожарного водоснабжения лежит на МУП «Ангарский водоканал», которое осуществляет вопросы местного значения с соответствующим финансированием. На Администрацию АГО не может быть возложена обязанность по обеспечению исправного состояния пожарных гидрантов, указанных в п.6 и 23 постановления, а также обеспечение источников наружного противопожарного водоснабжения .... Согласно постановлению Администрации АГО № от ** утвержден перечень мероприятий по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения на 2022-2024 годы, ответственным за реализацию мероприятий назначен МУП «Ангарский водоканал».
Просит постановление ГПН от ** отменить, и прекратить производство по делу.
Защитник Р.Е.А. в судебном заседании жалобу поддержала, дополнила, что в 2020 году ГПН проводила аналогичную проверку, выявлены те же нарушения по противопожарным разрывам, (кроме бетонного блока МКД, источников наружного водоснабжения в ..., времени прибытия пожарной машины в д.Зуй), Администрация АГО обжаловала постановление по делу об административном правонарушении и предписание, большинство из нарушений судами признаны необоснованными. Вопрос по строительству водовода в ... из ... является сложным, масштабным, очень дорогостоящим, решается Администрацией АГО, ответственным является МУП «Ангарский водоканал», в 2021 году проводился конкурс на выбор подрядчика по разработке проектно-сметной документации, который не состоялся по причине отсутствия заявок. Без нового водовода обустраивать новые пожарные гидранты в ... невозможно. В ... имеются 30 исправных пожарных гидрантов.
Инспектор ГПН Ш.А.Ч. (которая составляла протокол по делу об административном правонарушении) просила оставить постановление без изменения.
Проверив с учетом требований ст.30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, суд приходит к выводу о незаконности обжалуемого постановления ГПН, необходимости его отмены по основаниям, указанным в жалобе, поскольку доводы жалобы являются обоснованными, подтверждаются приложенными к ней документами, согласно которым Администрация АГО принимает необходимые и зависящие от нее разумные меры по улучшению пожарной безопасности на территории АГО, не в компетенции Администрации АГО осуществлять рубку леса в особо охраняемых лесах лесного фонда для прокладки минерализованных полос; не в компетенции Администрации АГО обустраивать посты пожарных частей с учетом отдаленности населенных пунктов; убирать бетонные блоки, установленные собственниками МКД на своей территории; то есть ГПН не представлено доказательств виновности Администрации АГО в правонарушении, нарушения вменены формально, без учета возражений Администрации АГО и представленных документов, без учета решения Ангарского городского суда от ** по ранее проведенной аналогичной проверке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора АГО по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по АГО Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по ...Л.А.А. от **№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации Ангарского городского округа – отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Администрации АГО состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течении 10 дней в апелляционном порядке, а вступившее в законную силу в Восьмой кассационный суд.
Судья Е.Н. Крапивин
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>