Дело № 12-530/2022
УИД: 66RS0031-01-2021-001271-57
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Екатеринбург 02 августа 2022 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Евдокимова Т.А.,
рассмотрев жалобу представителя АО «ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат» ФИО1
на постановление специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора, земельного надзора и надзора в области обращения с отходами по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 03-01-18/395-2021 от 23.12.202, вынесенное в отношении
юридического лица – акционерного общества «Евраз КГОК», <...>,
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением по делу об административном правонарушении N 03-01-18/395-2021 от 23.12.2021 г. АО "ЕВРАЗ КГОК" на основании ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за нарушение требований природного законодательства РФ, выразившегося в предоставлении неполной и недостоверной информации в данных учета в области обращения с отходами за 2020 г. и в федеральном статистическом наблюдении по форме 2-тп (отходы) за 2020 г., поскольку предоставлена неполная и недостоверная информация в части неуказания отхода "Масла отработанные".
Считая вынесенное постановление по делу об административном правонарушении незаконным и необоснованным, представитель АО "ЕВРАЗ КГОК" по доверенности ФИО1 просит его отменить и производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указано, что должностным лицом необоснованно указано на предоставление неполной и недостоверной информации в области обращения с отходами за 2020 г. в части отработанных масел, поскольку отработанные масла в АО "ЕВРАЗ КГОК" не являются отходом, поскольку критерием отнесения веществ к отходам являются: 1) фактическое или планируемое удаление таких вещества; 2) утрата такими веществами потребительских свойств; 3) неиспользование таких веществ в основной деятельности. Однако масла, образующиеся в процессе деятельности предприятия, являются продукцией, на них разработаны и утверждены технические условия, они реализуются потребителям. Ввиду чего они не подлежат учету на предприятии в качестве отхода производства и отражению по форме 2-ТП, в данных учета в области обращения с отходами.
В судебном заседании представители АО "ЕВРАЗ КГОК" ФИО3 и ФИО1 жалобу поддержали в полном объеме по доводам в ней изложенным, так и изложенным в дополнительных пояснениях к жалобе.
Представители Уральское межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2, ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, указали, что постановление является законным и обоснованным, вынесено в соответствии с действующим законодательством, отработанные масла являются отходами на том основании, что у АО "ЕВРАЗ КГОК" имеется лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-VI классов опасности, в частности транспортирования и утилизации отходов III-IV класса, в том числе и перечисленных отходов масла. Образующиеся в результате производственной деятельности АО "ЕВРАЗ КГОК" отработанные масла не перестают быть отходами III-IV класса, поскольку входят в Федеральный квалификационный каталог отходов.
Изучив представленные документы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы АО "ЕВРАЗ КГОК", заслушав представителей АО "ЕВРАЗ КГОК", Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования суд приходит к следующему.
Согласно статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно вышеприведенному определению отходов, имеет значение происхождение отходов (образуются в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления) и их удаляемость.
Определение понятия удаление отходов в Законе № 89-ФЗ отсутствует.
Для целей применения национального законодательства об отходах применимо определение термина "удаление отходов", приведенное в п. 6.23 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (введен Постановлением Госстандарта России от 28.1.2001 N 607-ст), согласно которому удаление опасных или других отходов: сбор, сортировка, транспортирование и переработка опасных или других отходов с уничтожением и/или захоронением их способом специального хранения.
При этом в пункте 3 ГОСТ 30772-2001 указано, что настоящий стандарт соответствует Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.
Таким образом, отходами являются материалы, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
При этом, в пункте 3.2. "ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I- IV класса опасности. Основные требования" (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1091-ст) дано понятие побочного продукта: «Побочный продукт - дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции». Согласно примечанию к пункту 3.2. ГОСТ Р 53691-2009, побочный продукт, формально являясь отходом на одном производстве, служит в то же время готовым к употреблению сырьем для другого производства.
Определение побочного продукта дано также в пункте 3.16 ГОСТ 30772- 2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, в котором указано, что «Побочный продукт - дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции». Согласно примечанию к пункту 3.16 ГОСТ 30772-2001 побочный продукт не является 1 отходом.
Таким образом, побочные продукты производства не являются отходами, и собственник вправе распоряжаться побочной продукцией по собственному усмотрению, использовать для собственных нужд либо реализовать третьим лицам, как это предусмотрено пунктом 164 ГОСТ Р 51303-2013.
При этом вопрос об относимости веществ к отходам или побочной продукции предприятия принимают самостоятельно. Хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определить, что именно в результате деятельности предприятия (исходя из требований законодательства, проектных материалов, информации из ФККО, государственных стандартов, технологических регламентов и стандартов предприятия) является отходом, а что вторичным сырьем или продукцией, предназначенной для дальнейшего использования.
Как следует из материалов дела, обществом определено, что масла, образующиеся в процессе деятельности АО «ЕВРАЗ КГОК», не являются отходом, а представляют собой продукцию, предназначенную для дальнейшего использования.
Из пояснений представителей заявителя следует, что масло, в том числе и отработанное, обладает достаточно высокой удельной теплотой сгорания (калорийностью), что делает его привлекательным для использования в качестве топлива. При этом прямого запрета на сжигание отработанного масла в качестве топлива (а не как отхода) российское законодательство не содержит.
Судом при исследовании материалов дела установлено, что обществом с целью оформления решения о переводе масла, образующегося в процессе деятельности АО «ЕВРАЗ КГОК», разработаны и утверждены Технические условия на продукцию - «Масла отработанные» ТУ 38.12.25-001-00186938-2017 (далее - ТУ на масла), в которых указаны основные требования к данной продукции. Соответствие указанным ТУ на масла ежемесячно подтверждается протоколами испытаний аккредитованной лабораторией.
Также установлено, что продукция «масла отработанные» реализуется потребителям на основании договоров купли-продажи, из которых следует, что АО «ЕВРАЗ КГОК» продает продукцию, а не отходы, что подтверждается представленными заявителем документами первичного бухгалтерского учета (договоры, спецификации, товарные накладные, счета-фактуры).
Кроме того, 31.12.2019 Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям заявителю выдано Комплексное экологическое разрешение ***, подтверждающее соблюдение лимитов на размещение отходов производства и потребления (п. 13 ст. 31.1 Федерального закона от *** №7-ФЗ «Об охране окружающей среды») и свидетельствующее об отсутствии у АО «ЕВРАЗ КГОК» такого вида отхода как отработанное масло.
Доводы представителей Уральское межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об отнесении масел к отходам на том основании, что у заявителя имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе вышеуказанных масел, подлежат отклонению в связи с тем, упоминание такого вида отхода в лицензии как «отходы минеральных масел» не свидетельствует о том, что в деятельности предприятия обязательно должны образовываться такие отходы. Лицензия предоставляет право (а не обязанность) на обращение с отходами, т.е. предприятие имеет право на обращение с отработанными маслами как с отходом при переводе масла в отходы в случае минования надобности для собственных нужд и отсутствия потребительского спроса на данную продукцию. Кроме того, наименование спорной продукции в соответствии с Техническими условиями на масла (Масла отработанные по ТУ 38.12.25-001- 00186938-2017) не соответствует наименованию отходов в соответствии с лицензией (отходы минеральных масел, смазочно-охлаждающие масла).
Кроме того, в согласно п. 39 Приказа Минприроды России от 11.06.2021 N 399 "Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности", вступившим в законную силу 01.03.2022 к группе однородных отходов "Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства" (далее - отходы масел) относятся виды отходов, включенные в следующие группы видов отходов ФККО: "Отходы минеральных масел, не содержащих галогены"; "Смеси масел минеральных отработанных"; "Отходы синтетических и полусинтетических масел и гидравлических жидкостей", т.е. отходами признаются вещества или предметы, которые не имеют потребительских свойств.
Таким образом, суд приходит к выводу, что использование обществом «ЕВРАЗ КГОК» отработанных масел, образующихся в процессе деятельности предприятия, в качестве сырья (топлива) как для собственного производственного процесса, так и реализация данных масел третьим лицам по гражданско-правовым договорам свидетельствует о том, что «масла отработанные» имеют потребительские свойства, являются продукцией в понимании пункта 3.2. ГОСТ Р 53691-2009, пункта 3.16 ГОСТ 30772-2001, что исключает необходимость их учета на предприятии в качестве отхода производства и потребления, в том числе отражения в отчете по форме 2-ТП (отходы) и в Данных учета в области обращения с отходами.
Кроме того, решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.02.2022 предписание *** от 19.08.2022, вынесенное по результатам проверки, в части п. 3.1, 3.2 отменено (п. 3.1 «в отчете федерального статистического наблюдения по форме 2ТП (отходы) за 2020, в нарушение требований природоохранного законодательства, АО «ЕВРАЗ КГОК» представлена неполная и недостоверная информация», п. 3.2 «в нарушение требований природоохранного законодательства, АО «ЕВРАЗ КГОК» в Данных учета в области обращения с отходами 2020 представлена неполная и недостоверная информация») признано незаконным и отменено. Указанным судебным актом установлено, что масла отработанные являются продукцией и не подлежат учету на предприятии в качестве отходов. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2022 решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.02.2022 оставлено в силе.
Вследствие вышеизложенного, суд считает, что законность постановления специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора, земельного надзора и надзора в области обращения с отходами по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 03-01-18/395-2021 от 23.12.202 не доказана. Суд нарушений природоохранного законодательства в действиях АО "ЕВРЗ КГОК" не усматривает.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) АО "ЕВРАЗ КГОК" состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, судья отменяет постановление и прекращает производство по делу.
Учитывая данное обстоятельство, суд считает возможным прекратить производство по делу в отношении АО "ЕВРАЗ КГОК" по основаниям ч. 4 ст. 1.5, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменив постановление по делу об административном правонарушении N 03-01-18/395-2021 от 23.12.2021 г. о привлечении АО "ЕВРАЗ КГОК" к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора, земельного надзор и надзора в области обращения с отходами по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, государственного инспектора РФ в области окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 03-01-18/395-2021 от 23.12.2021, вынесенное в отношении юридического лица – акционерного общества «ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10суток с момента получения его копии.
Судья Т.А. Евдокимова