ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-531/2016 от 07.09.2016 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

<данные изъяты> № 12-531/2016

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

07 сентября 2016 года г. Екатеринбург

Судья Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Белых А.С., рассмотрев жалобу ФИО1, действующего в интересах ЕМУП «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель» (<данные изъяты>),

на постановление старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу, начальника отдела надзора в области использования и охраны водных объектов, земельного надзора Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО2 №06-01-18/73-2016 от 27.06.2016 года, которым ЕМУП «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель» назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,

установил:

ЕМУП «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель» (ЕМУП «ИГРиР») допустило сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Так в ходе проведения внеплановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, проведенной <//> специалистами департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, установлено, что ЕМУП «ИГРиР» эксплуатирует нарушенные земли, в том числе в результате размещения отходов в отработанном карьере по <адрес> напротив зданий п адресу <адрес>. Однако, в соответствии с представленным в адрес Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу статистическим отчетом по форме № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя» за 2015 год. ЕМУП «ИГРиР» эксплуатирует нарушенные земли только в результате разработки месторождений полезных ископаемых включая ОПИ.

За данное нарушение ЕМУП «ИГРиР» по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа <данные изъяты>.

В жалобе директор ЕМУП «ИГРиР» ФИО1 просит постановление должностного лица отменить. В обоснование жалобы указывает, что ЕМУП «ИГРиР» не осуществляет деятельность по захоронению отходов, а занимается обработкой и утилизацией отходов путем приготовления сортового рекультивационно-планировочного материала, то есть занимается исключительно рекультивацией земельного участка. Для рекультивации земельного участка используется рекультивационный материал, то есть обработанные отходы. Предоставленный ЕМУП «ИГРиР» земельный участок не является объектом для захоронения отходов. Указывает, что проверка проведена не по месту нахождения предоставленного земельного участка. Кроме того, ссылается на то, что ЕМУП «ИГРиР» является ненадлежащим субъектом административного правонарушения, так как с ООО «<данные изъяты>» заключен договор по осуществлению деятельности по приему грунтов, отходов строительства и сноса, ведения учета указанных отходов, работ по планированию земельного участка.

В судебном заседании директор ЕМУП «ИГРиР» ФИО1 а так же защитник Герасимова И.В., действующая в интересах ЕМУП «ИГРиР», доводы жалобы поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что при проведении проверки не установлена связь въезжающих грузовых автомобилей с отходами автомобилей с ЕМУП «ИГРиР».

Специалисты департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО3, ФИО2 в судебном заседании пояснили, что при проведении проверки ЕМУП «ИГРиР» выявлены нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении. По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении ЕМУП «ИГРиР» назначено административное наказание. Совершение правонарушения юридическим лицом подтверждается собранными доказательствами. Просили постановление оставить без изменения, жалобу директора ЕМУП «ИГРиР» без удовлетворения.

Заслушав директора ЕМУП «ИГРиР» ФИО1, действующую в интересах ЕМУП «ИГРиР» Герасимову И.В., специалистов департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО3, ФИО2, исследовав дело об административном правонарушении, судья приходит к выводу о том, что постановление должностного лица является законным и обоснованным.

Согласно протоколу об административном правонарушении <//> в ходе проведения внеплановой выездной проверки внеплановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации обнаружено, что что ЕМУП «ИГРиР» эксплуатирует нарушенные земли, в том числе в результате размещения отходов в карьерной выемке <адрес>. Однако, в соответствии с представленным в адрес Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу статистическим отчетом по форме № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя» <данные изъяты>. ЕМУП «ИГРиР» эксплуатирует нарушенные земли только в результате разработки месторождений полезных ископаемых включая ОПИ. Протокол составлен в присутствии директора ЕМУП «ИГРиР» ФИО1 которому разъяснены его права, о чем имеется соответствующая подпись.

Как следует из акта проверки, последняя проведена 14.04.2016 года в присутствии директора ЕМУП «ИГРиР» ФИО1, на основании приказа заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по УрФО после поступления информации о фактах нарушения требований природоохранного законодательства. Проведение проверки согласовано с заместителем прокурора Свердловской области. ЕМУП «ИГРиР» осуществляет деятельность по рекультивации земель карьерной выемки, расположенной по <адрес> напротив зданий <адрес>». Со стороны <адрес> присутствует ограждение металлическим забором. Ворота или иные устройства, ограничивающие въезд на территорию карьера отсутствуют. За забором находятся бытовые вагончики, есть вывеска ЕМУП «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель» (ЕМУП «ИГРиР»). На момент осмотра внутри карьерной выемки в беспорядочном состоянии, навалом находятся отходы, среди которых бытовой, строительный мусор, крупногабаритные отходы и пр. подобные отходы находятся и с противоположной стороны карьерной выемки. При проведении обследования на территорию, где находятся представители ЕМУП «ИГРиР», заезжают грузовые автомобили, разгружаются, вываливая содержимое кузова автомобиля на участке перед карьерной выемкой. При заезде водители предъявляют сопроводительный талон, приобретаемый у ЕМУП «ИГРиР», с указанием номера счета организации, с которой вывозят отходы. На момент осмотра на обследуемый участок доставлены грунт, отходы древесины несортированные, отходы щебня.

На основании заявления, договора аренды земельного участка от <//>, акта приема-передачи, ЕМУП «ИГРиР» приняло во временное владение и пользование на неопределенный срок участок <данные изъяты>

В соответствии с имеющимися актами ЕМУП «ИГРиР» в период <данные изъяты> осуществляло прием строительных грунтов, отходов строительства и сноса.

Указанные документы составлены в соответствии с действующим законодательством, уполномоченным должностным лицом при исполнении своих должностных обязанностей, сомнений в их достоверности у суда не имеется.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики № 676 от 29.12.2012 года «ОБ утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы» юридические лица, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение отходов, в срок до 01 февраля, следующего за отчетным периодом, предоставляют территориальному органу Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации отчет по форме 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы».

В силу ст.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. Объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения. Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Согласно п.п. 3,6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании природного слоя почвы, утвержденных совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов №525, а так же Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству №67 от 22.12.1995 года, рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии с ГОСТ 17.5.1.01-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель. Рекультивация земель» для выполнения рекультивационных работ используются вскрышные и вмещающие породы, не содержащих радиоактивные элементы и токсичные соединения в концентрациях, опасных для жизни человека и животных.

Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №05-12-44/11342 от 02.06.2014 года «Об использовании отходов производства и потребления для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей». Использование для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей отходов производства и потребления, в том числе отходов, образованных от строительства и сноса зданий, строений и сооружений, возможно при условии, что они не содержат вредные вещества и при этом будет обеспечено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду. Рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления, в том числе отходов, образованных от строительства и сноса зданий, строений и сооружений, фактически является захоронением (размещением) отходов.

Оценивая доводы директора ЕМУП «ИГРиР» суд принимает во внимание, что доказательств проведения комплекса мероприятий по оценке принимаемых от юридических лиц отходов на предмет негативного воздействия на окружающую среду представлено не было. Таким образом, ЕМУП «ИГРиР» фактически осуществляет деятельность по захоронению (размещению) отходов. Выездная проверка проведена в присутствии директора ЕМУП «ИГРиР» ФИО1, который до момента рассмотрения жалобы на постановление должностного лица в судебном заседании не оспаривал принадлежность осматриваемого участка ЕМУП «ИГРиР». Договор <данные изъяты> об организации работ по приему грунтов, отходов и иных работ на земельном участке заключен с ООО «<данные изъяты>» <//>. Вместе с тем, ЕМУП «ИГРиР» вменяется представление недостоверного статистического отчета за период <данные изъяты>

Вышеприведенными доказательствами, полученными в соответствии с требованиями норм административного законодательства, подтверждается, что ЕМУП «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель» (ЕМУП «ИГРиР») допустило сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Действия ЕМУП «ИГРиР» правильно квалифицированы по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание назначено ЕМУП «ИГРиР» в соответствии с требованиями административного законодательства, в пределах санкции статьи, является минимальным.

Оснований для освобождения ЕМУП «ИГРиР» от административной ответственности не установлено.

Каких-либо существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу, начальника отдела надзора в области использования и охраны водных объектов, земельного надзора Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО2 №06-01-18/73-2016 от 27.06.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЕМУП «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель» оставить без изменения, жалобу его директора - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья А.С. Белых