ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-533/2015 от 03.09.2015 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск 03 сентября 2015 года

Судья Ленинского районного суда г.Ульяновска Т.Л. Грачева,

с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении С.И. Ларькина,

при секретаре А.Х. Суслиной,

рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя ООО «Истоки+» на постановление мирового судьи судебного участка №7 Ленинского района г.Ульяновска от 06 июля 2015 года, которым

общество с ограниченной ответственностью «Истоки+» (юридический адрес: г<адрес>, ИНН )

привлечено к административной ответственности по ст. 14.1.3 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка N 7 Ленинского района г.Ульяновска от 06 июля 2015 года ООО «Истоки+» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна.

Не согласившись с данным постановлением, защитник ООО «Истоки+» обратился в суд с жалобой о его пересмотре.

В обоснование жалобы указав, что ООО «Истоки+» не успели в установленные законом сроки получить лицензию, вместе с тем обратились за ее получением до 01.05.2015 года. Общество управляло многоквартирными домами после 01.05.2015 в состоянии крайней необходимости. Прекращение предоставления коммунальных услуг жителям многоквартирного дома, а также непредоставление услуг по ремонту и содержанию многоквартирного дома не допустимо, так как непредоставление данных услуг может повлечь ущерб жизни и здоровью граждан, а также негативно сказаться на сохранности собственности жителей.

В случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке.

установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.

В оспариваемом случае орган местного самоуправления не провел ни одной из необходимых процедур: собственники многоквартирных домов не были информированы о необходимости проведения общего собрания о выборе способа управления МКД, орган местного самоуправления не провел конкурсы на отбор управляющих организаций. Кроме того, именно по письму Комитета ЖКХ администрации города Ульяновска с просьбой о продолжении управления многоквартирными домами ООО «Истоки+» продолжило управлять многоквартирными домами. Просил отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу, применив положения ст. 2.7 КоАП РФ, поскольку правонарушение совершено ввиду крайней необходимости.

Представитель ООО «Истоки+» Ларькин С.И. поддержал доводы жалобы в полном объеме, дополнив, что общество готовилось к своевременному получению лицензии и директором ООО «Истоки+» был получен квалификационный аттестат, необходимый для получения лицензии обществом, однако, директор уволился, и возникла необходимость в срочном обучении иного лица, Так 22 апреля 2015 года на должность директора ООО «Истоки+» была принята Васильева Н.А., которой 22 апреля 2015 года так же был сдан квалификационный экзамен и получен квалификационный аттестат. Порядок действий управляющей компании в случае неполучения в установленный законом срок лицензии на управление многоквартирными домами не урегулирован, поскольку на основании ранее заключенных с гражданами договорами, не расторгнутых в установленном порядке, у них имелись обязательства перед жильцами, то с 01 мая 2015 года общество продолжало управление многоквартирными домами. Органы местного самоуправления не приняли мер к решению вопроса о выборе способа управления многоквартирными домами, более того, оформили в адрес ООО «Истоки +» письмо с просьбой продолжить оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов на тех же условиях до момента выбора способа управления многоквартирным домом.

Представитель государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области А.В. Кутнякова в судебном заседании пояснила, что инспекция стала принимать заявления о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с 27.01.2015 года. У ООО «Истоки+» возникла обязанность подачи документов до 01.04.2015 года, вместе с тем, документы были поданы 27.04.2015 года, в течение 3 дней проводилась проверка заявления и документов на предмет отказа в рассмотрении, а 29.04.2015 года заявление было принято к рассмотрению. Получение лицензии предусматривает ряд действий, которые необходимо произвести, в частности направить и получить запросы из УМВД, ИФНС, провести внеплановые документации, выездную проверку, что требует временных затрат. 29 мая 2015 года ООО «Истоки+» получили лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, вместе с тем, до этой даты общество продолжало осуществлять управление многоквартирными домами, что без лицензии не допустимо. Органы местного самоуправления заранее знали о том, что ООО «Истоки+» не успеет в установленные сроки получить необходимую для их вида деятельности лицензию, о чем были проинформированы инспекцией в первых числах апреля, однако не предприняли мер для решения вопроса управления многоквартирными домами. Порядок действий управляющей компании урегулирован лишь в части ситуации. Когда она отказывается от управления, в случае несвоевременного получения же лицензии, законодатель не предусмотрел порядок управляющей компании в случае неполучения в установленный законом срок лицензии на управление многоквартирными домами.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ Объектами правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован ЖК РФ.

Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна.

В соответствии со ст.192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.( ч.1 ст.7 Федерального закона №255-ФЗ).

Согласно ст. 49 ч.3 ГК РФ, Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, ООО «Истоки+» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, при этом на 01.05.2015 года –не имея на осуществление данной деятельности лицензии, что образует состав правонашунения, предусмотренного ст. 14.1.3 ч.1 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что с заявлением на предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО «Истоки+» обратилось в Главную государственную инспекцию регионального надзора Ульяновской области 27.09.2015г. Лицензия получена 29.05.2015 г.

Статья 200 Жилищного Кодекса РФ регламентирует порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием.

Так, согласно указанной нормы, лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:

1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Порядок же действий управляющей компании, не успевшей в установленные сроки получить лицензию на осуществление предпринимательской деятельности на управление многоквартирными домами, на настоящий момент не установлен.

Учитывая изложенное, а так же наличие обязательств ООО «Истоки+» перед собственниками многоквартирных домов в связи с наличием между ними договорных отношений ( договора на управление многоквартирного дома не расторгнуты, на 01 мая 2015 года свое действие не прекратили), а так же учитывая обращение Председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска от 30 апреля 2015 года с просьбой продолжать управление многоквартирными домами, находящимися в управлении ООО «Истоки+», суд считает, управление ООО «Истоки+» многоквартирными домами без лицензии вынужденной мерой, направленной на защиту интересов собственников многоквартирных домов, находящихся ранее в ведении данной компании.

Прекращение предоставления коммунальных услуг жителям многоквартирных домов, а также непредоставление услуг по ремонту и содержанию многоквартирного дома не допустимо, так как непредоставление данных услуг может повлечь ущерб жизни и здоровью граждан, а также негативно сказаться на сохранности собственности жителей.

Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Совершение лицом в состоянии крайней необходимости действия, содержащего состав административного правонарушения, в соответствии с пунктом 3 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, суд считает производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в отношении общество с ограниченной ответственностью «Истоки+» прекратить на основании п. 3 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка №7 Ленинского района г.Ульяновска от 06 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в отношении общество с ограниченной ответственностью «Истоки+» (юридический адрес: г<адрес> ИНН - отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 3 ст. 24.5 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в порядке надзора.

Судья Т.Л. Грачева