ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-535/18 от 24.08.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 12-535/2018

Р Е Ш Е Н И Е

24.08.2018 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым на постановление судьи Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым Диденко Д.А. от 11.05.2018 г. по делу №5-471/2018, которым Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 11.05.2018 г. по делу №5-471/2018 Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым (далее МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, производство по делу прекратить.

Жалоба обоснована тем, что ответственность за содержание и эксплуатацию автомобильных дорог МО ГО Симферополь РК общего пользования местного значения несет МБУ «Город», которому решением 80-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 19.12.2017 г. №1475 «О передаче муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (автомобильные дороги)» переданы в оперативное управление автомобильные дороги МО ГО Симферополь РК общего пользования местного значения общей протяженностью 490 км. 102 м.

В судебное заседание, которое состоялось 24.08.2018 г., МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым явку своего законного представителя либо защитника не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и рассматривает дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.11.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон №196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 12 Закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

При этом отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона №257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 12 ст. 3 Закона №257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 17 Закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения, а также правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств устанавливают ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию».

Все требования государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 1.

В силу п.п. 4.1.1 – 4.1.5 ГОСТа Р 50597-93 автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.

Для дорожных знаков с световозвращающей поверхностью в процессе их эксплуатации допускается снижение удельного -1 -2 коэффициента силы света (кд х лк х м) до не менее: 35 - для белого цвета, 20 - желтого, 6 - красного, 4 - зеленого, 2 – синего.

Средняя яркость элементов изображения дорожных знаков с -2 внутренним освещением (кд х м) не должна быть меньше: 90 - для белого и желтого цветов, 20 - зеленого, 10 - красного, 5 - синего. Яркость элементов черного цвета не должна превышать -24 кд х м.

Замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 сут. после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток.

Согласно п. 4.2.1 ГОСТа Р 50597-93 разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами.

В соответствии с п. 5.7.7 ГОСТа Р 52289-2004 знаки 6.6 «Подземный пешеходный переход» и 6.7 «Надземный пешеходный переход» устанавливают изображением навстречу основным пешеходным потокам у всех входов в (на) пешеходный переход.

Согласно п. 6.2.2 ГОСТа Р 52289-2004 в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.

Вне населенных пунктов горизонтальную разметку применяют на дорогах с проезжей частью шириной не менее 6 м при интенсивности движения 1000 авт./сут. и более.

Разметку допускается применять и на других дорогах, когда это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий поГОСТ Р 52398тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений установлена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, 19.02.2018 г. в период времени с 15:45 до 16:15 проведена проверка дорожных условий на подходах к подземному переходу в районе ул. Киевской, 146 «В», расположенных на административной территории г. Симферополя, при обследовании которой выявлены многочисленные нарушения в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно: двигаясь по ул. Никанорова от ул.Киевской в сторону рынка «Привоз» далее к подземному пешеходному переходу:

в нарушение п. 4.2.1 ГОСТа Р 50597-93 и п. 6.2.2 ГОСТа Р 52289-2004 отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1:1.5;

в нарушение п. 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 имеются повреждения покрытия проезжей части дороги (имеются выбоины, размеры которых превышают предельные нормы);

в нарушение п. 5.7.7 ГОСТа Р 52289-2004 и п. 4.1.1-4.1.5 ГОСТа Р 50597-93 отсутствуют дорожные знаки 6.6 «Подземный пешеходный переход»;

в нарушение п. 4.5.1 ГОСТа Р 52766-2007 отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки;

в нарушение п. 4.2.1 ГОСТа Р 50597-93 отсутствует вертикальная дорожная разметка мачт освещения и столбов электропередач, что отражено в акте о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (л.д. 13).

Изложенное послужило основанием для вынесения 19.02.2018 г. определения серии 82ОВ 3004892 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 9-10).

По результатам проведения административного расследования, 12.04.2018 г. государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Симферополю Хватковым Д.Г. в отношении МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (л.д. 1-6) и постановлением Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 11.05.2018 г. по делу №5-471/2018 МКУ Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя Республики Крым признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Признавая МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым виновным, суд первой инстанции исходил из следующего.

Так, в соответствии с п.п. 2.8 Положения о МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым, основной задачей департамента является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Согласно п.п. 3.35, 3.36, 3.37, 3.40 Положения, к основным функциям МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в части ремонта и содержания автомобильных дорог); организация мероприятий по установке и содержанию дорожных знаков, дорожных ограждений, остановочных пунктов, светофоров и других устройств регулирования дорожного движения; участие в разработке и внедрении мероприятий по безопасности дорожного движения; координация деятельность подведомственных предприятий и учреждений.

При этом, по мнению суда первой инстанции, вина МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении, а также актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги с фототаблицей к нему.

Суд первой инстанции также отклонил довод жалобы о том, что ответственность за ненадлежащее содержание дорог лежит на Муниципальном бюджетном учреждении «Город», за которым решением Симферопольского городского совета №1475 от 19.12.2017 г. закреплена ул. Никанорова, поскольку согласно акту №00ГУ-000006 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 19.01.2018 г. ул. Никанорова в г. Симферополе в оперативное управление не передана и продолжает находиться в ведении МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым.

Действительно, в соответствии с решением 80-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 19.12.2017 г. №1475 «О передаче муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (автомобильные дороги)» автомобильные дороги согласно приложениям 1, 2 к настоящему решению, в одном из которых в том числе указаны ул. Киевская и ул. Никанорова (где выявлены нарушения в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения), переданы Муниципальному бюджетному учреждению «Город» и закреплены за ним на праве оперативного управления.

Вместе с тем, как было указано судом первой инстанции, согласно акту №00ГУ-000006 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 19.01.2018 г. ул. Никанорова, а также ул. Киевская в г. Симферополе в оперативное управление Муниципальному бюджетному учреждению «Город» не переданы. Какие-либо доказательства передачи данных дорог Муниципальному бюджетному учреждению «Город» суду представлены не были.

При этом, в соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что право оперативного управления в отношении автомобильных дорог по ул. Никанорова и ул. Киевская в г. Симферополе у Муниципального бюджетного учреждения «Город» фактически не возникло, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым являлось лицом, ответственным за ремонт и содержание указанных дорог.

Вместе с тем судом первой инстанции не было учтено следующее.

Так, согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В ст. 28.2 КоАП РФ подробно регламентирована процедура составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, протокол является основной формой фиксации доказательств по делу об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

При этом, ни в акте о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезд, ни на фототаблицах, ни в протоколе об административном правонарушении не отражены замеры выбоин.

Кроме того, в силу прямого указания п. 4.1.1 ГОСТа Р 50597-93 дорожные знаки на автомобильных дорогах, улицах и дорогах городов и других населенных пунктов размещаются в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, при этом материалы дела дислокацию дорожных знаков на ул. Никанорова, а также ул. Киевская в г. Симферополе не содержат.

В соответствии с п. 4.2.1 ГОСТа Р 50597-93 разметка автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов наносится в соответствии с утвержденными схемами, однако данные схемы в материалах дела также отсутствуют.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 20.08.2018 г. у ОГИБДД УМВД России по г. Симферополю истребована схема дислокации дорожных знаков, а также вертикальной и горизонтальной разметки на ул. Никанорова от ул. Киевской в стороны рынка «Привоз» далее к подземному пешеходному переходу, однако ни схема дислокации дорожных знаков и схема вертикальной и горизонтальной разметки представлены не были.

При таких обстоятельствах, из мотивировочной части постановления Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 11.05.2018 г. по делу №5-471/2018 подлежит исключению указание на нарушение МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым ГОСТов, связанных с дислокацией дорожных знаков и с отсутствием дорожной разметки, а также с повреждением покрытия проезжей части.

Кроме того, при назначении МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым административного наказания, судом первой инстанции не учтены положения ст. 4.1 КоАП РФ.

Так, согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно Положению о МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Симферополя Республики Крым (п.1.1), расходы по содержанию которого осуществляются за счет средств бюджета городского округа (п. 1.8).

Уплата штрафа в размере 200000 рублей приведет к использованию средств бюджета городского округа города Симферополя на цели, не совпадающие с основными направлениями деятельности МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым, что может привести к возникновению дефицита средств, необходимых, в том числе, для поддержания надлежащего состоянии автомобильных дорог города Симферополя.

Учитывая изложенное выше, принимая во внимание то, что уплата штрафа в размере 200000 рублей значительно ухудшит материальное положение МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым, согласно ст. 4.1 КоАП РФ, постановление Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 11.05.2018 г. по делу №5-471/2018 также подлежит изменению путем назначения МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, снизив его до 100000 рублей.

Руководствуясь ч. 1 ст. 29.10, ст.ст. 30.6, 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым от 11.05.2018 г. по делу №5-471/2018 о привлечении Муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ изменить:

исключить из мотивировочной части указание на нарушение Муниципальным казенным учреждением Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым ГОСТов, связанных с дислокацией дорожных знаков, с отсутствием дорожной разметки и с повреждением покрытия проезжей части;

назначить Муниципальному казенному учреждению Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

В остальной части постановление суда оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья (подпись) З.И. Курапова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>