ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-535/19 от 21.01.2020 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 12-9/2020

РЕШЕНИЕ

г. Кострома 21 января 2020 года

Судья Ленинского районного суда г. Костромы Н. Н. Карпова,

с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Костромской области) Н. И. Бойковой, действующей на основании доверенности от dd/mm/yy,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального казенного учреждения г. Костромы «Городская служба захоронений» В. М. Крупиной на постановление по делу об административном правонарушении от dd/mm/yy, вынесенное главным государственным санитарным врачом по Костромской области А. А. Кокоулиным, которым муниципальное казенное учреждение г. Костромы «Городская служба захоронений» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП Российской Федерации и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного санитарного врача по Костромской области А. А Кокоулина от dd/mm/yy (далее – Постановление) муниципальное казенное учреждение г. Костромы «Городская служба захоронений» (далее – МКУ «Городская служба захоронений, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП Российской Федерации и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с данным Постановлением, директор Учреждения В. М. Крупина обратилась в суд с жалобой, в которой просит Постановление отменить, производство по делу прекратить.

В обосновании требований указывает, что в Постановлении в вину МКУ «Городская служба захоронений» вменяется 8 пунктов нарушений требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее - СанПиН 2.1.2882-11), СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» (далее - СП 3.1.3.2352-08). Вместе с тем, заявитель полагает, что поскольку закрепленные за Учреждением общественный людские кладбища были введены в эксплуатацию намного раньше, чем вступили в силу вышеуказанные нормативно-правовые акты и санитарные правила, МКУ «Городская служба захоронений» не обязано устанавливать санитарно-защитные зоны у кладбищ, утверждать проект по обустройству и содержанию территорий общественных кладбищ, а также не могут нести ответственность за нарушение требований в части превышения площади кладбища, расположенного на ... в ... (более 40 Га), поскольку площадь данного кладбища, была сформирована до образования Учреждения из двух самостоятельных участков, каждый из которого не превышает установленный санитарными правилами размер и которые разделены между собой зоной моральной защиты. Также указывает, что поскольку кладбище на ул. Костромской было основано в 1972 году, задолго до передачи его на обслуживание Учреждению, МКУ «Городская служба захоронений» не могла повлиять на выбор места для размещения кладбища, в связи с чем требования, указанные в п. 2.2. СанПиН 2.1.2882-11 к Учреждению не применимы, так как распространяют свое действие лишь на вновь отводимые кладбища. Вместе с тем, для подготовки участков для новых захоронений в границах земельного участка, выделенного ранее под вышеуказанное кладбище, МКУ «Городская служба захоронений» проводит работы по водоотведению поверхностных вод с территории кладбища, работы по сокращению и недопущению воздействия вредных компонентов на окружающую среду и другие работы. Кроме того, в жалобе В. М. Крупина указывает, что поскольку в п. 2.15 Порядка деятельности общественных кладбищ на территории г. Костромы, утвержденных постановлением Администрации г. Костромы от 23.04.2015 № 837 кладбищенский период установлен в 20 лет, с учетом состава грунта, гидрологических и климатических условий мест захоронения, оснований для вменения Учреждению нарушений п. 3.4 СанПиН 2.1.2882-11 не имеется, также общественные людские кладбища для хозяйственных нужд обеспечиваются водой по договорам с МУП г. Костромы «Костромагорводоканал», а для питьевых нужд на каждом общественном кладбище имеются специализированные аппараты «кулеры», что свидетельствует о выполнении Учреждением требований п. 6.3 СанПиН 2.1.2882-11. Кроме того, по мнению заявителя, Учреждению не могут быть вменены нарушения требований п.п. 3.15, 3.16 СанПиН 2.1.2882-11, а также п. 8.5.1 СП 3.1.3.2352-08, поскольку во – первых, МКУ «Городская служба захоронений» не наделено функциями контроля за организациями, оказывающими ритуальные услуги на территории г. Костромы в части соблюдения санитарных норм и правил, во-вторых, Управлением Роспотребнадзора в материалы дела не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие об отсутствии ограждений территорий кладбищ, расположенных по ... и ... в г. Костроме.

В ходе судебных заседаний, состоявшихся ранее, представитель МКУ «Городская служба захоронений» О. Л. Гурьев требования жалобы поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области Н. И. Бойкова, а также участвующий ранее в судебном заседании А. М. Бороздин - должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, с требованиями жалобы не согласились, полагали, что обжалуемое Постановление является законным и обоснованным. Имеющимися в материалах дела об административном правонарушении доказательствами полностью подтверждается вина Учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП Российской Федерации. В том числе указали, что поскольку Учреждение с 2015 года имеет в своем распоряжении действующие кладбища, на которых продолжается захоронения людей, не него в полной мере распространяются требования Санитарных правил и норм, независимо от даты их введения в действие, указанных в Постановлении по делу об административном правонарушении от dd/mm/yy.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП Российской Федерации при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП Российской Федерации при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Статьей 6.3 КоАП Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в виде наложения на юридических лиц административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.Согласно ч. 1 ст. 23.13 КоАП Российской Федерации, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, рассматривают, в том числе, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.3 КоАП Российской Федерации.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду обеспечивают положения Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), что предусмотрено преамбулой указанного Федерального закона.

Положениями статей 11 и 39 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

В ходе судебного заседания установлено, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Костромской области от dd/mm/yy была проведена плановая выездная проверка МКУ «Городская служба захоронений», задачами которой являлась проверка соблюдения Учреждением Федерального законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В результате проведенной проверки в деятельности Учреждения выявлены нарушения обязательных требований санитарных правил и норм, которые зафиксированы в акте проверки от 26.07.2019, а именно нарушения п. п. 2.1, 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.п. 2.2, 2.4, 2.7, 3.4, 3.15, 3.16, 6.3 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», п. 8.5.1 СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита».

Мотивированные доводы о доказанности вины юридического лица – МКУ «Городская служба захоронений» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП Российской Федерации, изложены в постановлении должностного лица и подтверждены представителями Управления Роспотребнадзора по Костромской области в ходе судебных заседаний. Данные доводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств: протоколом об административном правонарушении от dd/mm/yy, актом проверки от dd/mm/yy, договорами безвозмездного пользования муниципальным земельным участком и от dd/mm/yy, письмом директора ТЦ Кострома-Геомониторинг А. А. Голубевой, другими материалами дела. С указанными доводами, за исключением тех, которые приведены административным органом в части нарушения п. 3.4 СанПиН dd/mm/yy-11, суд соглашается.

Несмотря на то, что у МКУ «Городская служба захоронений» имелась возможность обеспечить соблюдение установленных норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказание МКУ «Городская служба захоронений» назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом всех обстоятельств дела, в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 6.3 КоАП Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание Постановления от dd/mm/yy незаконным и необоснованным, не установлено.

Вместе с тем, считаю необходимым обжалуемое постановление изменить посредством исключения из него ссылки на нарушение Учреждением п. 3.4 СанПиН 2.1.2882-11 в силу следующего.

Вышеуказанным пунктом санитарных правил установлено, что повторное захоронение в одну и ту же могилу тел родственника (родственников) разрешается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по истечении кладбищенского периода (время разложения и минерализации тела умершего) с момента предыдущего захоронения, с учетом состава грунта, гидрогеологических и климатических условий мест захоронения.

Постановлением главного государственного санитарного врача по Костромской области от dd/mm/yy в вину Учреждение вменено то, что юридическое лицо допускает захоронения в родственные могилы с учетом кладбищенского периода, утвержденного органом местного самоуправления, без учета состава грунта, гидрогеологических и климатических условий мест захоронения.

Вместе с тем, в соответствии с п. 2.15 Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Костромы, утвержденного постановлением Администрации г. Костромы от 23.04.2015 № 837 (далее – Порядок), повторное захоронение в одну и ту же могилу тела (останков) умершего, являющегося по отношению к ранее захороненному лицу супругом, родственником (далее - повторное захоронение), осуществляется по истечении кладбищенского периода (время разложения и минерализации тела умершего) с момента предыдущего захоронения с учетом состава грунта, гидрогеологических и климатических условий мест захоронения, но не ранее чем через 20 лет.

Поскольку, в силу ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановление Администрации г. Костромы от 23.04.2015 № 837 является муниципальным правовым актом, принятым уполномоченным органом местного самоуправления по вопросам местного значения, которое в установленном законом порядке не обжаловано и не отменено, его положения подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Учитывая, что из буквального толкования п. 2.15 Порядка следует, что Администрацией г. Костромы разрешено с учетом состава грунта, гидрогеологических и климатических условий мест захоронения осуществлять повторное захоронение в одну и ту же могилу тела (останков) умершего, являющегося по отношению к ранее захороненному лицу супругом, родственником не ранее чем через 20 лет, у Учреждения, по мнению суда, отсутствует обязанность дополнительно проводить какие-либо исследования грунта, а также гидрогеологических и климатических условий конкретного места захоронения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП Российской Федерации, судья,

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного санитарного врача по Костромской
области А. А. Кокоулина от dd/mm/yy по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП Российской Федерации в отношении юридического лица – муниципального казенного учреждения города Костромы «Городская служба захоронений» изменить, исключив из него указание на нарушение МКУ «Городская служба захоронений» п. 3.4 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н. Н. Карпова