ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-535/20 от 05.11.2020 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

дело №12-535/2020

(43RS0003-01-2020-003341-61)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

05 ноября 2020 года город Киров

Судья Первомайского районного суда г.Кирова Автамонов А.Р.,

при секретаре Поповой Т.А.,

с участием защитника ФИО2 – Цариковой В.С.,

представителя Федеральной антимонопольной службы Управление по Кировской области – ведущего специалиста Управления УФАС ФИО10

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного инженера филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г.Кирове ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области ФИО3{Номер} от 29.07.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, в отношении заявителя,

УСТАНОВИЛ:

29.07.2020 постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области ФИО3{Номер} главный инженер филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г.Кирове ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить. В обоснование доводов указывает, что 12.09.2016 между АО «(Данные деперсонифицированы)» и ФИО6 был заключен договор о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения.

Во исполнение требований Правил подключения исполнитель обязан проверить выполнение заявителем технических условий, т.к. пуск газа осуществляется только после проверки готовности сетей газопотребления, в том числе на предмет соблюдения правил безопасности при использовании газового оборудования после подписания газораспределительной организацией акта о готовности сетей газопотребления.

Вывод о готовности сети газопотребления и газопускающего оборудования к подключению невозможно сделать без предоставления соответствующих документов. Не предоставление исполнительно-технической документации на сети газопотребления заявителя внутри границ земельного участка лишает газораспределительную организацию возможности проверить соответствие построенного газопровода техническим требованиям и подписать акт о готовности сетей к подключению. Предоставление документации является необходимым, т.к. у АО «(Данные деперсонифицированы)» имеется обязанность подтвердить соответствие технической документации и проведенных строительно-монтажных работ. Указывает, что АО «(Данные деперсонифицированы)» имело право на получение исполнительно-технической документации с целью ее проверки на соответствие выданным техническим условиям.

Кроме того, административным органом пропущен срок давности привлечения Общества к административной ответственности.

В судебном заседании защитник ФИО2 - Царикова В.С. доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.

Представитель Федеральной антимонопольной службы Управление по Кировской области ФИО1 Е.С. просит постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменений, а жалобу ФИО2 без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, административная ответственность наступает за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в Кировское УФАС России на рассмотрение поступило заявление ФИО6 (представитель по доверенности ФИО5, входящий {Номер} от 14.08.2019) на действия АО «(Данные деперсонифицированы)» о нарушении порядка подключения к сетям газораспределения.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определяется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314 (далее - Правила подключения).

Из представленных суду материалов следует, что между АО «(Данные деперсонифицированы)» и ФИО6 заключён договор от 12.09.2016 №{Номер} о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения (далее - Договор).

Согласно п. 1 Договора исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Киров, {Адрес} (кадастровый номер земельного участка 43:40:002611:205) к сети газораспределения.

В соответствии с п.1.2 Договора, подключение объекта к сети газораспределения должно осуществляться в соответствии с техническими условиями, которые являются приложением №1 к Договору.

Пунктом 1.3 Договора предусмотрено, что подключение объекта к сети газораспределения производится исполнителем не позднее 1 года с момента заключения Договора при условии надлежащего исполнения сторонами обязательств, принятых ими по Договору.

В соответствии с дополнительным соглашением №1 от 30.08.2017. к Договору, подключение объекта заявителя к сети газораспределения производится исполнителем в срок до 12.09.2018.

Пункт 2.2.4 Договора устанавливает обязанность исполнителя в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя уведомления проверить выполнение заявителем технических условий. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению.

Пункты 2.4.1 и 2.4.3 Договора предусматривают обязанность заявителя осуществить действия по созданию сети газопотребления от точки подключения до газоиспользующего оборудования в соответствии с техническими условиями; в согласованные с исполнителем сроки обеспечить исполнителю доступ к объекту капитального строительства заявителя для проверки выполнения заявителем технических условий.

Из представленных в Кировское УФАС России документов следует, что ФИО6 направил в адрес АО «(Данные деперсонифицированы)» уведомление (получено исполнителем 04.03.2019), которым сообщил о завершении мероприятий по созданию сети газопотребления и монтажу газоиспользующего оборудования в пределах границ земельного участка заявителя. Указанным письмом заявитель просил уведомить о сроках и времени проверки выполнения заявителем технических условий.

Письмом от 20.03.2019 {Номер}, направленным в адрес заявителя, АО «(Данные деперсонифицированы)» просило обеспечить доступ к объекту для мониторинга выполнения технических условий.

Выход на объект специалиста АО «(Данные деперсонифицированы)» в целях осуществления мониторинга был произведен 03.04.2019. Вместе с тем, акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), как того требует пп.«б» п.98 Правил подключения, составлен не был. Никаких рекомендаций в связи с осуществлением мониторинга исполнителем указано не было.

ФИО5 - представитель ФИО6, направил в адрес АО «(Данные деперсонифицированы)» запрос (получен 22.04.2019) с просьбой предоставить информации о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства по адресу: г.Киров, {Адрес}, а именно - информацию по осуществлению мониторинга выполнения заявителем технических условий о присоединении.

Письмом от 06.05.2019 {Номер}, подписанным главным инженером филиала ФИО2, АО «(Данные деперсонифицированы)», сообщило, что в рамках мониторинга выполнения заявителем технических условий в соответствии с Правилами подключения не представлена исполнительная документация на законченный строительством объект (сеть газопотребления), расположенный по адресу: г.Киров, {Адрес}. В рамках мероприятий по подключению к сети газораспределения газораспределительная организация сообщила о необходимости представить исполнительную документацию с целью дальнейшей подготовки акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению.

Письмом от 14.08.2019, направленным в адрес АО «(Данные деперсонифицированы)», представитель ФИО6 - ФИО5 сообщил, что при строительстве газопровода во исполнение обязательств заявителя, установленных Договором, была привлечена организация ООО «(Данные деперсонифицированы)». Строительство завершено 20.10.2018. По итогам строительства подписан акт приемки законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления), составлен акт пневматических испытаний, акт проверки дымовых и вентиляционных каналов. В части документации на газовое оборудование, установленное в подключаемом объекте, имеются паспорта на счетчик газа и газоиспользующее оборудование. Указанным письмом в адрес АО «(Данные деперсонифицированы)» была направлена документация исполнительно-технического характера. Представитель ФИО6 - ФИО5 просил явиться исполнителя для осуществления мониторинга.

АО «(Данные деперсонифицированы)» в письме от 26.08.2019 {Номер}, подписанным главным инженером, исполняющим обязанности директора филиала ФИО2, вновь сообщило, что в рамках мониторинга выполнения заявителем технических условий не представлена исполнительная документация на законченные объекты строительства (сеть газопотребления), в том числе по адресу: г.Киров, {Адрес} указало о необходимости представить исполнительную документацию на объект с целью дальнейшей подготовки акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению.

При этом, конкретный перечень документов, которые заявитель должен был представить в газораспределительную организацию на основании писем АО «(Данные деперсонифицированы)» от 06.05.2019 {Номер} и от 26.08.2019 {Номер}, исполнителем указан не был (перечень документов был представлен в Кировское УФАС России письмом АО «(Данные деперсонифицированы)» от 04.09.2019 {Номер}).

Пунктом 3 Правил №1314 предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:

а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения;

б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;

в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении;

г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;

д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);

е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Пунктом 59 Правил №1314 установлено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Из пункта 60 Правил №1314 следует, что по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

Согласно пункту 62 Правил №1314, договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.

Оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушение пункта 104 Правил №1314, выразившееся в истребовании у ФИО6 исполнительно-технической документации.По смыслу подпункта «а» пункта 83 Правил №1314 договор о подключении включает в себя существенные условия, в частности перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий.

Согласно пункту 97 Правил №1314, мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя, среди прочего, выполнение заявителем и исполнителем технических условий; мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий.

В подпункте «б» пункта 98 Правил №1314 установлено, что исполнитель обязан осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 №713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения».

В силу подпунктов «а», «б» пункта 100 Правил №1314, заявитель обязан выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (подпункт «а»); при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом «б» пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации) (подпункт «б»).

Исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных названными Правилами (пункт 72 Правил №1314).

В соответствии с пунктом 104 Правил №1314, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены названными Правилами.

Подпункт «б» пункта 97 Правил №1314 определяет, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

В части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС), садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту ИЖС, садовому дому (часть 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее -Технический регламент), здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных. Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Согласно Техническому регламенту, система газоснабжения является одной из систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и включается в состав здания или сооружения.

Пунктом 4 Технического регламента предусмотрено, что положения Технического регламента не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.

Понятие сети газопотребления жилых зданий дано в пункте 2 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 № 613 (далее - Приказ). Согласно Приказу, «сеть газопотребления жилых зданий» -единый комплекс, включающий в себя наружные (вводные газопроводы и газопроводы-вводы) и внутренние газопроводы, сооружения и технические устройства.

Разработка проектной документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем газоснабжения), проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка, не обязательна для объектов ИЖС, но может разрабатываться по волеизъявлению заявителя.

Таким образом, проектная документация на объект ИЖС не разрабатывается, в связи с чем, и не требуется разработка проектной документации и на сети инженерно-технического обеспечения объекта ИЖС, находящиеся в границах земельного участка потребителя, которые принадлежат ИЖС.

В силу пункта 97 Правил №1314, мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, среди прочего включают мониторинг исполнителем выполнения заявителем (потребителем) технических условий.

Однако, как следует из положения подпункта «н» пункта 83 Правил №1314, общество при мониторинге исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения дает необходимые рекомендации в связи с осуществлением такого мониторинга. При этом отказ в подписании акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по причине не направления в газораспределительную организацию исполнительно-технической документации на сеть газопотребления объекта капитального строительства Правилами №1314 не предусмотрен.

Учитывая изложенное, суд находит обоснованными выводы должностного лица о том, что навязывание обществом ФИО6 обязательства предоставить исполнительно-техническую документацию на сеть газопотребления противоречит пункту 104 Правил №1314.

Доводы заявителя о том, что Общество имеет право испрашивать у ФИО6 исполнительно-техническую документацию, отклоняются как необоснованные, поскольку пунктом 72 Правил газораспределительной организации запрещено требовать от заявителя сведения и документы, не предусмотренные Правилами №1314.

Суд находит обоснованными выводы должностного лица о том, что газораспределительная организация обязана осуществлять мониторинг соблюдения заявителем технических условий, который производится на объекте капитального строительства после того, как заявителем будет обеспечен доступ к данному объекту, а не путем истребования от исполнителя направления в адрес газораспределительной организации исполнительной документации и последующей проверки данной документации.

Осуществление Обществом действий по мониторингу соблюдения заявителем технических условий завершается составлением и подписанием сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 №713. Данная типовая форма содержит заключение о том, что проектная и техническая документация соответствует техническим условиям на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Включение в типовую форму акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) указанного заключения, а также имеющейся в Методических указаниях по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом ФАС России от 16.08.2018 №1151/18, ссылка на проверку соответствия сети газопотребления и установленного газоиспользующего оборудования техническим условиям и разработанной в соответствии с ними исполнительной (технической) документации, в рассматриваемом случае не подтверждают правомерность и обоснованность действий общества по истребованию у заявителя (потребителя) исполнительно-технической документации и обязанность заявителя (потребителя) направить данную документацию в газораспределительную организацию (газораспределительная организация вправе проверять техническую документацию на соответствие техническим условиям непосредственно в ходе мониторинга после обеспечения заявителем (потребителем) доступа к объектам капитального строительства).

Изложенное, по мнению суда, позволяет сделать вывод, что требование АО «(Данные деперсонифицированы)» исполнительно-технической документации на сети газопотребления у ФИО6 внутри границ земельного участка, а также включение в технические условия на подключение требований (обязательств) направить в адрес филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г.Кирове исполнительно-техническую документацию сети газопотребления противоречат Правилами №1314.

В действиях главного инженера АО «(Данные деперсонифицированы)» ФИО2, выразившихся в требовании от заявителя документов, не предусмотренных Правилами подключения, содержится нарушение п.104 Правил подключения, ответственность за которое предусмотрена ст.9.21 КоАП РФ.

По данному факту в отношении главного инженера филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г.Кирове ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении {Номер} от 15.07.2020. Действия ФИО2 квалифицированы по ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Письма о необходимости предоставления исполнительной документации в отношении подключения объекта ФИО6 к сетям газораспределения подписаны главным инженером филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г.Кирове ФИО2, который назначен на указанную должность приказом от 30.08.2017 {Номер}л/с.

Таким образом, на главного инженера филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г.Кирове ФИО2 возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Факт совершения ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Собранные доказательства по делу в их совокупности исчерпывающим образом доказывают вину ФИО2 в совершении правонарушения и являются допустимыми и достаточными. Не доверять письменным материалам административного дела, подтверждающим виновность заявителя, у суда оснований не имеется. В тоже время, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о невиновности заявителя.

С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что действия главного инженера филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г.Кирове ФИО2 правильно квалифицированы по ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.

Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности основаны на неверном толковании закона.

Исходя из положений ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения. События, послужившие основанием для возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица, имели место 26.08.2020 (дата письма {Номер}), а, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения обжалуемого постановления не истек.

Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущих отмену обжалуемого постановления должностным лицом УФАС Кировской области не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области ФИО3{Номер} от 29.07.2020 о привлечении главного инженера филиала АО «(Данные деперсонифицированы)» в г.Кирове ФИО2 к административной ответственности по ч.1 ст.9.21 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение 10 суток со дня получения или вручения копии.

Судья А.Р. Автамонов