№ 12-537/16
РЕШЕНИЕ
г. Смоленск 20 декабря 2016 г.
Судья Ленинского районного суда г. Смоленска О.А. Капустин,
рассмотрев жалобу СОГБУ «Смоленскавтодор» на постановление мирового судьи судебного участка № 5 г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
СОГБУ «Смоленскавтодор» (далее – Учреждение) подана жалоба на постановление мирового судьи судебного участка № 5 г. Смоленска, которым учреждению назначен административный штраф в размере 50 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ.
Указанное наказание назначено Учреждению за невыполнение в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГг. обязательного для исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГг. территориального органа, осуществляющего государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, - Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям, об устранении нарушений законодательства в сфере пользования землями сельскохозяйственного назначения в части ликвидации зарастания сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью принадлежащего на праве бессрочного пользования земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 46,93 га, с кадастровым номером № предназначенного для сельскохозяйственного использования, расположенного в <адрес>, а также в части использования земельного участка для сельхозпроизводства способами, позволяющими обеспечить воспроизводство плодородия почв.
В жалобе Учреждение просит постановление мирового судьи отменить и прекратить производство по делу ввиду его малозначительности, сославшись на следующее. До момента передачи указанного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению на нём имелся и фактически использовался в промышленных целях карьер (право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в Управлении Россреестра по Смоленской области ДД.ММ.ГГГГг.). С момента регистрации права бессрочного пользования Учреждением были приняты меры для перевода участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, однако, ДД.ММ.ГГГГг. Администрацией Смоленской области было издано распоряжение № об отказе в переводе земельного участка, по основаниям несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель, утверждённым документам территориального планирования, в связи с чем, не представилось возможным исполнить в срок требования предписания от ДД.ММ.ГГГГг. Одновременно Учреждением, несмотря на отсутствие целевых денежных средств, были приняты меры по частичной уборке растительности. В удовлетворении ходатайства об увеличении срока исполнения предписания Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям Учреждению было отказано. Также указано на то, что, в результате вменённого Учреждению нарушения, вред охраняемым законом интересам фактически не причинён, так как данный участок длительное время не использовался по своему разрешённому использованию.
Представитель СОГБУ «Смоленскавтодор» Ивонин С.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объёме, просил её удовлетворить.
Представитель Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям Куракин А.Ю. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, счёл постановление мирового судьи законным и обоснованным.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
Частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами насёленного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно части 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из материалов дела следует, что на основании Постановления Администрации МО «Кардымовский район» Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГг. СОГБУ «Смоленскавтодор» передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 439277 кв.м.
Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в Управлении Росреестра по Смоленской области ДД.ММ.ГГГГг.
В период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. должностным лицом Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации СОГБУ «Смоленскавтодор», в результате которой было установлено ненадлежащее использование земельного участка с кадастровым номером <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 43,93 га.
СОГБУ «Смоленскавтодор» ДД.ММ.ГГГГг. выдано предписание № о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГг. ликвидировать заросли сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности земельного участка с кадастровым номером №. общей площадью 43,93 га; использовать земельный участок с кадастровым номером № для сельскохозяйственного производства способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия почв.
На основании распоряжения Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от ДД.ММ.ГГГГг. № должностным лицом Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям была проведена внеплановая выездная проверка в отношении СОГБУ «Смоленскавтодор» с целью оценки соответствия осуществляемой СОГБУ «Смоленскавтодор» деятельности требованиям земельного законодательства РФ в связи с истечением срока выполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГг. №
При проведении ДД.ММ.ГГГГг. проверки СОГБУ «Смоленскавтодор» по контролю исполнения предписания было установлено, что на земельном участке, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, следов ведения сельскохозяйственного производства или использования земельного участка для целей, связанных с сельскохозяйственным производством не обнаружено. Следы проведения агротехнических мероприятий по возведению сельскохозяйственных культур и обработке почвы (вспашка, боронование, посев сельскохозяйственных культур, скашивание растительности и пр.) отсутствуют.
Таким образом, как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГг. №, в ходе осмотра указанного земельного участка не обнаружено признаков, свидетельствующих о том, что СОГБУ «Смоленскавтодор» провело мероприятия по ликвидации зарастания сельскохозяйственных угодий древесно-кустарниковой и сорной травянистой растительностью, использовало указанный участок сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия почв.
По факту выявленного правонарушения старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям в отношении СОГБУ «Смоленскавтодор» составлен протокол об административном правонарушении по части 25 статьи 19.5 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: предписанием № от ДД.ММ.ГГГГг., распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица № ДД.ММ.ГГГГг. №, протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГг. с приложением к нему план-схемы и фототаблицы, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГг. №.
При разрешении данного дела об административном правонарушении мировой судья правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оценённых в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях СОГБУ «Смоленскавтодор» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьёй в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела.
Законность предписания органа, осуществляющего государственный надзор за соблюдением земельного законодательства, в судебном порядке проверена и сомнений не вызывает.
Материалы дела не содержат сведений, что предписание государственного инспектора отдела земельного надзора от ДД.ММ.ГГГГг. в установленном порядке было оспорено СОГБУ «Смоленскавтодор».
Доводы СОГБУ «Смоленскавтодор» о малозначительности совершённого административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации, являются несостоятельными.
Из пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершённого административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чём должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Состав правонарушения, предусмотренный частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, является формальным и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо неблагоприятных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении Учреждения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.
Тот факт, что СОГБУ «Смоленскавтодор» приняло меры по исполнению предписания Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от ДД.ММ.ГГГГг. № не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, так как в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ им не было принято своевременных и достаточных мер для соблюдения законодательства об использовании земельных участков и устранения нарушений требований земельного законодательства, указанных в предписании.
В удовлетворении ходатайства СОГБУ «Смоленскавтодор» о продлении срока исполнения предписания было обоснованно отказано, поскольку в течение срока установленного для устранения нарушений, Учреждение не предпринимало никаких мер для исполнения всех пунктов предписания. Представленный договор на выполнение работ по вырубке древесно-кустарниковой растительности на земельном участке с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГг. № не является документом, подтверждающим принятие нарушителем исчерпывающих мер для устранения нарушения.
При этом недостаточное финансирование, само по себе не свидетельствует об отсутствии вины Учреждения и не является обстоятельством, исключающим ответственность по делу об административном правонарушении.
Исходя из изложенного, оснований для признания совершенного СОГБУ «Смоленскавтодор» правонарушения малозначительным в соответствии со статьёй 2.9 КоАП Российской Федерации, не имеется.
Таким образом, действия (бездействие) СОГБУ «Смоленскавтодор» правильно квалифицированы по части 25 статьи 19.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи.
При назначении наказания мировой судья учёл данные о юридическом лице, а также характер совершённого административного правонарушения.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Учреждению в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции части 25 статьи 19.5 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену вынесенного по делу судебного акта, при рассмотрении дела допущено не было.
С учётом излож енного, оснований для отмены либо изменения принятого по делу об административном правонарушении постановления не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 5 г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГг. оставить без изменений, жалобу СОГБУ «Смоленскавтодор» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано либо опротестовано в Смоленский областной суд в течение десяти дней.
Судья О.А.Капустин