ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-537/2021 от 11.08.2021 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело

РЕШЕНИЕ

Судья Центрального районного суда <адрес> Республики Крым Гордиенко О.А., рассмотрев жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Универсал-Авиа» на постановление мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> городского округа Симферополь) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Универсал-Авиа» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 295021, <адрес>),

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> городского округа Симферополь) от ДД.ММ.ГГГГ по делу Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Универсал-Авиа» (далее по тексту – ГУП РК «Универсал-Авиа») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000,00 (пяти тысяч) рублей.

На вышеуказанное постановление представителем ГУП РК «Универсал-Авиа» ФИО2 подана жалоба, в которой заявитель просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование жалобы заявитель указывает, что на момент рассмотрения жалобы постановление не вступило в законную силу, при этом сроки давности привлечения к административной ответственности истекли.

В судебном заседании представитель ГУП РК «Универсал-Авиа» ФИО2 поданную жалобу поддержала, дополнительно указав, что в действиях юридического лица состав административного правонарушения отсутствует, все необходимые и имеющиеся документы для проведения проверки соблюдения требований трудового законодательства были предоставлены, с учетом того, что процедура сокращения численности штата не завершена. Не предоставление иных документов, не повлекло за собой невозможность проведения проверки.

Инспекция по труду Республики Крым, должностным лицом которой составлен протокол по делу об административном правонарушении в отношении ГУП РК «Универсал-Авиа», явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила, о дате, времени и месте его проведения извещена надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется, в том числе посредством проведения плановых и внеплановых проверок (документарных проверок и (или) выездных) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 7 статьи 360 Трудового кодекса РФ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

В силу абзаца 3 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ, пункта 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (действовало на момент проведения проверки, утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ), государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Частью 5 статьи 11 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что в рамках проведения документарной проверки в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона № 294-ФЗ юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, допустившие нарушение названного Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за нарушение вышеприведенных требований закона установлена частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Воспрепятствование может быть выражено в разнообразных действиях (бездействии), создающих различные препятствия в реализации должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля делегированных ему действующим законодательством прав, в то числе не представление в орган государственного контроля (надзора) документов, необходимых для достижения целей и задач проведения внеплановой документарной проверки, проводимой в отношении организации.

Из материалов дела усматривается, что на основании обращения работника ФИО3 о возможных нарушениях трудового законодательства со стороны ГУП РК «Универсал-Авиа» распоряжением (приказом) начальника Инспекции по труду Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение внеплановой документарной проверки сроком проведения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В адрес ГУП РК «Универсал-Авиа» по месту его нахождения направлена копия этого распоряжения и запрос от ДД.ММ.ГГГГ о представлении в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса копий документов согласно перечню, указанному в пункте 13 распоряжения, а именно:

- трудовые договора, заключенный с работниками, подлежащими сокращению, в том числе дополнительные соглашения к трудовому договору;

- личная карточка по форме Т-2 в отношении работников подлежащим сокращению;

- приказ о приёме на работу с основаниями работников подлежащим сокращению;

- приказы о переводе на другую работу работников с основаниями за декабрь 2020 - февраль 2021 года;

-приказы об изменении условий труда работников с основаниями за декабрь 2020 - февраль 2021 года;

-приказ об увольнении с работы с основаниями работников подлежащим сокращению;

- Правила внутреннего трудового распорядка на 2020-2021 года;

- Коллективный договор на 2020-2021 года;

- платные расписания за 2020-2021 года;

- копии расчетных документов, подтверждающих начисление заработной платы работникам, подлежащим сокращению на момент увольнения;

- копии платежных документов, подтверждающих выплату заработной платы работникам, подлежащим сокращению на момент увольнения;

- заявка расчет на выплату компенсации за все дни неиспользованного отпуска работникам, подлежащим сокращению на момент увольнения;

- копии платежных документов, подтверждающих выплату работникам, подлежащим сокращению окончательного расчета при увольнении, в том числе компенсации за неиспользованный отпуск;

- приказы о предстоящем сокращении работников с основаниями;

- уведомления о предстоящем сокращении работников;

- документы, подтверждающие преимущественное право работников на оставление на работе при сокращении;

-документы, подтверждающие ознакомление работников, подлежащих сокращению с локальными нормативными актами, в том числе с приказами о сокращении;

- уведомления Профсоюзной организации о предстоящем сокращении работников; -согласие/несогласие профсоюзной организации, на сокращение должностей работников;

- документы, подтверждающие предложения работникам, подлежащим сокращению всех имеющихся вакансий в связи с сокращением их должностей;

- ежемесячные отчеты в центр занятости о вакансиях с ноября 2020 года по февраль 2021 года;

- уведомление центра занятости о запланированном сокращении и уведомление центра занятости о фактическом сокращении;

-книга учета движения трудовых книжек (с записями (или основаниями) о трудовых книжках работников, которые сокращены;

- журнал входящей корреспонденции за 2020-2021 года;

- журнал исходящей корреспонденции за 2020-2021 года.

Запрос получен ГУП РК «Универсал-Авиа» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой на почтовом уведомлении .

Во исполнение распоряжения Инспекции по труду Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ предприятием сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх..01-50 были предоставлены следующие документы в копиях: доверенность, отчет в Центр занятости, уведомление в профсоюзную организацию (всего на 10 листах).

Иные документы в установленный срок для проведения проверки трудового законодательства ГУП РК «Универсал-Авиа» предоставлены не были.

По факту проведения проверки требований трудового законодательства в отношении ГУП РК «Универсал-Авиа» старшим государственным инспектором труда отдела надзора за соблюдением трудового законодательства составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в связи с не предоставлением документов ГУП РК «Универсал-Авиа» провести проверку соблюдения трудового законодательства по обращениям ФИО3 в полном объеме не представляется возможным.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес юридического лица уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о составлении протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ в 15:00 (согласно отметке на почтовом уведомлении вручено ДД.ММ.ГГГГ).

По факту выявленного административного правонарушения в присутствии представителя юридического лица ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Универсал-Авиа».

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом согласно предписаниям статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГУП РК «Универсал-Авиа» постановлением мирового судьи к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В качестве доказательств, подтверждающих виновность ГУП РК «Универсал-Авиа» в совершении административного правонарушения, мировым судьей признаны: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; обращения гражданина ФИО3; распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ; запрос о предоставлении документов от ДД.ММ.ГГГГ; акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ ж.

Этим доказательствам дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения и вина в совершении административного правонарушения ГУП РК «Универсал-Авиа» также подтверждается ответом на запрос от ДД.ММ.ГГГГ за исх..01-150 с приложением.

Вместе с тем, мировым судьей в качестве доказательства необоснованно были признаны объяснения генерального директора АО «Нефтемаш» - Сапкон, поскольку указанное доказательство не отвечает критерию относимости к предмету доказывания по настоящему делу, в связи с чем подлежит исключению.

Доводы представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, относительно того, что возможность предоставить документы в полном объеме отсутствовала ввиду того, что процедура сокращения сотрудников не завершена, поскольку невозможность предоставить приказы об увольнении сотрудников в связи с сокращением штатной численности, а также платежным документов, не с свидетельствует об исключительных обстоятельствах, препятствующих в предоставлении иных документов, поименованных в пункте 13 от ДД.ММ.ГГГГ.

Вопреки доводам заявителя, не предоставление документов органу надзора в полном объеме воспрепятствовало проведению проверки соблюдения трудового законодательства по обращениям ФИО3 в полном объеме, что зафиксировано в акте от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении данного дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения.

Собранные по делу доказательства последовательны, согласуются между собой.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировым судьей соблюден.

Таким образом, ГУП РК «Универсал-Авиа» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении наказания судом учтены характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение юридического лица, а также отсутвие обстоятельств как смягчающих, так и отягчающих ответственность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей назначено в пределах санкции части 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.

Назначенное судом наказание соответствует предъявленным административным законом требованиям и является обоснованным.

При рассмотрении жалобы оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта не установлено. Оснований для прекращения производства по делу об администратвином правонарушении в соответствии с положениями статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Доводы заявителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы, не являются основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения. Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности – ДД.ММ.ГГГГ, тогда как правонарушение совершено ДД.ММ.ГГГГ. Истечение данного срока к моменту рассмотрения жалобы на постановление не является основанием для его отмены, поскольку не влияет на законность и обоснованность вынесенного в установленные сроки постановления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Центрального районного суда <адрес> Республики Крым, -

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка Центрального судебного района <адрес> городского округа Симферополь) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Универсал-Авиа» – изменить, исключив из числа доказательств «объяснения генерального директора АО «Нефтемаш» - Сапкон», в остальной части постановление оставить без изменений, жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Универсал-Авиа» – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья подпись О.А. Гордиенко