ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-538/2021 от 17.06.2021 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 12-538/2021

РЕШЕНИЕ

г. Красноярск «17» июня 2021 года

ул.Коммиунистическая, 1

Судья Центрального районного суда города Красноярска Агапова Г.В.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ООО «Русарм» ФИО4 на постановление заместителя начальника ИФНС России по Центральному району г. Красноярска ФИО6 от 10.11.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении должностного лица: директора ООО «Русарм» ФИО4,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника ИФНС России по Центральному району г. Красноярска ФИО6 от 10.11.2020 года, директор ООО «Русарм» ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, заявитель ФИО4 обратился в Центральный районный суд г. Красноярска с жалобой об отмене постановления от 10.11.2020 года, мотивируя тем, что

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО «Русарм» является субъектом малого предпринимательства (малым предприятием), внесено в реестр 01.08.2016.

В ходе проведенной Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска проверки выявлены 6 аналогичных фактов выплаты заработной платы ООО «Русарм» физическим лицам-нерезидентам, кроме того, за совершение этих же правонарушений к административной ответственности привлечен директор ООО «Русарм» ФИО4

Одновременно с этим факты выплаты заработной платы сосредоточены в пределах одного календарного месяца и не должны были быть разделены на несколько случаев совершения правонарушений, а укладывались в рамки единых действий по выплате заработной платы одним и тем же лицам одним и тем же руководителем за кроткий период времени.

Искусственное разделение административного правонарушения на эпизоды и привлечение к административной ответственности за каждый из них в отдельности противоречит принципу однократности наказания, закрепленному в части 5 статьи 4.1 КоАП РФ, на что также указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2018 N 301-АД18-20096."

Таким образом, факты выплаты заработной платы ООО «Русарм» физическим лицам-нерезидентам 23, 26, 30 ноября 2018 года и 12, 17 и 25 декабря 2018 года должны были быть объединены в один состав административного правонарушения с назначением одного административного наказания в виде штрафа от 75 до 100 % суммы незаконной валютной операции и от 20 000 до 30 000 рублей в отношении должностного лица.

Кроме того, согласно п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", повторным считается совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ срок.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

На момент выявления правонарушения, совершенного директором ООО «Русарм» 26.11.2018, последний к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, не привлекался. На момент рассмотрения настоящего административного дела налоговым органом, постановление о привлечении директора ООО «Русарм» к административной ответственности за совершение правонарушения 23.11.2018 в законную силу не вступило, срок для его обжалования не истек, в связи с чем, директор ООО «Русарм» считается впервые совершившим административное деяние 26.11.2018, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Кроме того, выплата заработной платы директором ООО «Русарм» физическим лицам-нерезидентам не причинило вреда государству и не создало угрозы его причинения. Налоги и обязательные отчисления с заработной платы, выплаченной лицам- нерезидентам из кассы ООО «Русарм», последним уплачены.

Сам факт назначения директору ООО «Русарм» Инспекцией Федеральной налоговой службой по Центральному району г.Красноярска наказания в виде предупреждения по факту выплаты 23.11.2018 директором ООО «Русарм» физическим лицам-нерезидентам заработной платы из кассы в виде наличных денежных средств в валюте РФ в размере 55 000 рублей свидетельствует о том, что налоговым органом в совокупности приняты установленньми обстоятельства совершения директором ООО «Русарм» правонарушения впервые и без создания угрозы безопасности государства. В связи с чем, при отсутствии угрозы безопасности государства при вынесении постановления от 19.11.2020 состав административного правонарушения отсутствует.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО4, будучи надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания в суд не явился.

Представитель ИФНС по Центральному району г. Красноярска ФИО7 возражала против приведенных в жалобе доводов, на жалобу должностного лица представила отзыв в письменном виде, согласно которому вынесенное по делу постановление является законным и обоснованным.

Заслушав представителя административного органа, обсудив доводы жалобы, проверив представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Из представленных суду материалов дела следует, что между работодателем ООО «РУСАРМ» и физическими лицами иностранными гражданами, не обладающим видом на жительство в Российской Федерации - ФИО1, ФИО2, ФИО3, заключены трудовые договоры:

ФИО

Гражданство

Документ,удостоверяющийличность

Информация о наличии вида на жительство в РФ

Трудовойдоговор

ФИО1

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ФИО2

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ФИО3

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Условиями указанных трудовых договоров установлено: 7.1. За надлежащие выполнение трудовых обязанностей (работ), предусмотренных пунктом 6.1 трудового договора, Работнику устанавливается заработная плата, состоящая из: должностной оклад (тарифная ставка), доплата по районному коэффициенту (1,3) 30%, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями (до 30%). 7.2. По решению Работодателя Работнику может выплачиваться денежная премия. 7.3. Заработная плата и другие причитающиеся выплаты выплачивается Работникам каждые полмесяца: 10 и 25 числа каждого месяца. 7.4. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала. 7.5. Выплата заработной платы и других установленных трудовым договором и «Положением об оплате труда» денежных выплат производится в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный Работником счет в банке на условиях, определенных Сторонами. 7.6. Изменение размеров и форм оплаты труда, иных существенных условий труда, влекущее за собой изменение (прекращение) настоящего Договора, возможно по инициативе Работодателя в порядке, предусмотренном законодательством.

ООО «РУСАРМ» осуществляло выплату заработной платы физическим лицам - иностранным гражданам по заключенным трудовым договорам наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации.

ООО «РУСАРМ», осуществив 26.11.2018 года валютную операцию в валюте Российской Федерации по выплате заработной платы работникам - физическим лицам-нерезидентам, в сумме 36228,74 руб. по платежной ведомости от 26.11.2018, минуя банковский счет в уполномоченном банке, нарушило часть 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.

Согласно трудовым договорам указанные в платежных ведомостях физические лица ФИО1, ФИО2, ФИО3, являются работниками ООО «РУСАРМ», что подтверждается копиями трудовых договоров. Согласно информации, содержащейся в информационном ресурсе «АИС Налог-3», полученной налоговым органом в электронном виде в соответствии с межведомственным соглашением от 13.10.2010 «О взаимодействии между Министерством Внутренних Дел Российской Федерации и Федеральной Налоговой Службой Российской Федерацией», физические лица, которым выдана заработная плата ФИО1, ФИО2, ФИО3, имеют паспорта иностранного гражданина, вид на жительство по законодательству Российской Федерации у указанных граждан в 2018 году отсутствовал, что подтверждается копиями соответствующих паспортов иностранных граждан, представленных ООО «РУСАРМ».

Следовательно, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ физические лица ФИО1, ФИО2, ФИО3, поименованные в платежной ведомости от 26.11.2018, являются нерезидентами.

Фактически ООО «РУСАРМ» произвело выдачу 26.11.2018 из кассы организации заработной платы физическим лицам-нерезидентам, в виде наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в сумме 36228,74 руб., что подтверждается подписями работников в платежной ведомости от 26.11.2018, а именно:

Платежная ведомость от 26.11.2018

№п/п

Ф.И.О. физического лица

Гражданство

Документ.обосновывающий наличие трудовых отношений

Документы, подтверждающие статус нерезидента

Сумма выплаченная по ведомости № от 26.11.2018, руб.

Трудовой договор

ФИО5

Вид нажительство в РФ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Итого по платежной ведомости от 26.11.2018

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 19.11.2020, директором ООО «РУСАРМ» с 04.06.2010 года является ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (ИНН: <***>)

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными материалами дела и не оспариваются в жалобе.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 174-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами – резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Федерального Закона № 173-ФЗ в банках за пределами территории РФ, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим законом.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных средств, гостиничных и других услуг, оказываемых населению, а также в иных случаях, установленных статьей 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ.

К валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа (часть 9 статьи 1 Федерального Закона № 173-ФЗ).

Валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах (пункт 1 части 1 статьи 1 Федерального Закона № 173-ФЗ).

Иностранных граждан, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающих в Российской Федерации, являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации – резидентами (пункты 6,7 части 1 статьи 1 Федерального Закона № 173-ФЗ).

Таким образом, выдача Обществом заработной платы иностранным гражданам в валюте Российской Федерации является валютной операцией.

В соответствии со статьей 6 Федерального Закона № 173- ФЗ, валютные операции между резидентами нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7,8 и 11 указанного Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 14 Федерального Закона № 173-ФЗ установлено, что, если иное не предусмотрено настоящим законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской федерации, а также переводами электронных денежных средств.

При этом, частью 2 статьи 14 указанного Закона установлен перечень операций, которые резиденты – юридические лица, вправе осуществлять с нерезидентами, в том числе, физическими лицами, к которым выплата заработной платы прямо не отнесена.

Согласно Трудового Кодекса РФ, на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Реализация норм трудового права при выплате заработной платы работникам, являющихся гражданами иностранного государства - нерезидентам, должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона № 173-ФЗ.

Анализ указанных выше норм закона позволяет сделать вывод о том, что работодатель - резидент обязан выплачивать заработную плату работнику - нерезиденту исключительно в безналичной форме, то есть, через банковские счета в уполномоченных банках.

Таким образом, организация, которая осуществляет выплату заработной платы работникам - нерезидентам наличными, нарушает требования части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, то есть, нарушает валютное законодательство.

Таким образом, выдача иностранному гражданину заработной платы, то есть, осуществление валютной операции не через банковский счет в уполномоченном банке, свидетельствует о совершении незаконной валютной операции, в связи с чем, в действиях руководителя юридического лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Выдача заработной платы физическому лицу – иностранному гражданину не является длящимся правонарушением, поскольку зафиксирована конкретной датой в платежном поручении и тем самым, в данном случае, валютная операция считается совершенной, а правонарушении оконченным.

При таких обстоятельствах, оснований для соединения в одно производство дел об административных правонарушениях, по результатам указанной выше документарной проверки, не имеется.

Заключая трудовые договоры с гражданами иностранных государств, являющимися в соответствии с законом РФ, нерезидентами, руководитель юридического лица обязан знать и соблюдать требования валютного законодательства Российской Федерации.

Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению должностным лицом обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства Российской Федерации, не приведено.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, в силу статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется.

По смыслу указанной нормы закона, оценка малозначительности должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного деяния.

Положения Федерального закона № 173-ФЗ являются обеспечением реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Совершенное правонарушение создает угрозу причинения вреда безопасности государства, поскольку посягает как на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере валютного регулирования, обеспечивающего устойчивость валюты Российской федерации и стабильность со стороны внутреннего валютного рынка, так и на осуществление контрольных функций со стороны агентов валютного контроля, в том числе, уполномоченных банков, обеспечивающих ведение учета и отчетности по валютным операциям.

Наказание должностному лицу назначено в соответствии с требованиями закона, определено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, является справедливым, и соразмерным содеянному. Оснований для применения положений статьей 4.1.1 КоАП РФ, ч. 2 статьи 3.4 КоАП РФ и назначении должностному лицу наказания в виде предупреждения, суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь главой 30 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника ИФНС России по Центральному району г. Красноярска ФИО6 от 10.11.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении должностного лица: директора ООО «Русарм» ФИО4, - оставить без изменения, а жалобу должностного лица, - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Г.В. Агапова