ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-538/2022 от 15.09.2022 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

15 сентября 2022

Судья Октябрьского суда ФИО4

при секретаре судебного заседания ФИО1

с участием заявителя

по доверенности от 21.12.2021 ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «РН-Туапсинский нефтеперерабатывающий завод» на постановление Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ-П-1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ООО «РН-Туапсинский НПЗ» обратилось в суд с жалобой на постановление Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ-П-1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ,согласно которому заявитель привлечен к административной ответственностипо ст. 8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

С указанным постановлением заявитель не согласен полностью, считает его незаконным, необоснованным, противоречащим действующему законодательству, нарушающим его права и законные интересы. В связи с чем, просит суд признать постановление незаконным, отменить его и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, просил суд их удовлетворить.

Представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом. Согласно отчету от отслеживании отправления с почтовым идентификатором повестка вручена адресату. О причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав представителя заявителя, исследовав административный материал, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что постановлением от 07.07.2021-П-1 ООО «РН-Туапсинский НПЗ» признано виновным в сершении административногоправонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей

Нарушение выразилось в следующем:

1. Не обеспечено в установленном порядке повышение квалификации (прохождение специальной подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности) должностными лицами ответственными Общества в области охраны окружающей среды и экологической безопасности: начальник технологического цеха первичной переработки нефти; начальник складской базы; заведующий здравпунктом.

2. ООО «РН-Туапсинский НПЗ не получено заключение федерального экологического надзора по объектам капитального строительства:

- Ремонтно-механический цех. Инженерная база (тит. 840-01). Проектная документация «ПИР. Новый нефтеперерабатывающий завод» по теме: корректировка проектной документации «Новый НПЗ мощностью 12 мил. т/год на территории ООО «РН-Туапсинский НПЗ», состоящей из II – ой и III – ей очередей строительства объектов ООО «РН-Туапсинский НПЗ» и разработка проектной документации по объекту «Комбинированная установка Объект 110-ДД.ММ.ГГГГ – Флексикокинг»;

- Узел фильтрации реактивного топлива (тит. 910-06). Проектная документация «ПИР. Новый нефтеперерабатывающий завод» по теме: корректировка проектной документации «Новый НПЗ мощностью 12 мил. т/год на территории ООО «РН-Туапсинский НПЗ», состоящей из II – ой и III – ей очередей строительства объектов ООО «РН-Туапсинский НПЗ» и разработка проектной документации по объекту «Комбинированная установка Объект 110-ДД.ММ.ГГГГ – Флексикокинг»;

- Распределительный пункт (тит. 871-03). Проектная документация «ПИР. Новый нефтеперерабатывающий завод» по теме: корректировка проектной документации «Новый НПЗ мощностью 12 мил. т/год на территории ООО «РН-Туапсинский НПЗ», состоящей из II – ой и III – ей очередей строительства объектов ООО «РН-Туапсинский НПЗ» и разработка проектной документации по объекту «Комбинированная установка Объект 110-ДД.ММ.ГГГГ – Флексикокинг».

В соответствии с ч.1 ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. В соответствии с приказом Общества от ДД.ММ.ГГГГ назначены ответственные лица за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, организацию и осуществление работ по обращению с отходами производства и потребления 1-5 классов опасности, безопасное содержание и эксплуатацию мест накопления отходов, проведение производственного контроля в области обращения с отходами, т.е. ответственные лица осуществляют соблюдение требований в области охраны окружающей среды и управление отходами производства и потребления в определенных структурных подразделениях Общества согласно действующего законодательства, а также ЛНД Общества и Компании.

По смыслу ч.1 ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ руководитель организации – лицо, которое без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия и т.д., а специалистами являются лица, на которые возложены нормативно-правовым актом или индивидуально правоприменительным актом (распоряжением) функции по принятию и реализации эколого-значимых решений, проведению организационных и иных мероприятий по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности работников данной организации/предприятия, населения и территории. Вышеизложенные требования на работников Общества указанных в приказе от ДД.ММ.ГГГГ не возложены, при этом приказом -Л от ДД.ММ.ГГГГ на должность заместителя генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды назначен ФИО3 Согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГФИО3 уполномочивается от имени Общества принимать эколого-значимые решения. Заместитель генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды имеет подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно вышеизложенного суд находит предъявленные ЮМУ РОсприроднадзора требования незаконными и необоснованными.

На основании п.9 ч.3 ст.55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требуются следующие документы: Заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.…

На основании части 7 статьи 54 ГрК РФ не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории. …

По вопросу необходимости прохождения государственной экологической экспертизы объектов I категории согласно п. 10 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ:… 10. Положения подпункта 7.5 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случаях, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до ДД.ММ.ГГГГ, если проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до ДД.ММ.ГГГГ, а также если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до ДД.ММ.ГГГГ проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.…

Проведение государственной экологической экспертизы в отношении представленной проектной документации, в соответствии с Заключением ГГЭ № в ЕГРЗ 2018 от ДД.ММ.ГГГГ ФАУ «Главгосэкспертиза России» лист 3 п.1.4. «Сведения о заключении государственной экологической экспертизы» не предусмотрено.

В ходе судебного заседания установлено, что по объектам указанным в п.2 постановления о привлечении к административной ответственности, Разрешения на строительство выдавались в период 2012-2013г. Государственная экспертиза корректировки ПД получена до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ)

Так, согласно п. 17.6 приказа Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 347 «Об утверждении методических рекомендаций по выдаче Федеральной службой по надзору в сфере природопользования заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства» и Приложения (…17.6. вывод заключения (информация об осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы);…) следует, что Заключение органа федерального государственного экологического надзора выдается с целью подтвердить что строительство (реконструкция) объекта капитального строительства осуществлено в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Статьей 65 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, при этом после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства проводится контрольное (надзорное) мероприятие в целях оценки возможности выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства. В случае отсутствия нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды по результатам контрольного (надзорного) мероприятия выдается заключение органа, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор), что предусмотрено пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методических рекомендаций по выдаче Федеральной службой по надзору в сфере природопользования заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства» предусмотрена процедура осуществления федерального государственного экологического надзора и выдача заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

В то же время, данный Приказ Росприроднадзора издан 28.06.2019г., а Разрешения на строительство выдавались в период 2012-2013г. Государственная экспертиза корректировки ПД получена до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается материалами дела.

В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Следовательно, на момент выдачи разрешения на строительство выдача заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории не требовались, соответственно Заключение органа федерального государственного экологического надзора в отношении указанных объектов также не требуется.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что решением Арбитражного судапо делу № А32-40420/20221 от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу на основании постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ было признано незаконным пункты 1, 2, 5, 6 и 12 предписания от ДД.ММ.ГГГГ-П-1.

Таким образом, выводы Арбитражного судапо делу А32-40420/2022 в данном случае, имеют преюдициальное значение для рассмотрения данного дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие события и состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.

При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В силу ч.1 и ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, судом не установлено в действиях ООО «РН-Туапсинский НПЗ» наличие состава административного правонарушения, в связи с чем, находит постановление Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ-П-1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ незаконным и подлежащим отмене, а также считает необходимым прекратить производство по делу.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ООО «РН-Туапсинский нефтеперерабатывающий завод» на постановление Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ-П-1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ-П-1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административно правонарушения.

Решение суда может быть обжаловано ввой суд в течение 10 дней через Октябрьский районный суд .

Судья-