ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-539/19 от 06.08.2019 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

06 августа 2019 года судья Дзержинского городского суда Нижегородской области Войнов А.А., при секретаре Шориной С.А., рассмотрев жалобу главного <данные изъяты> ГБУЗ НО «Больница скорой медицинской помощи <адрес>» Гуткина МР на постановление мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района Нижегородской области от 08 апреля 2019 года о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района Нижегородской области от 08 апреля 2019 года Гуткин М.Р. в качестве должностного лица – <данные изъяты> ГБУЗ НО «Больница скорой медицинской помощи <адрес>» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Гуткин М.Р. обратился в суд с жалобой на указанное постановление и просит его отменить, производство по делу прекратить, поскольку мировым судьей неправильно применены нормы материального права. Заявитель считает, что в действиях Гуткин М.Р. отсутствует состав административного правонарушения (более подробно доводы изложены в жалобе).

<данные изъяты> ГБУЗ НО «Больница скорой медицинской помощи <адрес>» Гуткин М.Р. в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом судебным извещением, причина неявки неизвестна. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Прокурор города в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом судебным извещением, причина неявки неизвестна. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, судья находит жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В судебном заседании установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района Нижегородской области от 08 апреля 2019 года Гуткин М.Р. как должностное лицо – <данные изъяты> ГБУЗ НО «Больница скорой медицинской помощи <адрес>» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. (п.1) Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (п.2) Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Судом установлено, что Прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры <адрес> проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства при расходовании бюджетных средств ГБУЗ НО «Больница скорой медицинской помощи <адрес>». В ходе проверки установлено, что Гуткин М.Р., являясь <данные изъяты> ГБУЗ НО «Больница скорой медицинской помощи <адрес>», 26.03.2018г. по юридическому адресу учреждения: <адрес>, незаконно осуществил частичную оплату задолженности в размере <данные изъяты> руб. по исполнительному листу от 11.04.2018 выданному Дзержинским городским судом на общую сумму <данные изъяты> руб. за счет бюджетных средств фонда обязательного медицинского страхования. Дзержинским городским судом по результатам рассмотрения гражданского дела частично удовлетворены исковые требования В. к ГБУЗ НО «Больница скорой медицинской помощи <адрес>» о восстановлении на работе. Выдан исполнительный лист о взыскании с учреждения заработной платы за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты> руб. Платежными поручениями от 15.05.2018 задолженность по исполнительному листу погашена из средств фонда обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> руб. и из средств, полученных в виде дохода от предпринимательской деятельности в размере <данные изъяты> руб., в связи с чем, в действиях Гуткина М.Р. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно нецелевое использование бюджетных средств.

В отношении Гуткина М.Р. 13.02.2019 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ.

Вина Гуткина М.Р. полностью доказана материалами дела, подтверждается исследованными в судебном заседании по правилам ст. 26.11 КоАП РФ письменными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, уведомлением Гуткина М.Р. о дате и времени возбуждения дела об административном правонарушении с факсимильным подтверждением, копией письма Министерства финансов <адрес> о погашении задолженности по заработной плате по исполнительному листу, копией исполнительного листа о взыскании с ГБУЗ НО «Больница скорой медицинской помощи <адрес>» в пользу В. заработной платы за время вынужденного прогула, копиями платежных поручений от 15.05.2018 с приложением списка сотрудников для перечисления заработной платы, копией решения Дзержинского городского суда <адрес> от 11.04.2018 года по гражданскому делу по иску В. к ГБУЗ НО «Больница скорой медицинской помощи <адрес>» об оспаривании увольнения и восстановлении на работе. Не доверять указанным доказательствам у судьи оснований не имеется.

В соответствии со ст. 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Пунктами 1,2 ст. 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N Э26-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N Э26-ФЗ).

В соответствии с ч.2 ст.34 Закона N 326-ф3 территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.

Согласно п.9 ст.39 Закона о медицинском страховании, средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Кроме того, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф.

В силу ч. 1, ч. 2 ст. 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главною администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения. Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной роспись, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

По смыслу приведенных норм права любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. При этом нецелевым расходование бюджетных средств считается исключительно направление бюджетных средств на иные, не предусмотренные правовым основанием выдачи этих средств, цели.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 326-Ф3, п.7 ст. 35 Закона №326- ФЗ, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 №1492, а также Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (с изменениями на 27 ноября 2018 года), утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 22.12.2017 № 930 в расчет тарифов на оплату медицинской помощи включаются как затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи, так и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации (далее - МО) в целом, в том числе затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников МО, которые не принимают непосредственное участие в оказании медицинской помощи (административно-управленческий, административно-хозяйственный, вспомогательный и иной персонал).

Услуги, оказанные учреждением здравоохранения по программам ОМС, являются возмездными (ст. 779 ГК РФ) и учитываются в рамках приносящей доход деятельности. Медицинское учреждение, имеющее лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, использует поступившие средства в соответствии с договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по территориальной программе ОМС по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по ОМС на территории субъекта Российской Федерации. («Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации" (утв. Минздравсоцразвития РФ»)

При этом, оплата медицинской помощи (медицинских услуг) производится по утвержденным тарифам, с учетом персонифицированных реестров пролеченных медицинской организацией больных по результатам медико-экономического контроля в пределах объемов предоставленной медицинской помощи, установленных для каждой медицинской организации решением комиссии на текущий календарный год, в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности.

Таким образом, мировой судья приходит к выводу, что в состав подлежащих включению в тариф, и, соответственно, возмещению за счет фонда ОМС средств, подлежит включению только оплата оказанной медицинской помощи (медицинские услуги).

Так, целевым использованием средств ОМС направляемых на расходы на заработную палату, является обязательное соблюдение определенных условий, в том числе:

- медицинский работник участвует в оказании медицинской помощи, в рамках территориальной программы ОМС, застрахованным лицам;

- его должность включена в штатное расписание медицинской организации и соответствует номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1183н.

Оплата вынужденного прогула медицинского работника не включена в тариф на оплату медицинской помощи и территориальную программу обязательного медицинского страхования, в связи с чем, не подлежит возмещению за счет бюджетных средств.

Доводы жалобы о том, что в материалах дела недостаточно доказательств вины Гуткина М.Р., суд не принимает во внимание, поскольку данные доводы опровергаются материалами дела. Кроме того, данные доводы по существу сводятся к переоценке доказательств по делу, однако оснований к этому не имеется. Выводы мирового судьи, изложенные в постановлении, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основании представленных доказательств, которым мировой судья дал соответствующую оценку.

Суд не может согласиться с доводами жалобы о том, что в действиях Гуткина М.Р. отсутствует состав административного правонарушения, поскольку данные доводы опровергаются материалами дела, а также основаны на не верном толковании правовых норм, а так же были предметом исследования в судебном заседании мирового судьи. Выводы мирового судьи, изложенные в постановлении, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основании представленных доказательств, которым мировой судья дал соответствующую оценку.

Иные доводы жалобы опровергаются представленными письменными доказательствами, пояснениями помощника прокурора, а потому во внимание при постановлении решения по делу не принимаются.

Довод жалобы о том, что постановление мирового судьи должно быть отменено, суд, пересматривающий дело не принимает во внимание, поскольку данный довод надуман, не согласуется с объективно установленными доказательствами и направлены по мнению суда пересматривающего дело по жалобе на избежание административной ответственности за совершенное правонарушение.

При таких обстоятельствах, мировой судья правомерно пришел к выводу о совершении Гуткиным М.Р. - должностным лицом – <данные изъяты> ГБУЗ НО «Больница скорой медицинской помощи <адрес>» административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния,

При назначении вида административного наказания мировой судья учел характер совершенного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, при рассмотрении административного дела не установлено. Назначено наказание в пределах санкции статьи.

Нахожу, что правильно и обоснованно мировым судьей применены нормы и санкции действующего КоАП РФ. Оснований для отмены или изменения постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 15.14, ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района Нижегородской области от 08 апреля 2019года о назначении административного наказания Гуткину МР - должностному лицу – <данные изъяты> ГБУЗ НО «Больница скорой медицинской помощи <адрес>» в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его постановления.

Судья п\п А.А. Войнов.

Копия верна

Судья: