ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-539/2013 от 25.09.2013 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

№12-552/2012

Р Е Ш Е Н И Е

25 сентября 2013 г г. Ростов-на-Дону

Судья Кировского районного суда г. Ростова – на - Дону ФИО1

рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление Ростовского УФАС России № 996/02 от 14.06.2013г. о привлечении к административной ответственности по ст. 14.9 ч.1 Кодекса РФ об АП,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 (далее заявитель) обратился в Кировский районный суд г. Ростова- на- Дону с жалобой на постановление Ростовского УФАС России № 996/02 от 14.06.2013г (далее постановление) о привлечении к административной ответственности по ст. 14.9 ч.1 Кодекса РФ об АП, указав, что РСТ осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, определенных «Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области», утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 № 20 (далее -Положение), в соответствии с которым РСТ является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Ростовской области, и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (работы, услуги), а также контроль за их применением в соответствии с действующим законодательством. Согласно вынесенного постановления УФАС по РО РСТ нарушен месячный срок установления тарифа на горячую воду на 2013 год для ООО «ЛУКОЙЛ -Теплотранспортная компания». При этом в постановлении от 14.06.2013 УФАС по РО ссылается на нормы Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» в части обязанности РСТ по установлению тарифов, перечень которых приведен в ст. 8 указанного Федерального закона. Следует отметить, обязанность регулирующего органа по установлению тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения закреплена нормами Федерального закона №190-ФЗ в связи с внесенными Федеральным законом №417-ФЗ изменениями, которые вступили в действие с 1 января 2013 года. В соответствии с п. 1.3 Положения РСТ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Федеральной службы по тарифам, нормативными правовыми актами других федеральных органов исполнительной власти, Уставом Ростовской области, иными областными законами, указами и распоряжениями Губернатора Ростовской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Ростовской области, Положением о РСТ. Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона №135-Ф3 федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона №135-Ф3). Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов до 01.01.2013 г. устанавливались Федеральным законом от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также принятыми в соответствии с ним Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 №520. Согласно п. 4 Основ ценообразования тарифы рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 №47. Согласно пп. 2 п. 6 Основ ценообразования, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе, тарифы на горячую воду. В соответствии с п. 47 Основ ценообразования, в редакции, действовавшей на момент подачи ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» заявления об установлении тарифов на горячую воду, тарифы на горячую воду устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. В соответствии с абз. 1 п. 7 Методических указаний (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления), тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения). Согласно абз. 4 п. 7 Методических указаний, если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают: тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии). Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 г. в порядке предоставления коммунальных услуг гражданам. Таким образом, исходя из положений действовавших в спорный период нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов на горячую воду, регулированию подлежали тарифы на горячую воду в закрытых системах. Указанный вывод подтверждается также письмом ФСТ России (исх. ФСТ от 19.09.2011 №НБ-7396/5), направленным в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК», согласно которому тарифы на горячую воду, как следует из Методических указаний, в случае оказания услуг по горячему водоснабжению с использованием открытых систем теплоснабжения не устанавливаются. Изменения, предусматривающие установление тарифов на горячую воду как в закрытых, так и в открытых системах теплоснабжения, внесены в Основы ценообразования постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 №1149 и вступили в силу только с 22.11.2012 года. При этом в соответствии с п. 49 Основ ценообразования (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.11.2012 №1149) тариф на горячую воду в открытой системе водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель, установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. В случае если тариф на теплоноситель не установлен, то компонент на теплоноситель принимается равным стоимости 1 куб. метра воды, учитываемой при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. Компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. Указанное подтверждает, что в январе 2013 года при расчете с потребителями за горячую воду, поставляемую с использованием открытых систем водоснабжения (теплоснабжения), было возможно и правомерно использование тарифов на теплоноситель и тепловую энергию, как было предписано п. 7 Методических указаний. В соответствии с пп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ №1149 в целях установления тарифов на горячую воду на 2013 год документы, указанные в пункте 3 Правил, представляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок до 1 декабря 2012 года. Согласно п. 4 постановления Правительства №1149 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок необходимо до 1 января 2013 г. утвердить тарифы на горячую воду для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения) на 2013 год. ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» обратилось с заявлением об открытии дела по установлению тарифов на горячую воду для потребителей ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» в Ростовской области на 2013 год (вх. РСТ от 27.08.2012 №5304). Письмом РСТ исх. от 26.09.2012 №4807 в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» направлено извещение о принятии документов к рассмотрению и открытии дела об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, осуществляющей эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения. По результатам совещания по вопросу установления на 2013 год тарифов на услуги горячего водоснабжения для ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» и ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (протокол от 28.11.2012) ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» поручено направить в РСТ расчеты тарифов по открытой и закрытой системам горячего водоснабжения, схемы подачи ГВС, объемы реализации услуг ГВС потребителям по каждой системе. В соответствии с указанным протоколом ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» в адрес РСТ направлены расчеты, выполненные с учетом положений постановления Правительства РФ № 1149 (исх. от 29.11.2012 №04-01 -4291). Постановлениями РСТ от 28.12.2012 №57/8 «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организацией коммунального комплекса с использованием открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения) на территории муниципального образования «Город Волгодонск» и от 28.12.2012 №57/9 «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую организациями коммунального комплекса с использованием открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения) на территории муниципального образования «Город Ростов-на-Дону» по заявлениям ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» РСТ были установлены тарифы на горячую воду для соответствующих муниципальных образований. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода. В связи с изложенным постановлениями РСТ начало действия тарифов на горячую воду установлено с 01.02.2013 года. Действующими на момент рассмотрения заявлений ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» об установлении тарифов на горячую воду нормативными правовыми актами в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса не предусмотрено установление тарифов в месячный срок.

Ссылка на Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденный приказом ФСТ России от 08.04.2005 №130-э, необоснованна, т.к. указанный Регламент регулирует вопросы рассмотрения дел об установлении тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность). Указанный Регламент принят в рамках реализации в том числе Федерального закона №190-ФЗ.

Заявитель просит отменить постановление №996/02 прекратить производство по делу.

ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, что подтверждается материалами дела.

В силу ст. 25.1 Кодекса об АП РФ в отсутствии лица, в отношении которого ведется административное производство, может быть рассмотрено в случае, если имеются данные о надлежащем извещении и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

В силу ст. 25.1 Кодекса об АП РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ФИО2, поскольку обязательным участие лица, привлеченного к административной ответственности, судьей не признано.

Представитель УФАС России по Ростовской области, действующий по доверенности ФИО3 на рассмотрение жалобы явился, просит оставить без изменения постановление, отказав в удовлетворении его жалобы.

Выслушав явившихся лиц, рассмотрев материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В ст.26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания.

Исходя из содержания данной нормы, суд при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняет вопрос о наличии события административного правонарушения, а именно имело ли место противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Как следует из материалов дела, Региональная служба по тарифам РО, должностным лицом которой является ФИО2 не установила для ООО «Лукойл-ТТК» тариф на горячую воду на 2013г. в месячный срок, чем необоснованно препятствует осуществлению последним хозяйственной деятельности, тем самым допустив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела Ростовским УФАС России внесено оспариваемое постановление.

Вынося указанное постановление, должностное лицо УФАС по РО посчитало установленным событие административного правонарушения, лицо, его совершившее, а также вину ФИО2 в его совершении. На основании совокупности исследованных судьей доказательств, считаю, что выводы административного органа являются правомерными.

Судом установлено, что РСТ РО является специальным и единственным органом, уполномоченным устанавливать тарифы на горячую воду.

Согласно п.1 ч.2 ст.5 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям РСТ РО в сфере теплоснабжения относится реализация предусмотренных ч.З ст.7 ФЗ «О теплоснабжении» полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Так п.1 ч.3 ст.7 ФЗ «О теплоснабжении» определяет обязанность РСТ по установлению тарифов, перечень которых приведен в ст.8 ФЗ «О теплоснабжении».

Учитывая, что вышеуказанный перечень является исчерпывающим, а в него включен тариф на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями своим потребителям, для РСТ РО закреплена нормативно-правовая обязанность устанавливать такой вид тарифа.

РСТ РО обязано было установить тариф на горячую воду на 2013г. в месячный срок со дня получения заявления на его установление.

Комиссией в рамках рассмотрения дела установлено, что 24.08.2012г. ООО «Лукойл-ТТК» обратилось в РСТ РО с заявлением об открытии дела по установлению тарифа на горячую воду на 2013г., при этом постановление об установлении тарифа на горячую воду на 2013г. было принято РСТ РО лишь 28.12.2012г., т.е. по истечении 4 месяцев.

Так, Приказом Федеральной службой по тарифам России от 08.04.2005г. №130-э, утвержден Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности).

Так п. 11 Регламента установлено, что срок рассмотрения регулирующим органом заявлений организаций об установлении тарифов не должны превышать сроков, установленных в п.13,16 Правил регулирования.

Согласно п.13 Правил регулирования регулирующий орган в 2-недельный срок с даты регистрации заявления организации проводит анализ материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу.

При этом при проведении экспертизы предложений организации об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, проводимой регулирующим органом, такой срок не может превышать 1 месяца, что следует из п. 16 Правил регулирования.

Законодательно установлено, что максимальный срок рассмотрения РСТ РО заявления ООО «Лукойл-ТТК» об установлении тарифа на горячую воду на 2013г. не может превышать 1 месяца.

Таким образом, действия РСТ, выразившиеся в уклонении от установления для ООО «Лукойл-ТТК» тарифа на горячую воду на 2013г. в месячный срок необоснованно препятствует осуществлению последним хозяйственной деятельности, а, следовательно, нарушают положения п.2 ч.1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлениигосударственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Установлено, что должностным лицом РСТ РО является ФИО2

Указанные обстоятельства послужили поводом для составления 07.06.2012 г. в отношении ФИО2 протокола № 996/02 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

Действия ФИО2 правильно квалифицированы по ч.1 ст. 14.9 Кодекса РФ об АП - действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса,

Административное наказание назначено ФИО2 в пределах, установленных санкцией ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей формы вины административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя было и могло их предвидеть.

Административное правонаруше­ние, предусмотренное ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ, является правонарушением с формальным составом, считается совершенным с момента выполнения виновным объективной стороны правонарушения, наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями и наступившими последствиями, рав­но как и наступления последних, для квалификации не требует.

С учетом изложенного, следует признать установленными наличие события и состава административного правонарушения, вину ФИО2 в его совершении. Что касается приведенных в жалобе доводов, они представляют собой субъективную оценку заявителем установленных по делу обстоятельств с учетом позиции заявителя о том, как должно быть разрешено дело по существу, в связи с чем, подлежит отклонению.

Доводы жалобы ФИО2 не свидетельствуют о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, и существенных нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в связи с чем, не могут рассматриваться в качестве предусмотренных законом оснований к отмене законного и обоснованного постановления УФАС и связаны с не согласием с вынесенным постановлением.

Процессуальных нарушений по делу не установлено.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об АП, постановление оставляется без изменения, а жалоба - без удовлетворения, если обстоятельства дела установлены органом, вынесшим постановление, правильно и полно, в соответствии с административно-процессуальным законодательством, а мотивы жалобы являются необоснованными, незаконными, несущественными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об АП судья

Р Е Ш И Л:

Постановление Ростовского УФАС России № 996/02 от 14.06.2013г. о привлечении к административной ответственности ФИО2 по ст. 14.9 ч.1 Кодекса РФ об АП оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова н/Д в течение 10 суток.

Судья: