ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-53/17 от 03.07.2017 Алексеевского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 12-53/2017РЕШЕНИЕ

пгт. Алексеевское 3 июля 2017 г.

Республики Татарстан

Судья Алексеевского районного суда Республики Татарстан Сергеев А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Е.Г., осуществляющей предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на постановление заместителя руководителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ... в Чистопольском, ...Р.Р. от ... о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, которым заявителю было назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ... в Чистопольском, ... от ...Е.Г. по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей за нарушение продавцом требований технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам её реализации, а именно:

- допущен прием и реализация продуктов питания при отсутствии в маркировке сведений о дате изготовления, условий хранения (скумбрия х/к в количестве 6.4 кг, горбуша х/к в количестве 2 кг, мойва х/к в количестве 1.8 кг, рыба вяленая в количестве 5 кг), что является нарушением п. 4.1 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки»;

- не соблюдается периодичность прохождения медицинских обследований у индивидуального предпринимателя Е.Г., что является нарушением п. 10 ст.17 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;

- не соблюдаются правила товарного соседства в магазине: продажа и хранение сырых продуктов питания, полуфабрикатов производится с готовыми пищевыми продуктами (хлеб, яйца, рыба х/к, колбасные изделия, фрукты, овощи), что является нарушением п. 8 ст.17 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

Е.Г. обжаловала постановление и просит его отменить как незаконное.

В судебном заседании Е.Г. жалобу поддержала и показала, что не оспаривает содержание акта проверки. Товар лежал на лотках, а информация о нём была на упаковках, проверяющие не просили её показать.

Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ... в Чистопольском, ...Ч.Г. в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.

... вынесено распоряжение ...-вп/в о проведении внеплановой/выездной проверки в отношении индивидуального предпринимателя Е.Г., осуществляющей предпринимательскую деятельность по адресу: 422900, ..., Алексеевский муниципальный район, п..., ... «А». Указанная проверка проведена с целью исполнения распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и соответствует требованиям, предъявляемым п.3 ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Кроме того, в рамках исполнения Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 №806 (ред. от 30.03.2017) «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поручено проведение в текущем году на основе риск-ориентированного подхода внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по производству и реализации пищевых продуктов.

Согласно ч.2 и 5 ст.10 указанного Федерального закона проверочные мероприятия, проводимые органами госнадзора (контроля) в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации предварительному согласованию с органами прокуратуры не подлежат.

По результатам проверки выявлены многочисленные нарушения санитарных требований к торговому помещению, его устройству и содержанию, к оборудованию и инвентарю, к приему и хранению пищевых продуктов. Кроме того, установлено не соблюдение периодичности прохождения медицинских обследований у индивидуального предпринимателя Е.Г.

... по выявленным фактам нарушений в отношении индивидуального предпринимателя Е.Г. был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Впоследствии ... вынесено постановление по делу об административном правонарушении .../... которым индивидуальному предпринимателю Е.Г. по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ назначено наказании в виде административного штрафа в размере 20000 руб. После ознакомления с протоколом об административном правонарушении и при вынесении постановления Е.Г. какие-либо доводы в связи с несогласием с результатами проведенной проверки не заявлены, а лишь дано объяснение по фактам имевших место нарушениям и доводы о смягчающих обстоятельствах.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые имеют явные признаки недоброкачественности, не имеют установленных сроков годности или сроки годности которых истекли. При реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в т.ч. индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов (п.1 ст.20 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ).

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (далее – ТР ТС 021/2011).

Требованиями п.7 и 12 ст.17 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что при хранении и реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем. В соответствии со ст. 4 ТР ТС 021/2011 срок годности пищевой продукции – период времени, в течение которого пищевая продукция должна полностью соответствовать предъявляемым к ней требованиям безопасности, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, а также сохранять свои потребительские свойства, заявленные в маркировке, и по истечении которого пищевая продукция не пригодна для использования по назначению. В силу п.2 ст.3, ст.4, ч.1 ст.20 вышеуказанного Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

– не соответствуют требованиям нормативных документов;

– имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий;

– не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

– не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

– не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются. При реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов. Качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством:

– применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;

– проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации.

Согласно ст.11, ч.5 ст.15 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

– выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

– разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

– обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.

Вместе с тем, сведения о продуктах должны быть доведены до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции. Невыполнение данных требований является нарушением ст. 39 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», п. 5 ч. 4.12 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», п. 2 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», п./п. 7.4, 8.24 СП 2.3.6.1066-01, ст. 8, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-01 «О защите прав потребителей».

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Всем собранным по делу доказательствам заместителем руководителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ... в Чистопольском, ...Р.Р. дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ. Оснований сомневаться и не доверять вышеуказанным доказательствам не имеется.

В суде заявитель также приводит доводы о нарушениях административным органом положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части недопущения проведения проверок субъектов малого предпринимательства.

Согласно распоряжению о проведении проверки от ......-вп/в установлены место проведения проверки, цель проверки, предмет проверки, срок проведения проверки, назначены лица, уполномоченные на проведение проверки, правовые основания проведения проверки, указан перечень документов, которые необходимо представить юридическому лицу, в отношении проверяемого субъекта. Копия распоряжения о проведении проверки вручена индивидуальному предпринимателю Е.Г...., т.е. в установленные проверкой сроки. На момент проведения проверки индивидуальный предприниматель Е.Г. фактически осуществляла деятельность.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

Таким образом, постановление должностного лица надзорного органа соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности Е.Г.

Каких-либо существенных нарушений материальных и процессуальных требований, предусмотренных федеральным законодательством, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Е.Г. допущено не было. При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.30.7. КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ... в Чистопольском, ...Р.Р. от ..., которым Е.Г., осуществляющая предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ подвергнута административному штрафу в размере 20000 рублей, оставить без изменения, а жалобу заявителя – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Алексеевский районный суд РТ в течение 10 суток.

...

...

Судья А.А. Сергеев