ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-53/18 от 14.09.2018 Прилузского районного суда (Республика Коми)

Дело № 12-53/2018

Р Е Ш Е Н И Е

с. Объячево, Республика Коми 14 сентября 2018 года

Судья Прилузского районного суда Республики Коми Родионов А.В.,

при секретаре судебного заседания Михеевой О.С.,

с участием должностного лица – заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Прилузского района – руководителя Прилузского районного комитета по охране окружающей среды - Елфимова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Рост-Лес» на постановление должностного лица о привлечении к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением должностного лица - заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Прилузского района – руководителя Прилузского районного комитета по охране окружающей среды от 10.07.2018 юридическое лицо - ООО «Рост-Лес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и, с учетом положений ст. 4.1.1, 3.4 КоАП РФ, наказание заменено на предупреждение.

Не соглашаясь с данным постановлением, директор ООО «Рост-Лес» обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить.

В обоснование жалобы представитель юридического лица ссылается, что в материалах дела отсутствуют объективные данные, свидетельствующие о причастности юридического лица к инкриминируемому административному правонарушению, о совершении инкриминируемого административного правонарушения в зимний период 2017-2018 года. Обращает внимание, что не установлен почтовый адрес земельного участка, на котором совершено правонарушение, не конкретизированы незагрязненные металлические запчасти без указания веса и размера, отходы полиэтиленовой тары и покрышки. Выводы комиссии об обнаружении на поверхности почвы темной вязкой жидкости, напоминающей слив отработанного масла, документально не подтверждены. Государственные номера на тракторах и гусеничных тягачах не зафиксированы. Указывает, что ООО «Рост-Лес» занимается оптовой торговлей лесоматериалами, от деятельности которой не могло образоваться отходов, выявленных должностными лицами. В подтверждение доводов приложил справки и информацию из государственных органов Кировской области об отсутствии какой-либо техники в собственности и распоряжении ООО «Рост-Лес».

С учетом изложенного, просит производство по делу об административном правонарушении прекратить, в виду отсутствия события административного правонарушения.

В судебное заседание представитель ООО «Рост-Лес» в судебное заседание не явился, ранее представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело об административном правонарушении согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, в отсутствие представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В предыдущем судебном заседании директор ООО «Рост-Лес» Новосёлов А.В. доводы жалобы поддержал, при этом пояснил, что глава сельского поселения Елдин С.Н. по неизвестной ему причине оговаривает его. Возглавляемая им организация занимается оптовой торговлей лесоматериалами, которую реализуют непосредственно на делянке. Никакой техники на ООО «Рост-Лес» не зарегистрировано. Новосёлов А.В. проживает в зимнее время в п. Велдорья по улице Центральной, чтобы контролировать порядок на делянках. Если возникает необходимость, то Новосёлов А.В. нанимает организации или индивидуальных предпринимателей, у которых имеется в собственности техника. В поселке Велдорья Новосёлов А.В. снимает квартиру в доме по ул. Центральной и жители поселка его хорошо знают. Отходы были убраны по инициативе Новосёлова А.В. после получения предписания должностного лица.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, выслушав пояснения должностного лица, допросив свидетеля, прихожу к следующим выводам.

Административным правонарушением в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом; размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов – это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов – это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В силу ч. 5, 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ч. 1,2,3 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I-IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Как усматривается из собранных по делу доказательств, в Прилузский районный комитет по охране окружающей среды 16.04.2018 поступило обращение главы сельского поселения «Ношуль» Елдина С.П. о проведении проверки по факту розлива топлива, горюче-смазочных материалов, размещения запасных частей на улице Центральной поселка Велдорья, Прилузского района, со стороны ООО «Рост-Лес». 05.05.2018, в ходе рейдового задания, на территории земельного участка по улице Центральной, посёлка Велдорья, Прилузского района Республики Коми, площадью около 0,40 га, расположенной на землях сельского поселения «Ношуль», координаты по навигатору 60.03,14.556 с.ш. 49.05,33.864 в.д., должностным лицом выявлены лом и отходы, содержащие незагрязнённые черные металлы в виде изделий, кусков, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, отходы полиэтиленовой тары в количестве около 5-6 кубометров, которые образовались в результате производственной деятельности ООО «Рост-Лес». Данные отходы размещены на открытых необорудованных, без твердого покрытия, грунтовых площадках вне своей территории, загрязняя почву, грунтовые и поверхностные воды и атмосферный воздух, т.е. без соблюдения экологических требований. Места размещения отходов производства не оборудованы в соответствии с экологическими требованиями, как площадки или полигоны для накопления, временного хранения или размещения таких отходов, которые не перерабатываются и не вывозятся для утилизации. На данной территории также зафиксирован факт размещения на поверхности почвы тёмной вязкой жидкости, по виду напоминающей отработанное машинное масло. Площадь пятна розлива составила около 4 кв.м. В непосредственной близости от места обнаружения данного розлива тёмной вязкой жидкости обнаружена тракторная техника - гусеничный транспортер-тягач, трактор на гусеничном ходу, трактор на пневматическом ходу, без государственных номерных знаков. В семи метрах от участка по ул. Центральной, двигаясь в сторону реки Луза, слева, выявлен участок, в полосе отвода дороги, в непосредственной близости от жилого дома без номера, выявлены лом и отходы, содержащие незагрязнённые черные металлы в виде изделий, кусков, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной объёмом около 3-4 кубических метров. Также на указанной выше территории зафиксирован факт размещения на поверхности почвы тёмной вязкой жидкости, по виду напоминающей отработанное машинное масло, площадью около 2 кв. м. В 20-25 метрах от выявленного участка по ул. Центральной, двигаясь в сторону реки Луза, справа, выявлен участок в полосе отвода дороги, где зафиксирован факт размещения на поверхности почвы тёмной вязкой жидкости, по виду напоминающей отработанное машинное масло, площадь около 3 кв. м.

Указанные обстоятельства, помимо протокола об административном правонарушении, подтверждаются собранными по делу доказательствами.

В судебном заседании должностное лицо – Елфимов Д.А. пояснил, что 16 апреля 2018 года поступило обращение главы сельского поселения о размещении отходов в поселке Велдорья по улице Центральной. В ходе поведения проверки факт нарушения требований законодательства подтвердился, при этом все жители поселка указали на Новоселова А.В. как на лицо, от деятельности которого и образовались отходы. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, привлеченное к административной ответственности юридическое лицо осуществляет разнообразную деятельность, от которых могли образоваться отходы. После обнаружения выявленных нарушений, в адрес ООО «Рост-Лес» было внесено представление об устранении выявленных нарушений и спустя некоторое время все нарушения были устранены, что в том числе и послужило причиной назначения наказания в виде предупреждения. В 2017 году в отношении возглавляемой Новосёловым А.В. организацией проводилась проверки по факту розлива 500 литров дизельного топлива на том же месте, где и были обнаружены отходы. В ходе проведения проверки Новоселов А.В. не отрицал факт ведения деятельности в п. Велдорья.

Допрошенный в ходе судебного разбирательства глава сельского поселения «Ношуль» Елдин С.П. подтвердил обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении и указал, что личных неприязненных отношений к директору ООО «Рост-Лес» Новосёлову А.В. не имеет. Причиной обращения в государственные органы послужили обращения граждан поселка Велдорья, которые пострадали от деятельности ООО «Рост-Лес», загрязняющего территорию поселка. Никакие иные организации на территории улицы Центральной поселка Велдорья деятельность не осуществляют.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ Новосёлов А.В. является учредителем и директором ООО «Рост-Лес», которое осуществляет деятельность по оптовой торговле древесным сырьем, лесозаготовке, предоставлением услуг в области лесозаготовок, оптовой торговлей черными, цветными металлами в первичных формах и осуществляет деятельность автомобильного грузового транспорта и оказывает услуги по перевозке.

Довод представителя ООО «Рост-Лес» о том, что собранные по делу доказательства не свидетельствует о виновности юридического лица, судом принят во внимание и рассмотрен.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу о том, что вина ООО «Рост-Лес» в совершении инкриминируемого административного правонарушения полностью нашла свое подтверждение.

Показания свидетеля Елдина С.П. согласуются с совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе с фотографическими изображениями и показаниями директора ООО «Рост-Лес» Новосёлова А.В., подтвердившего, что после внесения предписания, по его инициативе были убраны отходы с улицы Центральной поселка Велдорья.

Доводы директора ООО «Рост-Лес» Новосёлова А.В. об его оговоре со стороны свидетеля Елдина С.П. своего подтверждения не нашли, поскольку данный свидетель пояснил, что личных неприязненных отношений не испытывает к Новосёлову А.В. Оснований для оговора директора ООО «Рост-Лес» Новосёлова А.В. со стороны Елдина С.П. в суде не установлено и суду не представлено.

Доводы жалобы о том, что место совершения административного правонарушения не конкретизировано не могут быть приняты во внимание, поскольку место совершения административного правонарушения установлено с помощью навигатора с указанием конкретных географических координат.

С учетом изложенного, установлено, что в результате деятельности ООО «Рост-Лес» были нарушены требования экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации при размещении и ином обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами.

Таким образом, факт совершения ООО «Рост-Лес» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, оцененными должностным лицом в совокупности с другими материалами в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем, вывод о виновности ООО «Рост-Лес» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является правильным и обоснованным. Оснований для переоценки установленных должностным лицом фактических обстоятельств дела, не имеется.

Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления, не установлено.

Наказание в виде предупреждения назначено ООО «Рост-Лес» с учетом характера совершенного административного правонарушения, наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также наступивших последствий.

С учетом изложенного, обжалуемое постановление является обоснованным и законным, а оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление должностного лица - заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Прилузского района – руководителя Прилузского районного комитета по охране окружающей среды от 10.07.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Рост-Лес» оставить без изменения, жалобу директора ООО «Рост-Лес» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В.Родионов