ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-53/20 от 03.07.2020 Советского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 12-53/2020

36RS0006-01-2020-000071-90

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

03 июля 2020 г. г. Воронеж

Судья Советского районного суда г. Воронежа Бородовицына Е.М., (<...>),

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ОАО «Экотехнологии» ФИО1 на постановление заместителя руководителя-начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по ВО по делу об административном правонарушении от 19.12.2019 г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя-начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по ВО от 19.12.2019 г. генеральный директор ОАО «Экотехнологии» ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.14.31 КоАП РФ об административных правонарушениях и подвернут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

09.01.2020 г. не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ОАО «Экотехнологии» ФИО2 обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с жалобой, после чего она была передана по подсудности в Советский районный суд г. Воронежа, в которой просил признать незаконным постановление заместителя руководителя-начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по ВО и производство прекратить, в связи с тем, что в постановлении от 19.12.2019 г. указано, что ОАО «Экотехнологии» необоснованно уклонялось в период с 17.06.2019 г. по 28.10.2019 г. от оказания ООО «Пром-Нефть-Сервис» услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Административное правонарушение совершенное генеральным директором ФИО1 имеет высокую степень общественной опасности, что фактически выражается в незаконном лишении ООО «Пром-Нефть-Сервис» права на осуществление предпринимательской деятельности. Так, в действиях ОАО «Экотехнологии» отсутствует состав вменяемого правонарушения, т.к. от оказания услуг ООО «Пром-Нефть-Сервис» не уклонялось, услуги не могли быть оказаны по причине того, что ООО «Пром-Нефть-Сервис» использовало не стандартные контейнеры, которые не могли быть загружены в мусоровоз. 01.01.2019 г. был заключен договор между ОАО «Экотехнологии» и ООО «Пром-Нефть-Сервис» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами» по заявкам потребителя. В п.2 договора указано, что тип контейнера определяется в приложении №1, согласно которого потребителю принадлежит на праве собственности контейнер объемом 0,75 куб.м. При этом, при заключении договора ООО «Пром-Нефть-Сервис» не поставило регионального оператора известность, что у них имеются не стандартные контейнеры объемом 0,75 куб.м., а контейнеры собственного производства с крышкой нестандартных размеров. Первая заявка по договору от 01.01.2019 г. была сделана 07.06.2019 г., ОАО «Экотехнологии» направило мусоровоз для оказания услуги по вызову ТКО по заявке по адресу указанному в договоре, но по факту прибытия не смог осуществить вывоз ТКО из контейнеров, т.к. на площадке были установлены самодельные нестандартные контейнеры, вывоз ТКО из которых невозможен оборудованием, установленным на спецавтотранспортировке. В обращении ООО «Пром-Нефть-Сервис» указано, что ОАО «Экотехнологии» не предоставило мусоровоз-самосвал и ранее предприятию оказывались услуги по обращению с ТКО ООО «Благоустройство» г. Нововоронежа, но связавшись с ООО «Благоустройством», т.е. сообщили, что с ООО «Пром-Нефть-Сервис» не было договора на вывоз ТКО, а был договор на оказание автотранспортных услуг. При этом, ООО «Пром-Нефть-Сервис» мусор забирали фронтальными погрузчиками в самосвал, т.е. заполняли мусором ковш, который загружал мусор в самосвал, т.к. из нестандартных контейнеров с крышкой забрать мусор невозможно. Также в своем письме от 24.06.2019 г. ООО «Пром-Нефть-Сервис» указало, что «при подаче заявки на вывоз ТКО в связи с нестандартным изготовлением контейнеров было указано, что для вывоза требуется обыкновенный грузовой транспорт, погрузку обеспечат своими силами». В письме от 04.07.2019 г. ООО «Пром-Нефть-Сервис» снова была ссылка на выделение транспорта под существующие контейнеры и считает нецелесообразным приобретать стандартным контейнеры. Отсутствие стандартных контейнеров является обоснованной и достаточной причиной для приостановления договора, т.к. оно объективно блокируют оказание услуг, в связи с чем в адрес ООО «Пром-Нефть-Сервис» было направлено письмо о приостановлении вышеуказанного договора. В связи с чем, не было оснований для привлечения ОАО «Экотехнологии» к административной ответственности. По предложению ОАО «Экотехнологии» на основании заключенного дополнительного соглашения был изменен способ складирования ТКО: с контейнеров емкостью 0,75 куб.м. на контейнер емкостью 8 куб.м., который является собственностью ОАО «Экотехнологии» и предоставляется потребителю по его заявке.

Лицу, участвующему в рассмотрении дела, разъяснены его права и обязанности.

Заявлений об отводе, самоотводе не поступило.

Оглашается жалоба генерального директора ОАО «Экотехнологии» ФИО1 на постановление заместителя руководителя-начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по ВО по делу об административном правонарушении от 19.12.2019 г.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по ВО по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения жалобы, поскольку постановление законно и обоснованно.

В судебное заседание генеральный директор ОАО «Экотехнологии» ФИО1 не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, жалобу генерального директора ОАО «Экотехнологии» ФИО1, выслушав участника процесса, судья приходит к выводу о том, что жалоба генерального директора ОАО «Экотехнологии» ФИО1 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса -наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии ст.1 ФЗ от 26.07.2006 г. №135 «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации).

Согласно ч.1 ст.10 ФЗ от 26.07.2006 г. №135 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие).

Согласно ч.ч.1,10 ст.24.6 ФЗ от 24.06.1998 №89 «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Согласно ч.4 ст.24.7 ФЗ от 24.06.1998 №89 «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Исходя из обжалуемого постановления от 19.12.2019 г. генеральный директор ОАО «Экотехнологии» ФИО1 был привлечен к административной ответственности за то, что ОАО «Экотехнологии» в период с 17.06.2019 г. по 28.10.2019 г. уклонялись от оказания ООО «Пром-Нефть-Сервис» услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (услуг по приемке, сборке, транспортировке, обработке и последующей передачи отходов для размещения (захоронения) на полигоне ТКО, предусмотренных договором от 01.01.2019 г. на территории Каширского муниципального района ВО, неправомерно нарушив ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» (л.д. 6-10,39-43).

ОАО «Экотехнологии» согласно соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории ВО от 30.06.2017 г., а также лицензии №(36)-6630-СТО/П от 24.04.2020 г. являются региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г.о.г. Воронеж, городского округа Нововоронеж, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Рамонского, Репьевского, Семилукского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области на 2019 г.

Между ОАО «Экотехнологии» и ООО «Пром-Нефть-Сервис» заключен договор от 01.01.2019 г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (л.д.80-81).

Согласно п.1 договора региональный оператор- ОАО «Экотехнологии» обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку и последующую передачу отходов для размещения (захоронения) на полигоне ТКО, а потребитель ООО «Пром-Нефть-Сервис» обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. В соответствии с п.2 данного договора объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также тип контейнера определяются приложению 1 к данному договору. Из приложения к договору 01.01.2019 г. следует, что стороны договорились использовать контейнеры 0,75 м3 (л.д. 95-97). При этом каких-либо иных дополнительных требований к используемым контейнерам приложением к договору, рано как и самим договором, не предусмотрено, региональным оператором при заключении договора не проверялись имеющиеся у ООО «Пром-Нефть-Сервис» контейнеры на факт соответствия/несоответствия указанным в договоре параметрам. В материалы о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Экотехнологии» не предоставило документальных доказательств, подтверждающих факт несоответствия контейнеров ООО «Пром-Нефть-Сервис» каким-либо стандартам. Согласно приложению к договору от 01.01.2019 г. , заключенному между ОАО «Экотехнологии» и ООО «Пром-Нефть-Сервис» объем контейнера указан 0,75 м3. Данное дополнительное соглашение как и договор подписаны обществами без каких-либо разногласий. Кроме того, согласно пп. «в» п.9 данного договора региональный оператор имеет право ограничить или приостановить предоставление услуги, предварительно уведомив об этом потребителя не позднее, чем за 14 дней, в случае неполной оплаты потребителем услуги в порядке и сроки, которые определены договором. Каких-либо иных оснований для приостановления услуг по обращению с ТКО договором не предусмотрено.

17.06.2019 г. ОАО «Экотехнологии» в адрес ООО «Пром-Нефть-Сервис» направило письмо, в котором было указано, что на основании поданной заявки вывоз контейнеров, спецтранспорт не смог осуществить забор контейнера, т.к. на контейнерной площадке установлены нестандартные самодельные контейнеры забор которых невозможен оборудованием установленном на спецтранспорте ОАО «Экотехнологии». В связи с чем, ОАО «Экотехнологии» сообщило, что организация вынуждена приостановить действие договора на оказание услуг по обращению с ТКО до момента установления на контейнерной площадке ООО «Пром-Нефть-Сервис» контейнеров, позволяющих оказание услуг стандартным оборудованием установленным на спецавтотранспорте (л.д.77).

21.08.2019 г. ООО «Пром-Нефть-Сервис» обратилось в УФАС по ВО с жалобой на действия ОАО «Экотехнологии» нарушения законодательства о защите конкуренции и признании требования регионального оператора по приобретению контейнеров незаконными (л.д. 78-79).

07.11.2019 г. решением УФАС России по ВО было установлено наличие доминирующего положения ОАО «Экотехнологии» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Каширского муниципального района ВО. Кроме того, установлено, что действия ОАО «Экотехнологии» по необоснованному уклонению в период с 17.06.2019 г. по 28.10.2019 г. от оказания ООО «Пром-Нефть-Сервис» услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, является злоупотреблением доминирующего положением и нарушением ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» (л.д. 241,242-245).

07.11.2019 г. ОАО «Экотехнологии» было выдано предписание о недопущении действия, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (л.д.246).

28.10.2019 г. дополнительное соглашение подписано ОАО «Экотехнологии» и ООО «Пром-Нефть-Сервис», т.е. разногласия урегулированы.

В связи с чем, ОАО «Экотехнологии» ущемило интересы ООО «Пром-Нефть-Сервис» в сфере предпринимательской деятельности, нарушив ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции».

При таких обстоятельствах судья не находит оснований для удовлетворения жалобы генерального директора ОАО «Экотехнологии» ФИО1

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учётом характера правонарушения.

Постановление заместителя руководителя Управления ФАС по Воронежской области от 19.12.2019 г. по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока, предусмотренного ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу генерального директора ОАО «Экотехнологии» ФИО1 оставить без удовлетворения, постановление заместителя руководителя-начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по ВО по делу об административном правонарушении от 19.12.2019 г. в отношении генерального директора ОАО «Экотехнологии» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.М. Бородовицына