ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-53/2015 от 07.04.2015 Смоленского областного суда (Смоленская область)

  Судья Шилова И.С. Дело №7-53/2015

Решение

по делу об административном правонарушении

 07 апреля 2015 года г.Смоленск

 Судья Смоленского областного суда Мальков А.Г. рассмотрел жалобу юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – ОАО ПО «Кристалл» на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 24 февраля 2015 года,

установил:

 Постановлением заместителя руководителя Государственной инспекции труда -заместителем главного государственного инспектора в Смоленской области ФИО1 № от 06.11.2014 ОАО «ПО «Кристалл» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

 Обжалуемым решением, названное постановление оставлено без изменения.

 В жалобе, поданной в Смоленский областной суд, заявитель просит решение суда отменить, указывая на его незаконность и необоснованность.

 Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

 В соответствии со ст. 22 ТК работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом; предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

 Согласно части 1 статьи 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 Из материалов дела усматривается, что на основании заявления бывшего работника ФИО2 о нарушении его трудовых прав ОАО ПО «Кристалл» распоряжением № от 22.10.2014 года Государственной инспекцией труда в Смоленской области была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО ПО «Кристалл».

 По результатам проверки 30.10.2014 года был составлен акт № и выдано предписание № об устранении выявленных нарушений:

 отменить приказ № от 16.10.2014 года об удержании сумм, причитающихся
ФИО2. в связи с увольнением 18 880,50 руб. в счет возмещения затрат работодателя, связанных с обучением работника;

 -выплатить ФИО2. в связи с увольнением заработную плату за октябрь 2014
года в сумме 4 658,66 руб.,

 - выплатить ФИО2. расчет при увольнении в размере компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 11 711,43 руб., оплаты больничного листа в сумме 5385 руб.;

 -выплатить ФИО2. денежную компенсацию, предусмотренную ст.236 ТК РФ за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику (л.д.8).

 Одновременно в отношении ОАО ПО «Кристалл» за совершение вышеуказанных нарушений составлен протокол № от 30.10.2014 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

 На основании протокола об административном правонарушении Государственной инспекцией труда в Смоленской области вынесено постановление о назначении административного наказания от 06.11.2014, согласно которому ОАО ПО «Кристалл» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.5.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб.

 Рассматривая дело, судья районного суда, указал на установленный факт удержания из заработной платы ФИО2 денежных средств при увольнении, и на виновность юридического лица в совершении административного правонарушения.

 Однако с таким решением согласиться нельзя.

 В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

 По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

 Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.

 В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 г., ратифицированной Россией 11 апреля 1998 г., инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

 Разногласия, возникшие между работодателем и работником в связи с увольнением и выплатой причитающихся сумм, являются индивидуальным трудовым спором.

 Из дела видно, что за его разрешением ФИО2 обратился в Промышленный районный суд г. Смоленска ( л.д.129).

 В связи с изложенным, производство по делу в отношении ОАО ПО «Кристалл» подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 Руководствуясь ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

 Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 24 февраля 2015 года и постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда-заместителя главного государственного инспектора в Смоленской области ФИО1 от 06.11.2014 года в отношении ОАО «ПО «Кристалл» отменить и производство по делу прекратить.

 Судья Смоленского областного суда А.Г. Мальков