Дело № 12-53/2016
РЕШЕНИЕ
«4» мая 2016 года с. Корткерос
Судья Корткеросского районного суда Республики Коми Мокрецов В.А., с участием представителя АО «Монди «Сыктывкарский ЛПК» ФИО2, представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ФИО5,
рассмотрев в судебном заседании жалобу АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» на постановление старшего государственного лесного инспектора Республики Коми ФИО1 от 25 февраля 2016 года о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного лесного инспектора Республики Коми ФИО1 от <дата>, юридическое лицо - АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» (далее по тексту - Общество) подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <...> рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, то есть за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Представитель АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» ФИО2, не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой на него. В обоснование жалобы указал, что постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
- оспариваемым постановлением Обществу вменяется невыполнение Соглашения № 3 от <дата> в части изготовления и установки 32 квартальных столбов, поскольку из предусмотренных Соглашением к изготовлению и установке 85 столбов Обществом были установлены 53. Должностным лицом при рассмотрения дела не учтено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов предусматривается проектом освоения лесов (п. 3 Состава проекта освоения лесов, утв. приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69). Соглашения о выполнении данных мероприятий заключаются в соответствии с проектами освоения лесов (п. 4.4.13 Договора аренды лесного участка № 1 от <дата>, п. 4.4.10 Договоров аренды лесных участков № 22 и 25 от <дата>). Согласно заключениям № 467, 468 и 481 комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесных участков, переданных по вышеуказанным договорам аренды лесных участков, подлежат изготовлению и установке 53 квартальных столбов. В соглашении № 3 от <дата> количество квартальных столбов указано неверно, вместо 53 вписано – 85. Обществом на арендованных участках установлено 53 квартальных столба, то есть в количестве, предусмотренными проектами освоения лесов в связи, с чем нарушений требований законодательства в этой части Обществом не допущено;
- обязанность по расчистке квартальных просек и установке квартальных столбов не может быть возложена на арендатора лесного участка, данные мероприятия являются лесоустроительными, а не мероприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов, и их выполнение лежит на лесничествах. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, утв. приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 не предполагает возможность включения в проект освоения лесов выполнение лесопользователем мероприятий по лесоустройству, в том числе прочистку квартальных просек и установку квартальных столбов. Оспариваемым постановлением Обществу вменяется нарушение условий Соглашения № 3 от <дата>, которым установлена обязанность Общества по расчистке квартальных просек, а также установка квартальных столбов. Однако данное Соглашение противоречит нормам ч. 1 ст. 168, ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, Общество не может быть привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ за неисполнение обязанностей, которые не могут быть возложены на арендатора лесного участка;
- вина Общества в совершении административного правонарушения, по их мнению, должностным лицом не установлена. Пунктом 2.7 Соглашения № 3 от <дата>, арендатору (Обществу) предоставлено право привлечь к выполнению своих обязательств по Соглашению третьих лиц (субподрядчиков). Арендатор (комитет лесов РК, а с <дата> Минприроды РК) вправе предъявить субподрядчикам требования, связанные с нарушением договоров, заключенных между ними с Арендаторами. Общество заключило с субподрядчиком - ООО «РегионЛесКомплекс договор ХХХ от <дата> на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству леса. Дополнительным соглашением к этому договору № 1 от <дата> стороны установили объем и сроки выполняемых работ, в том числе расчистку квартальных просек на территории Сторожевского лесничества, протяженность 56 км. Работы по подготовке почв субподрядчик обязался выполнить до <дата>, однако свои обязательства по договору он выполнил не надлежащим образом.
Таким образом, невыполнение, предусмотренных соглашением работ по расчистке квартальных просек протяженностью 47,93 произошло по вине субподрядчика, которому Минприроды РК, как правопреемник Комитета лесов РК, вправе предъявить требования, на основании пункта 2.7 Соглашения;
- помимо неустановления вины Общества в совершении административного правонарушения, должностным лицом не были приняты меры и по надлежащему установлению его объективной стороны.
Согласно пунктам 2.3 и 2.4 Соглашения, места проведения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов должны быть транспортно доступными, информация о месте проведения каждого мероприятия должна быть указана в проектной документации и согласована руководителем Сторожевского лесничества. В оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности не указано, в каких кварталах каких участковых лесничеств не проведена расчистка квартальных просек и не установлены столбы, что не позволяет удостовериться в справедливости утверждений о допущенных Обществом нарушениях, проверить транспортную доступность, а также необходимость проведения соответствующих мероприятий на конкретных участках леса.
При этом место совершения административного правонарушения не установлено, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Общества;
- по факту ненадлежащего выполнения Обществом соглашения № 3 от <дата> ранее, постановлением Комитета лесов РК ХХХ от <дата>, Общество было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ с прекращением производства по делу в связи с его малозначительностью и объявлением Обществу устного замечания. Таким образом, в отношении Общества на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу должно быть прекращено.
Из дополнения к жалобе, направленной в суд представителем АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» ФИО2, следует, что на основании постановления старшего государственного лесного инспектора Республики Коми ФИО1 от <дата> о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, должностным лицом <дата> вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, с которым Общество также не согласно.
Полагают, что оспариваемое представление является незаконным, поскольку оно не основано на постановлении ХХХ от <дата> о привлечении Общества к административной ответственности и ему противоречит. Вопреки требованиям ст. 29.13 КоАП РФ в оспариваемом Представлении не указаны ни причины административного правонарушения, ни условия, которые привели к его совершению. Какие конкретные меры следует предпринять Обществу для устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в Представлении не указано. В представлении утверждается о том, что Общество не установило 85 квартальных столбов и не прочистило просеки протяженность 142 км, что противоречит обстоятельствам, установленным постановлением ХХХ от <дата>. Оспариваемое представление неправомерно вынесено до вступления в законную силу постановления ХХХ от <дата>. Просит признать незаконным Представление старшего государственного лесного инспектора Республики Коми ФИО1 от <дата>, вынесенное на основании постановления ХХХ от <дата> о привлечении Общества к административной ответственности. Приостановить действие оспариваемого представления.
В судебном заседании представитель АО «Монди СЛПК» ФИО2 доводы, указанные в жалобе поддержал в полном объеме.
ГКУ РК «Центр правового обеспечения», действующее в интересах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, представило в суд возражение о несостоятельности доводов жалобы, из которого следует, что требования Общества необоснованны и не подлежат удовлетворения в силу следующего.
В соответствии с договорами аренды № 1 от <дата> и № 22 и 25 от <дата> в аренду Общества переданы лесные участки, расположенные на территории ГУ «Сторожевское лесничество» с целью заготовки древесины.
Согласно оспариваемому постановлению, Общество привлечено к административной ответственности за невыполнение запланированных мероприятий по защите, охране лесов: не проведена в полном объеме расчистка квартальных просек (вместо 142,0 км, выполнено -94,7 км), не проведена в полном объеме установка и замена квартальных столбов (вместо 85 столбов заменено 53), на арендуемых АО «Монди СЛПК» лесных участках, расположенных на территории лесного фонда ГУ «Сторожевское лесничество» в срок, установленный Соглашением к договорам № 1, 22 и 25. В соответствии с пунктами 4.4.1, 4.4.11 Договоров аренды № 22,25, пунктами 4.4.1, 4.4.14 Договора аренды № 1 Арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, договором, осуществлять разрубку (расчистку) квартальных просек, замену квартальных столбов за счет собственных средств.
Согласно Соглашению № 3 от <дата>, заключенному между Комитетом лесов Республики Коми и Обществом, на арендуемых Обществом лесных участках, расположенных на территории ГУ «Сторожевское лесничество», арендатор в срок до <дата> должен осуществить мероприятия по расчистке квартальных просек- 142,3 км, установить квартальные столбы- 85 шт. В соответствии с п. 2.1 Соглашения № 2, арендатор обязался выполнить мероприятия по охране, защите лесов 2015 году в полном объеме и в установленные сроки. Мероприятия считаются выполненными и сданными с даты подписания акта аттестации законченных лесохозяйственных объектов (п.3.3 Соглашения № 3). На основании ходатайства Общества от <дата>ХХХ срок выполнения работ по расчистке квартальных просек и установке квартальных столбов продлен был до <дата>. С целью выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе расчистку квартальных просек в 2015 году между Обществом и ООО «Регионлескомплекс» заключен договор субподряда ХХХ от <дата>, согласно которому субподрядчик обязался выполнить данные работы в установленные административным органом сроки. В соответствии с заявками арендатора ГУ «Сторожевское лесничество» приняло в 2015 году следующие работы: прочистка квартальных просек- 94,07 км, замена с установкой квартальных столбов - 53 шт. Объем принятых работ зафиксирован в актах проверки лесохозяйственных объектов от <дата>, <дата>, <дата>. Данные акты подписаны Обществом и не оспорены. В согласованные сроки, после <дата> от арендатора заявок на приемку выполненных работ по прочистке квартальных просек и установке квартальных столбов не поступало. Вмененное Обществу нарушение выразилось в невыполнении установленных Договорами и Соглашением мероприятий по охране и защите лесов, предусмотренных п.п. 3 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2011 № 281, п. 19, п.п. «а,б» п. 21 Правил заготовки древесины, утв. Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337.
По факту выявленного нарушения (использование лесов с нарушением условий Договоров аренды и Соглашения № 3) государственным лесным инспектором РК ФИО5 был составлен протокол от <дата>ХХХ в присутствии представителя Общества ФИО3 По результатам рассмотрения протокола и других материалов дела, Общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ и назначен административный штраф в размере <...> рублей.
Извещение законного представителя Общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении осуществлено надлежащим способом, имеется почтовое уведомление о вручении от <дата>.
Таким образом, имелись основания к возбуждению дела об административном правонарушении, процедура составления протокола и порядок рассмотрения дела соблюдены, права и законные интересы Общества обеспечены надлежащим образом.
Доводы жалобы о том, что в установленный Соглашением срок вышеуказанные мероприятия не выполнены по вине подрядчика ООО «Регионлескомплекс» в связи, с чем отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ и вина Общества, по их мнению, не соответствуют обстоятельствам дела. Обществом не учеты положения законодательства, в частности о том, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ образуют действия (бездействия) по использованию лесов с нарушением условий Договора аренды, иных документов об условиях использования леса, лесных насаждений. Согласно выписке из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности АО «Монди СЛПК» является лесозаготовка. Таким образом, ответственность за нарушение Правил заготовки несет Общество, как лицо, использующее лесной участок в целях заготовки древесины и являющееся лесопользователем.
Доводы о том, что квартальные столбы установлены в соответствии с проектом освоения лесов, а обязанность по расчистке квартальных просек и установке квартальных столбов не может быть возложена на арендатора, по их мнению, также несостоятельны. В силу статьи 19 Лесного кодекса, п. 19,21 Правил заготовки древесин и Соглашения № 3 и договора аренды лесного участка, Общество обязано выполнять работы по расчистке квартальных просек и установке квартальных столбов. Соглашение № 3 и договор аренды подписаны Обществом и административным органом, является действующим, не оспорено, следовательно, указанные в Соглашении условия должны быть исполнены Обществом в полном объеме. Общество не привело доказательств того, что оно приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм и выполнения соответствующих условий Договора аренды и Соглашения № 3 в установленный срок. Просят оспариваемое постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
ГУ РК «Сторожевское лесничество» своего представителя в суд не направило, надлежащим образом извещено о рассмотрении дела, из возражения и.о. главного лесничего- руководителя ГУ «Сторожевского лесничество» ФИО4 на жалобу, следует, что доводы, изложенные в жалобе необоснованны в силу следующего.
Обществом установлены квартальные столбы в количестве, предусмотренном проектом освоения лесов, и в жалобе не упоминается о невыполнении мероприятий по соглашению от 2014 года. В силу ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Таким образом, в настоящее время Обществом не осуществлены мероприятия, предусмотренные соглашением 2015 года, заключенным в соответствии с договорами аренды № 1, 22 и 25 по невыполнению прочистки квартальных просек- 47,93 км, замене и установке квартальных столбов- 32 шт.
Проектами освоения лесов по договору аренды:
- № 22 от <дата> в главе «прочие мероприятия предусмотренные договором аренды» усматривается расчистка просек объемом 87 км ежегодно или 348 км за период действия проекта. Установка (замена) квартальных столбов в объеме 120 шт или 30 шт. ежегодно. Заключение № 481 комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесного участка, переданного в аренду АО «Монди СЛПК» для заготовки древесины на территории ГУ «Сторожевское лесничество»;
- № 25 от <дата> в главе «прочие мероприятия предусмотренные договором аренды» усматривается расчистка просек объемом 35 км ежегодно или 140 км за период действия проекта. Установка (замена) квартальных столбов в объеме 53 шт или 13 шт ежегодно. Заключение № 467 комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесного участка, переданного в аренду АО «Монди СЛПК» для заготовки древесины на территории ГУ «Сторожевское лесничество»;
- № 1 от <дата> в главе «прочие мероприятия предусмотренные договором аренды» усматривается расчистка просек объемом 20 км. ежегодно или 80 км. за период действия проекта. Установка (замена) квартальных столбов в объеме 40 шт. или 10 шт. ежегодно. Заключение № 467 комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесного участка, переданного в аренду АО «Монди СЛПК» для заготовки древесины на территории ГУ «Сторожевское лесничество.
Между Минприроды Республики Коми и АО «Монди СЛПК» заключены договоры аренды лесных участков от <дата> № 1, от <дата> № 22, от <дата> № 25.
По смыслу норм ч. 3 ст. 51, части 2 ст. 55, ч. 4 ст. 61 Лесного кодекса РФ, приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» объем соответствующих мероприятий на текущий и последующие годы определяется в соответствии с проектом освоения лесов.
На основании п. 4.4.11 договоров аренды № 22 и 25, пункта 4.4.14 договора аренды № 1 арендатор обязан осуществлять разрубку (расчистку) квартальных просек, замену квартальных столбов за счет собственных средств.
ГУ «Сторожевское лесничество» письмом от <дата>ХХХ направило в адрес АО «Монди СЛПК» для согласования объемы мероприятий на 2015 год на арендуемых лесных участках, предоставленных согласно договорам аренды № 22 и 25 от <дата> и № 1 от <дата>, расположенных на территории Сторожевского лесничества. В указанном письме указано, что объем мероприятий спланирован на основе запланированных показателей проекта освоения лесов 2014 года, а также невыполненных мероприятий, в том числе установке (замене) квартальных столбов в количестве 32 шт. по соглашению № 4 от <дата>. В ответ на указанное письмо АО «Монди СЛПК», ссылаясь на государственную экспертизу проектов освоения лесов 2014 года, признают ежегодные планы достоверными и актуальными. Просят скорректировать план рубок ухода до установленного проекта освоения. Из чего следует, что арендатор принимает на себя обязательства по выполнению мероприятий, не выполненных в 2014 году, в том числе по расчистке квартальных просек – 92.2 км, установке квартальных столбов- 32 шт.
ГУ «Сторожевское лесничество» <дата> направило в адрес АО «Монди СЛПК» уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на <дата>. К указанному сроки АО «Монди СЛПК» не представило в ГУ «Сторожевское лесничество» документов, подтверждающих участие в выполнении мероприятий по соглашению субподрядчика.
Таким образом, у ГУ «Сторожевское лесничество» не имелось оснований для привлечения к административной ответственности подрядчика ООО «РегионЛесКомплекс» за невыполнение работ по расчистке просек и установке столбов.
В части согласования участков с проводимыми мероприятиями лесничие участковых лесничеств предоставляют набор участков в разрезе квартал, выдел и объем. Проектов на мероприятия по замене квартальных столбов, прочистки квартальных просек на согласование арендатор не предоставляет.
АО «Монди СЛПК» постановлением Комитета лесов Республики Коми ХХХ от <дата> признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, за невыполнение мероприятий второго квартала 2015 года с прекращением производства по малозначительности. По вине АО «Монди СЛПК» не выполнено во втором квартале 2015 года: подготовка почвы – 28,3 га. Постановлением ХХХ от <дата> АО «Монди СЛПК» привлечено к административной ответственности за невыполнение мероприятий 2015 года по расчистке квартальных просек- 47,93 км, замене и установке квартальных столбов- 32 шт.
В данном случае, административные дела возбуждены не по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия), как указывает арендатор, а по разным и разнесенным по разным срокам исполнений мероприятий. Обязательный срок подготовки почвы - лучшие агротехнические сроки – весна, замена столбов и прочистка квартальных просек – до установки устойчивого снежного покрова – до 1 ноября текущего года. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
ГУ РК «Сторожевское лесничество» в дополнительно представленных возражениях считают, что настоящая жалоба не подсудна Корткеросскому районному суду Республики Коми, поскольку данный спор связан с экономической деятельностью.
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ФИО5 в судебном заседании доводы возражений на жалобу поддержал.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, суд обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме, не ограничиваясь доводами заявителя.
Оспариваемым постановлением Общество признано виновным за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, а именно за использование лесов с нарушением условий действующего соглашения № 3 от <дата>, договора аренды № 1 от <дата>, договоров аренды № 22 и 25 от <дата>, выразившиеся в невыполнении мероприятий 2015 года: прочистка квартальных визир – 47,93 км от 142,0 км (33,68%), замена с установкой квартальных столбов – 32 шт. от 85 шт. (37,64%).
<дата> в адрес АО «Монди СЛПК» старшим государственным лесным инспектором Республики Коми ФИО1 вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, с которым представитель Общества также не согласен.
Административным органом действия Общества квалифицированы по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 60 000 рублей.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 4 ст.8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влекущая наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, выражается в нарушении установленных заключенными договорами, иными документами на основании, которого предоставлен лесной участок, условий использования леса.
Из представленных материалов дела об административном правонарушении в отношении АО «Монди СЛПК» следует, что между Комитетом лесов Республики Коми и ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» заключены договора аренды лесных участков от <дата> № 22 и 25 и договор аренды лесного участка № 1 от <дата>.
В соответствии с договором аренды № 22 от <дата>, арендатору передан в аренду лесной участок площадью 89460 га, расположенный на территории ГУ «Сторожевский лесхоз» Сывъюдорское лесничество, участок ХХХ, квартала 116-122, 142-146, 168-170, 184-187; Нившерское лесничество, участок ХХХ, квартала 17,18, 29-36, 45-51, 63, 64, 67, 68, участок ХХХ квартала 102, 103, 120-122, участок ХХХ квартала 89, 90, 108-110, 127 Подъельского лесничества, участок ХХХ квартала 15, 30-33, 45-50, 62-65; Кересского лесничества, участок ХХХ квартала 30, 43, 49, 50, 60-70, 81-87, 100-105, участок 7 квартала 110, 111, 128-130 с целью заготовки древесины.
В соответствии с договором аренды № 25 от <дата>, арендатору передан в аренду лесной участок площадью 40415га, расположенный на территории ГУ «Сторожевский лесхоз» Сторожевское лесничество<...>, 95-137 110, 111, 128-130 с целью заготовки древесины.
Согласно п. 4.4.11 договоров аренды № 22 и 25 от <дата>, Общество обязано осуществлять разрубку (расчистку) квартальных просек, замену квартальных столбов за счет собственных средств.
В соответствии с договором аренды ХХХ от <дата>, арендатору передан в аренду лесной участок, расположенный на территории ГУ «Сторожевское лесничество», участок ХХХ Подъельское участковое лесничество в составе кварталов: 14, 16, 17, 34-36, 51, 52, 61, 66,78, площадью 9916 га; участок ХХХ Кересское участковое лесничество в составе кварталов: 19, 22, 23, 25-29, 31, 35-38, 41, 42, 44-48, 51-59, 71-80, 88-99, 106-108, 112-126, 131, 132, 134-144, площадью 74944 га, с целью заготовки древесины.
Согласно п. 4.4.14 указанного договора аренды, Общество обязано осуществлять разрубку (расчистку) квартальных просек, замену квартальных столбов за счет собственных средств.
АО «Монди СЛПК» по актам приема – передачи лесные участки по договорам аренды № 22 и 25 от <дата> и № 1 от <дата> приняты в аренду.
<дата> во исполнение пункта п. 4.2.3 договоров аренды лесных участков № 22 и 25 от <дата> и № 1 от <дата>, между Комитетом лесов Республики Коми и Обществом заключено соглашение № 3 об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в 2015 году на арендуемых лесных участках, расположенных на территории ГУ «Сторожевское лесничество».
Данным соглашением на Общество возложена обязанность, помимо прочих, в срок до <дата> провести на арендуемых лесных участках мероприятия по расчистке квартальных просек в объеме 142,3 км, установке квартальных столбов в количестве 85 шт.
На основании ходатайства АО «Монди СЛПК» от <дата> продлен срок выполнения работ по расчистке квартальных просек и установке квартальных столбов до <дата>.
Актами от <дата> ГУ «Сторожевское лесничество» приняло от арендатора на территории Нившерского участкового лесничества:
- прочистку квартальных просек – 20,66 км (квартал 102- 11,58 км; квартал 103- 8,22 км, квартал 120- 0,86 км);
- замену с установкой квартальных столбов- 6 шт. (квартал 102 – 4 шт.; квартал 103- 2 шт.).
Актами от <дата> ГУ «Сторожевское лесничество» приняло от арендатора на территории Подъельского участкового лесничества:
- прочистку квартальных визир – 20,82 км (квартал 16 – 12751 метр; квартал 17- 8077 метров);
- замену с установкой квартальных столбов- 4 шт. (квартал 16 - 2 шт., квартал 17- 2 шт.).
Актами от <дата> ГУ «Сторожевское лесничество» приняло от арендатора на территории Сторожевского участкового лесничества:
- прочистку квартальных визир – 59,590 км. (квартал 95, 102, 100, 96, 101, 106, 105, 104, 87, 88, 98);
- замену с установкой квартальных столбов- 43 шт.
В соответствии с соглашением № 3 от <дата>, арендатором в 2015 году выполнена расчистка квартальных просек – 94,07 км вместо - 142,0 км, не выполнено – 47,93 км (33,68%); замена с установкой квартальных столбов – 53 столба вместо 85 столбов, 85 шт., не выполнено работ по установке и замене 32 столбов (37,64%).
До <дата>, соответствующих уведомлений о выполнении и сдачи мероприятий по расчистке квартальных просек в объеме 47,93 км, изготовлению и замене квартальных столбов в количестве 32 шт. на арендуемых участках, расположенных на территории ГУ РК «Сторожевское лесничество» от Общества в адрес Комитета лесов Республики Коми и подведомственные ему структурные подразделения не поступило, соответственно данные работы к установленному в соглашении сроку, с учетом его продления, не выполнены.
Таким образом, вина Общества в совершенном правонарушении объективно подтверждается имеющимися в материалах дела письменными доказательствами, оснований сомневаться в достоверности которых у суда не имеется.
Доводы жалобы о том, что согласно заключениям № 467, 468 и 481 комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесных участков, переданных по договорам аренды, подлежат изготовлению и установке 53 квартальных столбов, вместо 85 столбов, несостоятельны, опровергаются представленными документами.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
На основании ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса РФ.
В силу ч. 2 ст. 72 Лесного кодекса РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
На основании п. 4.4.11 договоров аренды лесных участков № 22 и 25 от <дата>, пункта 4.4.14 договора аренды лесных участков № 1 от <дата> арендатор обязан осуществлять разрубку (расчистку) квартальных просек, замену квартальных столбов за счет собственных средств.
Согласно п. 2.1 соглашения № 3 от <дата>, заключенного между Комитетом лесов Республики Коми и АО «Монди СЛПК», арендатор обязуется выполнить мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в 2015 году в полном объеме и в сроки сдачи установленные настоящим соглашением, согласно таблице № 1.
В соответствии с таблицей № 1 к соглашению, мероприятия по расчистке квартальных просек протяженностью 142,3 км. и установка квартальных столбов, в объеме 85 шт. должны быть выполнены в срок до <дата>. При этом, указанный срок был продлен до <дата> по ходатайству АО «Монди СЛПК».
Вышеуказанное соглашение заключено во исполнение п. 4.2.3 договоров аренды лесных участков № 22 и 25 от <дата> и № 1 от <дата>, согласно которым, арендодатель обязан заключать соглашение с арендатором на выполнение лесохозяйственных противопожарных мероприятий с указанием объемов и места их производства согласно проекта освоения лесов, является действующим и АО «Монди СЛПК» не оспорено.
Кроме этого, в силу п. 5.3 соглашения № 3 от <дата> и п. 8.3 договоров аренды № 22 и 25 от <дата> и № 1 от <дата>, за нарушение условий соглашения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договорам аренды лесных участков стороны несут ответственность согласно действующему законодательству РФ.
Таким образом, анализ указанных правовых норм, позволяет прийти к выводу о том, что арендатором – АО «Монди СЛПК» обязательства по заключенному с арендодателем соглашению в части осуществления разрубки (расчистки) квартальных просек в объеме 142,3 км, замены квартальных столбов в объеме 85 шт. должны исполняться надлежащим образом, в случае нарушения условий соглашения и договоров аренды предусмотрена ответственность, в том числе административная.
Доводы жалобы о том, что обязанность по расчистке квартальных просек и установке квартальных столбов не может быть возложена на арендатора лесного участка, необоснованны.
Основным принципами лесного законодательства, согласно статье 1 Лесного кодекса РФ, являются - устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов, обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов, обеспечение охраны и защиты лесов.
Исходя из положений статей 29, 67, 68 Лесного кодекса РФ, требований Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослехоза от 01.08.2011 № 337 (далее - Правила), устанавливающих требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации, являющихся обязательными для выполнения при заготовке древесины наряду с положениями правил санитарной безопасности в лесах, правил пожарной безопасности в лесах, правил ухода за лесами, правил лесовосстановления (п. 4 Правил), требований Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 (далее - Инструкция), возложенные на Общество как договорами аренды лесных участков № 22 и 25 от <дата>, № 1 от <дата>, так и соглашением № 3 от <дата> мероприятия по расчистке квартальных просек, изготовлению и замене квартальных столбов, относятся к мероприятиям, направленным на обеспечение охраны и защиты лесов, поскольку поддержание в надлежащем виде квартальных просек имеет значение для устойчивого управления лесами, возможности проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, что согласуется с основными принципами лесного законодательства.
В соответствии с разделом II Правил (пункты 18-47), в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок. Отвод и таксация лесосек обеспечиваются, в том числе, гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. При отводе лесосек допускается рубка деревьев на граничных визирах и при закладке пробных площадей, включая постановку столбов на углах лесосек. Отвод лесосек при всех формах рубок осуществляется в пределах лесного квартала. В лесном квартале могут отводиться в рубку одновременно несколько смежных лесотаксационных выделов спелых насаждений. Работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек включают прорубку визиров шириной не более 1 м., за исключением сторон, отграниченных видимыми квартальными просеками, граничными линиями, таксационными визирами, не покрытыми лесной растительностью землями и лесными культурами или обозначение границы лесосеки иным способом без рубки деревьев, постановку столбов на углах лесосек, отграничение неэксплуатационных участков в пределах лесосек, промер линий, измерение углов между ними и углов наклона, а также инструментальную привязку к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам. Углы лесосек закрепляются столбами диаметром не менее 12 см и высотой над землей 1,3 м. На столбах делается надпись с указанием номеров квартала и выдела (выделов), формы рубки лесных насаждений (сплошная рубка, выборочная рубка), года, на который предусмотрена рубка, номеров лесосек и их площади в гектарах.
Таким образом, возложенные на Общество договорами аренды лесных участков № 22 и 25 от <дата>, № 1 от <дата>, так и соглашением № 3 от <дата> обязанности требованиям закона не противоречат.
Обществом выполнены условия договоров аренды лесных участков № 22 и 25 от <дата>, № 1 от <дата> и требования закона в части предоставления Комитету лесов Республики Коми разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, в связи с чем, Общество приобрело право осуществлять лесопользование по видам пользования, в объемах и в сроки, определенные в договорах аренды лесных участков, то есть осуществлять заготовку древесины, отнесенную законом к видам использования лесов (п.1 ч.1 ст.25 Лесного кодекса Российской Федерации).
С учетом того, что лесные участки предоставлены Обществу в аренду на длительный срок, ежегодное возложение на Общество обязанностей по осуществлению на арендуемых лесных участках мероприятий, направленных на обеспечение охраны и защиты лесов, является обоснованным, иное противоречит общему принципу о своевременности выполнения мероприятий по охране и защите окружающей среды.
При этом, согласно договору ХХХ от <дата> на проведение работ на арендуемых АО «Монди СЛПК» лесных участках, заключенному между АО «Монди СЛПК» и подрядчиком ООО «РегионЛесКомплекс» и дополнительному соглашению № 1 от <дата> к указанному договору, расчистка квартальных просек, изготовление и установка квартальных столбов на лесных участках Сторожевского лесничества, относятся к мероприятиям по охране, защите и воспроизводству лесов.
Доводы жалобы о том, что невыполнение по соглашению мероприятий по расчистке квартальных просек и установке квартальных просек произошло по вине субподрядчика, судом во внимание не принимаются и не основаны на законе.
Обществом приняты меры по выполнению возложенных на него договорами аренды и соглашением обязанностей, в связи с чем <дата> заключен соответствующий договор с подрядчиком – ООО «РегионЛесКомплекс» с учетом дополнительного соглашения от <дата>, но должных мер по контролю выполнения этих работ не принято, в связи с чем, вывод административного органа о том, что у Общества имелась возможность для соблюдения условий договоров аренды и соглашения, в части выполнения работ по расчистке квартальных просек и замене квартальных столбов на арендуемых лесных участках, но Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, является обоснованным.
При этом, Общество, которое осуществляет деятельность с использованием труда подрядной организации, не освобождается от ответственности за нарушение установленных правил при отводе и таксации лесосек, поскольку согласно п. п. 19 и 24 Правил заготовки древесины, арендаторы лесного участка непосредственно несут ответственность за соблюдение установленного порядка отвода и таксации лесосек.
В материалах дела имеются акты проверки лесохозяйственных объектов выполненных АО «Монди СЛПК» по соглашению № 3 от <дата> работ, в которых указаны кварталы, на которых произведена расчистка квартальных просек и произведена установка квартальных столбов, при этом вопреки доводам жалобы, в оспариваемом постановлении также указаны участковые лесничества в которых произведены работы, в связи с чем, доводы представителя Общества о том, что в постановлении не указано, в каких кварталах, каких участковых лесничеств проведены работы обоснованными не являются.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении АО «Монди Сыктывкарский ЛПК», должностным лицом – старшим государственным лесным инспектором Республики Коми ФИО1, собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, в соответствии с требованиями ст. 26.2 КоАП РФ.
Также является необоснованным довод жалобы о наличии оснований для прекращения производства по делу в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, поскольку Общество привлекается к административной ответственности по одному и тому же факту совершения противоправных действий, а именно за ненадлежащее выполнение соглашения № 3 от <дата>, за которое постановлением Комитета лесов РК ХХХ от <дата>, Общество было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, с прекращением производства по делу по малозначительности.
В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении является наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Из представленных материалов дела об административном правонарушении в отношении АО «Монди СЛПК» и вынесенному по результатам его рассмотрения постановлению ХХХ от <дата>, следует, что юридическое лицо - АО «Монди СЛПК» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ за невыполнение мероприятий по соглашению № 3 во втором квартале 2015 года по подготовке почвы на площади 28,3 га.
При этом, постановлением ХХХ от <дата>, вынесенным старшим государственным лесным инспектором Республики Коми ФИО1, юридическое лицо- АО «Монди СЛПК» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ за невыполнение мероприятий 2015 года по расчистке квартальных просек - 47,93 км, замене и установке квартальных столбов- 32 шт.
Таким образом, суд приходит к убеждению о том, что оснований для прекращения производства по делу по п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а именно постановления ХХХ от <дата> о прекращении производства по делу об административном правонарушении по малозначительности, не имеется, поскольку по данному административному делу – юридическое лицо АО «Монди СЛПК» признано виновным за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ при иных обстоятельствах, нежели указано в постановлении по делу об административном правонарушении ХХХ от <дата>, при этом выявленных в иной период и за невыполнение мероприятий по подготовке почвы под лесные культуры. Срок выполнения по которому был установлен до <дата>.
По доводам жалобы в части признания представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от <дата> незаконным, суд указывает следующее.
В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Согласно представлению от <дата>, вынесенному старшим государственным лесном инспектором Республики Коми ФИО1 по результатам рассмотрения дела в отношении юридического лица – АО «Монди СЛПК» за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ, вследствие игнорирования требований лесного законодательства, допущении использования лесов с использованием с нарушением условий договоров № 1 от <дата>, № 22 и 25 от <дата> аренды лесных участков, расположенных на территории ГУ «Сторожевское лесничество», юридическому лицу – АО «Монди СЛПК» предложено принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, отраженного в деле об административном правонарушении и постановлении ХХХ от <дата>.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях, важным направлением деятельности по предупреждению совершения административных правонарушений.
Часть 1 статьи 29.13 КоАП РФ предусматривает право должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении конкретных причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению вносить представления различным субъектам: как юридическому лицу, так и должностным лицам. Основанием для вынесения представления является факт совершения административного правонарушения, подтверждаемый постановлением о назначении административного наказания.
Принимая во внимание, что оспариваемое постановление судом признано законным и обоснованным, оснований для признания представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от <дата>, вынесенного старшим государственным лесном инспектором Республики Коми ФИО1 по результатам рассмотрения дела в отношении юридического лица – АО «Монди СЛПК», незаконным не имеется.
При этом, выдача предписания об устранении выявленных нарушений не исключает административную ответственность виновного лица, так как в силу части 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Доводы о том, что представление неправомерно вынесено до вступления в законную силу постановления ХХХ от <дата> не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на законе. В силу положений ст. 29.13 КоАП РФ, представление выносится по результатам рассмотрения дела, а не после вступления постановления в законную силу как полагает заявитель.
Также суд считает не основанными на действующем законодательстве РФ доводы возражения на жалобу, поданные и.о. главного лесничего-руководителя ГУ «Сторожевское лесничество» ФИО4 о подведомственности данного спора Арбитражному суду, поскольку имущественные отношения участников гражданского оборота, возникающие в ходе осуществления экономической деятельности, связаны с экологическими правоотношениями и предметом заявленных требований по делам данной категории не являются. Таким образом, указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц.
На основании вышеизложенного, суд приходит к убеждению, что административным органом дана правильная квалификация действиям АО «Монди Сыктывкарский ЛПК», а указанные в жалобах доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку не подтверждаются какими-либо доказательствами.
Суд считает, что обжалуемое постановление вынесено законно и обоснованно, наказание назначено на основании ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица. Оно является обоснованным и соразмерным целям административного наказания. Обстоятельств, исключающих производство по данному делу, не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление старшего государственного лесного инспектора Республики Коми ФИО1 от <дата> о привлечении АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере <...> рублей, а также представление старшего государственного лесного инспектора Республики Коми ФИО1 от <дата>, вынесенное по результатам рассмотрения дела в отношении юридического лица – АО «Монди СЛПК» за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» без удовлетворения.
Административный материал в отношении АО «Сыктывкарский ЛПК» возвратить по принадлежности.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней через Корткеросский районный суд со дня вручается или получения его копии.
Судья Мокрецов В.А.