РЕШЕНИЕ
г. Иркутск 20 февраля 2017 года
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,
с участием ФИО1, его защитника Попова В.Г., потерпевшей <данные изъяты> советника Службы по тарифам Иркутской области <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы №12-26/2017 по жалобе ФИО1 на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Службы по тарифам Иркутской области <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор <данные изъяты> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000,00 рублей.
Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. <данные изъяты>
В судебном заседании заявитель ФИО1 и его защитник доводы жалобы поддержал в полном объеме.
<данные изъяты> просил жалобу оставить без удовлетворения, указывая на то, что фактически <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ осуществила одну поездку в одном подвижном составе железнодорожного транспорта, не выходя из него, проследовала от станции <данные изъяты> до станции <данные изъяты> на расстояние 18 км, поэтому стоимость поездки должна была составлять по тарифу 2 зоны 31 рубль, а не 59 рублей. Дополнительно указал, что ОАО «<данные изъяты> фактически вынудило <данные изъяты> оплатить 59 рублей на поездку, так как иных способов передвижения от указанных станций на тот момент не имелось.
Потерпевшая <данные изъяты>. также просила оставить постановление без изменений, указав, что находит неправильным и несправедливым стоимость проезда в 59 рублей за следование на расстояние в 18 км.
Проанализировав доводы жалобы, проверив с учетом требований части третьей статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Службу по тарифам Иркутской области (далее – Служба) поступило обращение <данные изъяты> по вопросу обоснованности установленного размера стоимости проезда в пригородном железнодорожном транспорте.
Как усматривается из содержания указанного обращения и приложенных к нему документов, в том числе проездных билетов за №, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> проехала от железнодорожной станции (далее – станции) <данные изъяты> до станции <данные изъяты> расстояние 18 км, оплатив при этом проезд в размере 59,00 рублей.
По результатам рассмотрения обращения <данные изъяты> Службой по тарифам Иркутской области были выявлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом Службы в отношении генерального директора <данные изъяты>» ФИО1 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Службы по тарифам Иркутской области <данные изъяты> вынесено постановление, которым генеральный директор <данные изъяты> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Должностное лицо, признавая ФИО1 виновным в совершении правонарушения, пришло в выводу, что <данные изъяты>. осуществила одну поездку на расстояние 18 километров, соответственно, при определении стоимости проезда необходимо было руководствоваться положениями Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 14 декабря 2015 г. N 470-спр "Об установлении тарифов в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Иркутской области", согласно которому Тариф на 1 поездку, оплачиваемый пассажиром, на расстояние не более 20 км составляет 31 рубль (тарифная зона 2). Соответственно, взимание платы за такой проезд в размере 59 рублей является необоснованным, нарушающим установленный порядок ценообразования.
С указанными выводами должностного лица согласиться нельзя ввиду следующего.
Из постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> воспользовалась услугами пригородного сообщения железнодорожного транспорта, проехав от станции <данные изъяты> до станции <данные изъяты> 18 км и, оплатив за проезд 59 рублей, в то время как установленный тариф за такую поездку составляет 31 рубль. Необоснованное взимание платы за проезд в 59 рублей за 18 км квалифицированы по части 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях как нарушение установленного порядка ценоообразования.
Кулиев Т.Ф.–оглы, привлечен к ответственности за указанное правонарушение как должностное лицо, поскольку является генеральным директором <данные изъяты>
Из устава общества следует, что основной целью его деятельности является обеспечение безубыточности (прибыльности) пригородных пассажирских перевозок и ликвидация перекрестного финансирования затрат на пригородные и межмуниципальные пассажирские перевозки на территории Иркутской области за счет доходов от перевозки грузов. Общество, среди прочего, осуществляет такие виды деятельности, как: оказание услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении, разработку и изменение расписания движения пригородных поездов, назначение (отмену) пригородных поездов в соответствии с графиком движения, тарифную политику, определение экономически обоснованного уровня тарифа, согласование с органами государственной власти Иркутской области индексации уровня тарифа, реализацию проездных документов в пригородном и межмуниципальном сообщении.
Согласно действующему законодательству, стоимость проезда железнодорожным транспортом в РФ определяется в зависимости от категории поездов и длительности поездки. В соответствии с положениями статьи 81 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на следующие категории:
- скоростные, скорые и пассажирские в зависимости от скорости их движения;
- дальние и пригородные в зависимости от расстояния следования и условий проезда.
Критерии определения категорий поездов для перевозки пассажиров установлены Приказом Минтранса РФ от 18 июля 2007 г. N 99, согласно которому поезда, следующие на расстояние не более 200 км, состоящие из вагонов с местами для сидения, относятся к категории пригородных поездов (п/п «б» п.1 Приказа).
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (ред. от 04.09.2015, действующей на дату совершения вмененного правонарушения) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлен Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.
В указанный перечень входят услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении при условии возмещения потерь в доходах, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов РФ.
Как указано выше, на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на дату поездки <данные изъяты>., в Иркутской области действовали тарифы, установленные Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 14 декабря 2015 г. N 470-спр.
Согласно Приложению №1 к названному Приказу, экономически обоснованный тариф на 1 поездку на расстояние 0-10 км (1 тарифная зона), составляет 91 рубль, из которых Тариф на 1 поездку, оплачиваемый пассажиром, составляет 28 рублей, во второй тарифной зоне – при поездке на расстояние 11-20 км, экономически обоснованный тариф составлял 101 рубль, при этом тариф, оплачиваемый пассажиром за одну такую поездку, составлял 31 рубль. То есть, пассажир, проезжая расстояние не более 10 км, должен оплатить за проезд 28 рублей, а проезжая расстояние от 11 км и не более 20 км – 31 рубль.
Таким образом, из вышеуказанных нормативно-правовых актов следует, и не оспаривается сторонами, что стоимость одной поездки железнодорожным транспортом пригородного сообщения в Иркутской области на расстояние от 11 до 20 км, оплачиваемая пассажиром, должна составлять 31 рубль.
Вместе с тем, ФИО1 при производства по делу указывал на то, что <данные изъяты> осуществляла поездку двумя поездами пригородного сообщения, соответственно, стоимость проезда складывалась из стоимости двух поездок, каждая из которых тарифицировалась в соответствии с Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 14 декабря 2015 г. N 470-спр.
Проверяя указанные доводы, судья установил следующее.
В силу положений статьей 71-73 Конституции РФ, пункта 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
На территории Иркутской области указанные полномочия с соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 25.11.2014 N 590-пп (ред. от 09.03.2016) "О министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области" (вместе с "Положением о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области") возложены на указанное министерство, к функциям которого относится заключение договоров на организацию пригородного железнодорожного сообщения на территории Иркутской области, оптимизация размеров движения пригородных поездов.
В целях реализации указанный функций названным Министерством (заказчиком) и <данные изъяты> (исполнителем) ДД.ММ.ГГГГ заключен Договор № на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Иркутской области.
В соответствии с настоящим договором Министерство поручило обществу обеспечение транспортного обслуживания пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении поездами по маршрутам, определенным в заявках Министерства, и по тарифам, установленным Службой по тарифам Иркутской области.
В силу указанного Договора Министерство вправе вносить предложения изменения маршрутов, расписания и графиков движения поездов, а общество, в свою очередь, обязано изменять количество пригородных маршрутов, размеры движения (количество поездов на маршрутах) пригородных поездов на основании заявки Министерства. Приложением к Договору является Заявка заказчика (Министерства) на размеры движения пригородных поездов на территории Иркутской области.
Из материалов дела, в том числе, Заявки Министерства, телеграммы ОАО «РЖД», ответа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Ио, следует, что на территории Иркутской области, с остановками на станциях <данные изъяты> и <данные изъяты> действует несколько маршрутов пригородных поездов, в том числе, два поезда смежных маршрутов, а именно: поезд № сообщением <данные изъяты>, и поезд № сообщением <данные изъяты>
Расписание и организация движения указанных поездов установлены в соответствии с государственным заказом, выраженном в Заявке Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
Таким образом, из материалов дела в их взаимосвязи с действующим законодательством следует, что конкретные маршруты пригородных поездов с начальными, конечными и промежуточными железнодорожными станциями назначения, устанавливаются исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – Иркутской области, в соответствии с определяемой им политикой организации транспортного обслуживания населения.
При этом <данные изъяты> в силу договора № и уставной деятельности отвечает за организацию работы по обозначенным заказчиком маршрутам, в том числе, за расписание, продажу проездных документов, непосредственную перевозку пассажиров.
То есть, наличие двух поездов №, следующих смежными маршрутами через станции <данные изъяты> и <данные изъяты> определено Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, а обслуживание указанных поездов, в том числе, продажа проездных документов, является обязанностью <данные изъяты> возложенной на него в силу договора №.
Как следует из материалов дела, в том числе, копий проездных документов, приобретенных <данные изъяты> последняя проехала на поезде № от станции <данные изъяты> до станции <данные изъяты> поскольку расстояние между указанными станциями составляет менее 10 км, стоимость билета за указанную поездку составила 28 рублей. Далее, со станции <данные изъяты>» <данные изъяты> проследовала до станции <данные изъяты> на поезде №, оплатив 31 рубль, так как расстояние между указанными станциями составляет более 10 км и менее 20 км.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что в действиях ФИО1 отсутствует состав вмененного ему правонарушения, нарушения установленного порядка ценообразования при взимании платы за проезд с <данные изъяты> не допущено, поскольку ею осуществлено две поездки по двум разным маршрутам разными поездами, а общая стоимость проезда явилась суммой стоимости двух поездок, тарифицированных в соответствии с действующим законодательством.
Доводы должностного лица, изложенные в постановлении, и пояснения представителя Службы в судебном заседании о том, что фактически имела место одна поездка в одном поезде, так как <данные изъяты> на станции <данные изъяты> из подвижного состава не выходила, пересадку не осуществляла, не влияют на выводы судьи ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, поезда № и № являются смежными, то есть, для двух маршрутов используется один подвижной состав с его обслуживанием и заменой маршрута на станции «Иркутск-Сортировочный» без выхода из поезда пассажиров, приобретающих билеты на оба поезда.
Судья не может согласиться с доводами представителя Службы о том, что пассажирам, следующим этими поездами без пересадки на станции <данные изъяты> должен продаваться один проездной документ, стоимость которого должна тарифицироваться в зависимости от расстояния, которое пассажир фактически проехал, так как пассажир <данные изъяты> воспользовалась услугами перевозки по двум утвержденным маршрутам, двумя разными поездами.
Так, правила продажи проездных документов определены Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а также Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.07.2014 N 33244)
Пунктами 6, 11, 23, 24 Правил установлено, что заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами). Проездные документы (билеты) на проезд в поездах пригородного сообщения оформляются на проезд пассажира в беспересадочном сообщении по маршруту следования поезда. Для проезда в поезде пригородного сообщения пассажиру оформляется проездной документ (билет) для разовой поездки в одном направлении или в направлении туда и обратно либо абонементный билет (для многократных поездок), в котором обязательно указывается наименование перевозчика, дата поездки, маршрут следования пассажира, категория поезда, стоимость проезда, при необходимости отметка о наличии обратного выезда.
Из указанных пунктов Правил в их взаимосвязи следует, что проездной документ оформляется разово на одну поездку в одном поезде, то есть, проездной документ оформляется с учетом маршрута следования конкретного поезда.
Таким образом, продажа <данные изъяты> двух проездных билетов обоснованно обусловлена не фактически проследованным расстоянием, а наличием двух разных поездов разных маршрутов следования.
При этом взимание платы <данные изъяты> по единому проездному документу на два поезда, маршруты которых установлены органом исполнительной власти субъекта РФ, не соответствовало бы как Правилам перевозки, так и договору на организацию транспортного обслуживания.
Кроме того, о соблюдении установленных правил ценообразования свидетельствует наличие поездов пригородного сообщения, следующих одним маршрутом через станции <данные изъяты> и <данные изъяты> стоимость проезда в которых определяется в зависимости от расстояния в соответствии с установленными тарифами.
Доводы представителя Службы о том, что <данные изъяты>. была вынуждена приобрести два билета ввиду отсутствия альтернативы передвижения в обозначенном направлении, не относятся к предмету рассмотрения настоящей жалобы, так как ФИО1 не вменялось нарушение антимонопольного законодательства.
Таким образом, судья приходит к выводу, что в действиях ФИО1 отсутствует состав правонарушения, а поэтому постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное <данные изъяты> - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить ввиду отсутствия состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья С.В. Почепова