ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-53/2017 от 22.02.2017 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 12-53/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

22 февраля 2017 г. г. Биробиджан

Судья Биробиджанского районного суда ЕАО Безотеческих В.Г.,

с участием:

представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Биробиджанской таможни Гурской А.Ю., Мариненко В.П.,

заместителя начальника Управления – начальника территориального отдела госавтодорнадзора по ЕАО ФИО1,

государственного инспектора территориального отдела госавтодорнадзора по ЕАО ФИО2,

рассмотрев дело по жалобе представителя Биробиджанской таможни А.Ю. Гурской на постановление 27 № 002190 по делу об административном правонарушении от 30.12.2016, -

У С Т А Н О В И Л:

Представитель Биробиджанской таможни А.Ю. Гурская обратилась в суд с жалобой на постановление 27 № 002190 заместителя начальника управления – начальника Территориального отдела госавтодорнадзора по ЕАО Дальневосточного межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 по делу об административном правонарушении от 30.12.2016., которым юридическое лицо – Биробиджанская таможня привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе указывает, что деятельность таможенного органа не связана с оказанием услуг автомобильным транспортом по перевозке грузов и пассажиров, в связи с чем, предписание, содержащее требование по аттестации сотрудника, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения выдано незаконно. Статья 20 Закона № 196-ФЗ разграничивает обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Приказ Министерства транспорта РФ и Министерства труда РФ от 11.03.1994 № 13/11, приказ Минтранса России от 15.01.2014 № 7, Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 разработаны для предприятий, осуществляющих перевозки. Учитывая, что вид деятельности таможенного органа не связан с оказанием услуг автомобильным транспортом по перевозке грузов и пассажиров, обязанности, изложенные в Приказе Минтранса России № 287, не могут быть на него возложены. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (ст. 784-785 ГК РФ). Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ являются лица, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Перевозкой является коммерческая деятельность, осуществляемая на основании договоров перевозки, по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения. Из чего следует, что обязанность по аттестации исполнительных руководителей и специалистов возлагается на организации и (или) их подразделения, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов, для которых такой вид деятельности является основным.

Как следует из данных ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Биробиджанской таможни является государственное управление общего характера. Таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах компетенции.(п. 1 Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России от 04.09.2014 № 1700), а согласно п. 6 Положения таможня уполномочена осуществлять полномочия в сфере таможенного регулирования и таможенного контроля. Кроме того, в перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации, включены руководители или заместителя руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности. Таможенный орган к предприятиям транспорта не относится. Указывает, что факт наличия на балансе таможни транспортных средств и их эксплуатация для собственных нужд не является основанием для возложения на нее обязанностей по соблюдению требований законодательства РФ, установленных дл профессиональных перевозчиков грузов, пассажиров и багажа. Требования к обеспечению безопасности дорожного движения установлены специальным законом, который разграничивает правовой статус и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (п. 1 ст. 20 данного закона), к числу которых относится таможенный орган, от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (п. 4 ст. 20 закона). Из чего следует, что обязанность по обеспечению наличия в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность регламентирована только для лиц, осуществляющих перевозки.

Просит признать обжалуемое постановление незаконным, отменить его.

В судебном заседании представители Биробиджанской таможни Гурская А.Ю.и Мариненко В.П. жалобу поддержали, просили суд учесть доводы, изложенные в жалобе, постановление должностного лица отменить.

ФИО1 и ФИО2 не согласны с доводами жалобы, просили оставить её без удовлетворения.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного решения. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из постановления 27 № 002190 по делу об административном правонарушении от 30.12.2016 следует, что 20.12.2016 16.00 часов по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Комсомольская, 3-а при проведении плановой/выездной проверки Биробиджанской таможни в период с 06.12.2016 по 20.12.2016 на предмет соблюдения обязательных требований транспортного законодательства РФ, на основании распоряжения № 07-194Е от 16.11.2016 было установлено, что субъектом транспортной деятельности не обеспечено соответствие работников квалификационным требованиям, а именно: специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения и контролер технического состояния автотранспортных средств ФИО3 (приказ о назначении от 13.12.2016) не проходил аттестацию на соответствие занимаемой должности, кроме того, у него отсутствует диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» или диплом о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением соответствующей квалификации. Чем юридическим лицом – Биробиджанской таможней нарушены ст. 20 Федерального закона РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения»; Приказ Минтранса и Минтруда РФ № 13/11 от 11.03.1994 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта»; п. 14.3, п. 16.3 Приказа Минтранса РФ № 287 от 28.09.2015 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом; п. 8 Приказа Минтранса РФ № 7 от 15.01.2014 «Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».

В статье 20 Федерального закона РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» указаны основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

На основании указанной статьи Федерального закона приказом от 13.12.2016 ФИО3 назначен на должность лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

Частью 1 статьи 12.31.1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Согласно комментариев к указанной статье, субъектом рассматриваемых деяний выступают перевозчики - индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Приказом Министерства транспорта и Министерства труда РФ № 13/11 от 11.03.1994, утверждено Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов относительно предприятий транспорта.

Пунктом 2 Приказа установлено, что в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.

Вместе с тем, положение настоящего пункта не распространяется на исполнительных руководителей и специалистов организаций и (или) их подразделений, осуществляющих исключительно технологические перевозки без выхода на пути сообщения общего пользования.

Согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 20.02.2017 видом деятельности Биробиджанской таможни является Управление финансовой деятельностью и деятельностью в сфере налогообложения, зарегистрирован Правительством РФ.

Таким образом, деятельность таможенного органа не связана с оказанием услуг автомобильным транспортом по перевозке грузов и пассажиров. Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов относительно предприятий транспорта в данном случае не применимо.

Приказом Минтранса РФ № 287 от 28.09.2015 утверждены Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Приказом Минтранса РФ № 7 от 15.01.2014. также утверждены «Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Указанные нормы, на нарушение которых также ссылается в своем постановлении должностное лицо, в данном случае также не применимы.

Учитывая, что видом деятельности Биробиджанской таможни перевозки не являются, это исключает отнесение ее к субъектам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление 27 № 002190 заместителя начальника управления – начальника Территориального отдела госавтодорнадзора по ЕАО Дальневосточного межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 по делу об административном правонарушении от 30.12.2016 в отношении юридического лица - Биробиджанской таможни подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу представителя Биробиджанской таможни А.Ю. Гурской - удовлетворить.

Постановление 27 № 002190 по делу об административном правонарушении от 30.12.2016 о признании юридического лица – Биробиджанской таможни виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья В.Г. Безотеческих