Дело №
ФИО1
17 апреля 2018 года <адрес>
Судья Лазаревского районного суда <адрес>ФИО1 края Д.В. Радченко, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица главного бухгалтера ЗАО «Санаторий «Морская звезда»- ФИО3 на постановление №-П-2 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное страшим государственным инспектором ФИО2 по ФИО1 краю и Республики Адыгея о привлечении должностного лица ЗАО «Санаторий «Морская Звезда» -ФИО3 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора ФИО2 по ФИО1 краю и <адрес>ФИО5 должностное лицо –главный бухгалтер ЗАО «Санаторий «Морская Звезда» ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе заявитель просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-П-2, а производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обосновании требований указано, что выявленные правонарушения с учетом характера и степени общественной опасности не повлекли причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и Российской Федерации, кроме того заявитель указывает на то, что АЗО «Санаторий «Морская Звезда», являясь субъектом малого предпринимательства, не должно разрабатывать проекты нормативов образования и отходов и лимитов их размещения и сдавать отчет по форме №-ТП) отходы).
ФИО1 Лазаревского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление старшего государственного инспектора ФИО2 по ФИО1 краю и <адрес>№-П-2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица –главного бухгалтера ЗАО «Санаторий «Морская Звезда» ФИО3 к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 2 000 рублей –изменить. С учетом ст. 4.1.1 КоАП РФ заменить должностному лицу- главному бухгалтеру ЗАО «Санаторий «Морская Звезда» ФИО3 наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, на предупреждение.
ФИО1 краевого суда ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 Лазаревского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении должностного лица –главного бухгалтера ЗАО «Санаторий «Морская Звезда» ФИО3 направлено на новое рассмотрение.
В судебное заседание ФИО3 не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, его неявка не является препятствием к рассмотрению дела. Поступили письменные дополнения к жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности от ФИО3, в которых заявитель указывает, что круг полномочий ФИО3 четко оговорен как в трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ, так в и должностной инструкции. Юридическое лицо ЗАО «Санаторий «Морская Звезда» привлечено к ответственности за данные правонарушения и выплатило положенные штрафы, таким образом заявитель считает, что постановление по делу об административном правонарушении и ФИО1 по жалобе на него являются незаконными и подлежат отмене, с прекращением производства по делу по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 30. 7 КоАП РФ.
ФИО2 по ФИО1 краю и <адрес> в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, его неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Учитывая положения ст.25.1 КоАП РФ, ФИО1 определил рассмотреть поданную жалобу в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав доводы жалобы и дополнений к жалобе, материалы дела об административном правонарушении, суд считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо совершившее противоправные действия (бездействия), за которые настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых ФИО1, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Ст. 8.1 КоАП РФ Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из оспариваемого постановления, в ходе эксплуатации предприятия «Санаторий «Морская Звезда», в соответствии с декларацией о плате на негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г., договором от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оказании услуг по сбору и транспортированию для последующей утилизации(размещения) твердых коммунальных отходов 4-5 класса опасности с АО «Спецавтохозяйство по уборке города» и договором от ДД.ММ.ГГГГ № ДОЛ-0331 «Об оказании услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) с ООО «Экогор»; образуются такие виды отходов как : мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) -4 класс опасности. В целях реализации ст. 15 № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. В нарушение указанного выше требования на проверяемом предприятии ЗАО «Санаторий «Морская Звезда» лица, допущенные к обращению с отходами I-IV класса опасности, не имеют профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения постановления о назначении административного наказания в отношении должностного лица –главного бухгалтера ЗАО «Санаторий «Морская Звезда» ФИО3 предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования.
В соответствии с п. 1 ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие ФИО1 при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно п. 2 данной статьи Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие ФИО1 при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Необходимость данной подготовки связана, в частности, с возложенной на данных субъектов обязанностью по осуществлению производственного экологического контроля.
Исходя из смысла ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требование о наличии у руководителя организации и специалистов, ответственных за принятие ФИО1 при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, является безальтернативным условием и распространяется как на руководителей организации так и на ее соответствующих специалистов, не подменяя указанных лиц друг другом.
В соответствии с положениями ст. 71 -73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации», Основ государственной политики в области обеспечения химической, биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № Пр-2194, иных федеральных законов и нормативно-правовых документов в сфере обеспечения экологической безопасности Министерством образования и науки Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем ФИО2», «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля», обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами».
Во исполнение, в том числе, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с указанными выше документами при организации подготовки и аттестации в области обеспечения экологической безопасности принятия иных нормативных правовых актов необходимо руководствоваться Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ и Распоряжением Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№-рп.
Согласно указанному выше Положению об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» подготовка руководящих работников и специалистов, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляется в соответствии с требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами". При этом первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца при назначении на должность.
В данном случае как было установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении, в результате деятельности ЗАО «Санаторий «Морская Звезда» образуются отходы 4 класса опасности - мусор офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), в связи с чем, руководитель Общества, а также его специалисты, ответственные за принятие ФИО1, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду обязаны пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с приведенными выше условиями и положениями.
При этом под руководителем организации понимают лицо, которое без доверенности действует от имени организации, представляет ее интересы, распоряжается имуществом, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в кредитных организациях расчетный и другие счета, является распорядителем кредитов, утверждает штаты, издает локальные акты ФИО2 (приказы, указания и др.), обязательные для всех работников.
При таких обстоятельства должностное лицо ФИО2 пришло к верному выводу о наличии в действиях главного бухгалтера ЗАО «Санаторий «Морская Звезда» ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, поскольку лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, не имеют профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами «сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Доказательства обратного в материалы дела заявителем не представлены.
Также в ФИО1 кривого суда ФИО6 ль ДД.ММ.ГГГГ указано, что факт наличия события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ установлен имеющимися в материалах дела доказательствами, оцененными должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ
Таким образом, в судебном заседании указанное правонарушение, совершенное главным бухгалтером ЗАО «Санаторий «Морская Звезда» ФИО3, нашло свое подтверждение на основании материалов дела.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица – главного бухгалтера ЗАО «Санаторий «Морская Звезда» ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8. 1 КоАП РФ. Нарушений административного законодательства при производстве по делу, составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Административное наказание назначено в соответствии с санкцией вменяемой статьи.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемой окружающей среде и природопользования выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении должностного лица к требованиям публично-правовых норм и интересам государства.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что совершённое должностным лицом административное правонарушение, квалифицируемое по ст. 8. 1 КоАП РФ, не может быть квалифицировано как малозначительное, поскольку нельзя признать малозначительным негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом изложенного в совокупности, доводы заявителя ФИО3 не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления, а поданная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь, ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление №-П-2 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное страшим государственным инспектором ФИО2 по ФИО1 краю и Республики Адыгея о привлечении должностного лица ЗАО «Санаторий «Морская Звезда» -ФИО3 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО3- без удовлетворения.
Судья Лазаревского
районного суда <адрес> ФИО4