ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-53/2018 от 20.03.2018 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Усть-Илимск

Иркутская область

Ул. Декабристов-3 20 марта 2018 года

Судья Усть-Илимского городского суда Иркутской области Фролова Татьяна Николаевна,

рассмотрев жалобу защитника Шуткиной Т.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 102 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области Останиной И.А. от 22.01.2018 года о привлечении должностного лица – генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний Партнер» Шуткина Т.А., проживающей по ****, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 102 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области от 22.01.2018 года должностное лицо – руководитель Общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний Партнер» Шуткина Т.А. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 рублей.

Шуткина Т.А. обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление с требованием его отменить указав, что в силу абз.3 п. 3 ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя). Решением участника ООО «Группа компаний Партнер» 31.01.2017 года принято решение о смене адреса Общества, тогда как само Общество было создано 25.06.2010г., следовательно, обязанности по предоставлению сведений у Общества возникло еще в 2011 году. Также в жалобе указано, что уведомление о составлении протокола об административном правонарушении как и сам протокол, в её адрес по месту жительства не направлялся, что повлекло нарушение её права на защиту. Материалы дела также не содержат сведений о направлении ей извещения.

На рассмотрение жалобы Шуткина Т.А. не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежаще. Согласно заявлению, поступившему в суд 20.03.2018 года, ходатайствовала о рассмотрении жалобы в её отсутствие, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие Шуткиной Т.А.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность вынесенного по делу постановления, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствие со ст.24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствие с законом.

В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

В соответствие с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Вышеуказанные требования закона при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Шуткиной Т.А. должностным лицом, составившим протокол, не выполнены. В материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении Шуткиной Т.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, тогда как протокол составлен без её участия. В материалах дела имеется приглашение, направленное на имя Шуткиной Т.А. о необходимости явки в налоговый орган 15.12.2017 года для подписания протокола об административном правонарушении (лд.5), вместе с тем, сведений о получении адресатом указанного приглашения, материалы дела не содержат. Сведения идентификатора почтовых отправлений Почты России также не содержат информации о вручении корреспонденции адресату (лд.6).

В данном случае, при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Шуткиной Т.А. в её отсутствие, при ненадлежащем извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, было нарушено её право на защиту, право давать объяснения.

Кроме того, копия протокола об административном правонарушении Шуткиной Т.А. не направлялась, сведений об этом в материалах дела также не имеется.

При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Шуткиной Т.А. является порочным, полученным с нарушением закона. Недостатки протокола, указанные выше, суд признает существенными и, поскольку они не могли быть восполнены при рассмотрении дела по существу, протокол об административном правонарушении надлежало в соответствие с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ возвратить при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностному лицу, составившему протокол.

Кроме того, согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствие со ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны помимо иного, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; решение должно быть мотивировано.

Указанные требования закона мировым судьей рассмотревшим дело об административном правонарушении, не соблюдены.

Так, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Как следует из протокола об административном правонарушении, должностным лицом – руководителем ООО «Группа компаний Партнер» Шуткиной Т.А., в нарушение п. 3 ст. 80 Налогового Кодекса РФ, в Межрайонную ИФНС России № 9 по Иркутской области не представлены сведения о среднесписочной численности работников как вновь созданной организацией, поставленной на учет 31.01.2017 года, сроком предоставления 20.02.2017 года. Местом совершения административного правонарушения указан адрес: ****.

Мировым судьей при рассмотрении дела установлено, что Шуткина Т.А., являясь должностным лицом – директором ООО «Группа компаний Партнер» не представила сведения о среднесписочной численности работников как вновь созданная организация, которая поставлена на учет 31.01.2017г., по сроку предоставления 20.02.2017г.

Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение.

Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена указанной статьей, являются общественные отношения в сфере налогообложения и организации налогового контроля.

Объективная сторона правонарушения характеризуется неисполнением в срок либо неполным или ненадлежащим исполнением обязанностей по представлению в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Признавая Шуткину И.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, мировой судья при описании события правонарушения фактически его не установил, поскольку при описании деяния не указал место совершения административного правонарушения и конкретную норму закона, обязывающую должностное лицо хозяйствующего субъекта представлять в налоговые органы в тот или иной срок, установленный законодательством, сведения о среднесписочной численности работников. В постановлении не указано, нарушение каких конкретно норм законодательства о налогах и сборах явилось основанием для квалификации действий Шуткиной Т.А. по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Не приведены эти нормы и в мотивировочной части постановления, тогда как согласно протоколу об административном правонарушении, Шуткиной Т.А. вменялось нарушений требований п. 3 ст. 80 Налогового кодекса РФ – не предоставление сведений о среднесписочной численности работников как вновь созданной организацией, поставленной на учет 31.01.2017 года, по сроку предоставления 20.02.2017г.

Вместе с тем, в соответствие с пп. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ, сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

В силу пункта 8 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена в силу ч. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. При этом, в соответствие с ч. 4 указанной статьи, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ запись о создании ООО "Группа компаний Партнер" внесена в реестр 25.06.2010 года (лд.12-15).

Доказательств тому, что Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний Партнер" было создано либо реорганизовано и об этом внесена соответствующая запись в реестр 31.01.2017 года, материалы дела не содержат, как не содержат и уставных документов Общества в целом, что свидетельствует о неполноте представленных в суд на рассмотрение материалов дела.

Принимая во внимание изложенное, учитывая что материалы дела не содержат сведений о создании (реорганизации) ООО "Группа компаний Партнер" 31.01.2017 года, суд приходит к выводу, что у руководителя Общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний Партнер" отсутствовала обязанность предоставления в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников не позднее 20-го февраля 2017 года, что свидетельствует об отсутствии в действии (бездействии) Шуткиной Т.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

При установленных обстоятельствах, постановление мирового судьи подлежит отмене с прекращением производства по делу в отношении Шуткиной Т.А. по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу Шуткиной Т.А. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 102 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области от 22.01.2018 года о привлечении должностного лица – генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний Партнер» Шуткина Т.А., к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу в отношении должностного лица – генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний Партнер» Шуткина Т.А., прекратить по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, - за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Фролова Т.Н.Решение вступило в законную силу 20.03.2018г.