№ 12-53/2021
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения вынесена 07.12.2021 г.
Мотивированное решение вынесено 08.12.2021 г.
07 декабря 2021 года п. Новоорск
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Квиринг О.Б.,
при секретаре Авериной А.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя ФИО1
представителя отдела надзорной деятельности и профилактической работы ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Экология» на постановление главного государственного инспектора по Гайскому городскому округу и Новоорскому району по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Гайскому городскому округу и Новоорскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, вынесенного в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Экология», ИНН<***>, юридический адрес: <адрес>,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором по Гайскому городскому округу и Новоорскому району по пожарному надзору - начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Гайскому городскому округу и Новоорскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО3 вынесено постановление № о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ в отношении ООО «Экология», назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ООО «Экология» подало жалобу, в которой просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ, отказать в привлечении к административной ответственности.
В обоснование жалобы указывает, что считают вынесенное постановление незаконным и необоснованным, поскольку оно вынесено с грубым нарушением норм процессуального законодательства. Так, ООО «Экология» не было извещено ни о составлении протокола, ни о рассмотрении дела. О состоявшемся постановлении представителю общества стало известно только ДД.ММ.ГГГГ от судебных приставов.
В постановлении отсутствуют доказательства виновности общества в совершении правонарушения. Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима. Пожар произошел ДД.ММ.ГГГГ. В указанный период ТБО находящиеся на полигоне были увлажнены естественным образом, после схода снега.
Просил отменить обжалуемое постановление и отказать в привлечении к административной ответственности. Одновременно просил восстановить срок для подачи жалобы.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ срок для подачи жалобы ООО «Экология» восстановлен.
В судебном заседании представитель ООО «Экология» ФИО4 поддержал доводы жалобы. Пояснил, что административный материал был рассмотрен с нарушениями. Не были произведены опросы участников, свидетелей, он не был извещен о рассмотрении дела, копию постановления также не получал. Ему на сотовый телефон один раз позвонил сотрудник МЧС, спросил может ли он приехать в <адрес>. Ему назначили дату, время. Он еще раз позвонил, спросил нужно ли ему ехать, сказали, что нет так как ничего не готово, сказали, что позже сообщат когда приехать. Больше не перезванивали. Затем он узнал о постановлении от судебных приставов.
Должностное лицо ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснил суду, извещал о рассмотрении протокола посредством телефонных звонков, направлял документы на электронную почту, все это подтверждается скриншотами. Считает, что постановление вынесено законно и обосновано.
Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 данного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 этой статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии с положениями части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (далее - Правила противопожарного режима).
Как следует из материалов дела ООО «Экология» зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>.
Из выписки ЕРГН следует, что директором ООО «Экология» является ФИО1
Согласно п. 2.2 Устава основными видами Общества являются: обработка и утилизация неопасных отходов, сбор неопасных отходов, обработка и утилизация опасных отходов, утилизация опасных отходов, утилизация отсортированных материалов, торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) и т.д.
Из материалов дела об административном правонарушении № следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 31 мин. в дежурно-диспетчерскую службу 29 ПСЧ <адрес> поступило сообщение от ФИО6 о том, что на свалке ТБО горит мусор.
Согласно донесению о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ на полигоне ТБО <адрес>, принадлежащем ООО «Экология» в 14 час. 28 мин. обнаружен пожар. Сообщение о пожаре поступило в 14 час. 31 мин., время прибытия подразделения пожарной охраны 14 час. 40 мин., время локализации пожара 14 час. 55 мин., время ликвидации открытого горения 16 час. 45 мин., время ликвидации последствий пожара 20 час. 42 мин.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об истребование необходимых материалов, которое направлено на адрес электронной почты.
Согласно определению о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ООО «Экология», определено провести административное расследование, привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО «Экология», о принятом решении уведомить ООО «Экология».
Определение направлено на адрес электронной почты.
ДД.ММ.ГГГГ вынесен протокол об административном правонарушении №, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 31 мин. произошел пожар на территории полигона ТБО, расположенного по адресу: <адрес>. В результате пожара огнем уничтожен мусор на общей площади 1,5 га, тем самым ООО «Экология» нарушены обязательные требования пожарной безопасности за исключает случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и ч. 6.6.1.7.9 ст. 20.4 К.АП РФ, а именно на территории полигона не приняты мероприятия по регулярному увлажнению твердых бытовых отходов.
В протоколе указано, что дело будет рассмотрено в 10.00 час. ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>
Указанный протокол направлен на адрес электронной почты.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В статье 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из анализа приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Должностным лицом в подтверждение фактов направления документов в адрес ООО «Экология» представлены скриншоты, распечатка по номеру телефона.
Однако, доказательств получения данных документов ООО «Экология». ФИО1 не имеется.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ составляет 1 год.
С учетом изложенного, постановление главного государственного инспектора по Гайскому городскому округу и Новоорскому району по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение для устранения допущенных нарушений, в целях объективного вынесения решения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7-30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Жалобу ООО «Экология», удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора по Гайскому городскому округу и Новоорскому району по пожарному надзору - - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Гайскому городскому округу и Новоорскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, составленного в отношении ООО «Экология» – отменить.
Направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Гайскому городскому округу и Новорскому району.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, через Новоорский районный суд.
Судья: подпись