ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-53/2021 от 29.03.2021 Азовского городского суда (Ростовская область)

Дело об АП № 12-53/2021

УИД: 61RS0009-01-2021-000217-48

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Азовского городского суда Ростовской области Комова Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1 дело об административном правонарушении по жалобе инженера по ООС ООО «АМП» ФИО1 ФИО4 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления ФС по надзору в сфере природопользования ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении инженера по охране окружающей среды ООО «Азовский Морской порт» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. уроженки <адрес>, паспорт гражданина РФ серии , выдан ОВД <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 инженер по охране окружающей среды ООО «Азовский Морской порт» ФИО1 ФИО5 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, инженер по охране окружающей среды ООО «Азовский Морской порт» ФИО1 обратилась в суд с жалобой на данное постановление и просила его отменить, а производство по делу прекратить, за отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе ФИО1 указала, что выводы Черноморо-Азовского морского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, не основаны на фактических обстоятельствах дела, т.к. информация об объеме образовавшихся отходов ООО «АМП» включена в декларацию о воздействии на окружающую среду и предоставление технического отчета по обращению с отходами в территориальный орган Росприроднадзора не требуется.

ФИО1 в судебное заседание явилась, поддержала доводы жалобы, дала пояснения аналогичные изложенным в жалобе.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2, составившая протокол об АП, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела, была извещена надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, приобщенным к материалам дела.

В силу положений части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав ФИО1, исследовав представленные доказательства, имеющиеся в деле об административном правонарушении, принимая во внимание, отсутствие доказательств пропуска срока на подачу жалобы на оспариваемое постановление и срока привлечения инженера по охране окружающей среды ООО «Азовский Морской порт» ФИО1 к административной ответственности, выяснив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу:

В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Следовательно, объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды.

Объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.

Субъектами правонарушения по статье 8.1 КоАП РФ являются граждане, должностные лица и юридические лица, а субъективная сторона данных правонарушений характеризуется умыслом или неосторожностью.

Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с п.12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (действующим в период совершения АП) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет).

Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления.

Технический отчет может быть подан в виде электронных документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

В технический отчет включаются сведения о фактически образованных количествах отходов, а также сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Азовским отделом по надзору на море Черноморо – Азовского морского управления Росприроднадзора, на основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ-Р, была проведена внеплановая выездная проверка ООО «Азовский Морской порт», в результате которой установлено, что при осуществлении деятельности ООО «Азовский Морской порт» образуются отходы производства и потребления. Обществом в 2019 разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), утв. ген. директором ООО «Азовский Морской порт» ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ПНООЛР, в результате деятельности ООО «Азовский Морской порт» образуется <данные изъяты>, общее количество которых в <данные изъяты>.

По мнению, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2, поскольку проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, был утвержден ген. директором ООО «Азовский Морской порт» ДД.ММ.ГГГГ, то в срок до ДД.ММ.ГГГГ ООО «АМП» обязано было предоставить технический отчет по обращению с отходами в территориальный орган Росприроднадзора, а не выполнение указанной обязанности является нарушением требований ч.1 ст. 34 Федерального закона ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2 ст.19 и п.12 требований о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ и образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ ответственным лицом за организацию охраны окружающей среды в ООО «АМП» является инженер по охране окружающей среды - ФИО1

По факту совершения указанного административного правонарушения в отношении инженера по охране окружающей среды ООО «Азовский Морской порт» ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.1 КоАП РФ, послуживший основанием для вынесения по результатам проведенной проверки оспариваемого постановления.

Между тем, не могу согласиться с правомерностью вынесенного государственным инспектором в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 постановлением.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В судебном заседании ФИО1 пояснила, что ООО «Азовский Морской порт» относится к предприятиям, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду 2 категории. Данное обстоятельство так же отражено в акте проверке от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенном к материалам дела.

В настоящее время в соответствии с пунктом 2 статья 18 ФЗ от 24 июня 1998 “Об отходах производства и потребления” нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатывают юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и/или иную деятельность на объектах I и II категорий.

В соответствии с пунктом 7 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённых приказом Минприроды России № 349 от 05 августа 2014 г., в целях подтверждения соблюдения утверждённых нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшиеся за отчётный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и предоставляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора технический отчёт по обращению с отходами.

Как было указано ранее, Приказом Минприроды России №50 от 25 февраля 2010 г. (действующим на дату совершения АП) утверждён Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (Порядок), которым в том числе определено, что технический отчёт предоставляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовыми отправлениями с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Вместе с тем, пунктом 4 статьи 19 ФЗ от 24 июня 1998 “Об отходах производства и потребления” определено, что юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и/или иную деятельность на объектах II категорий, определённых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объёме или о массе образовавшихся и размещённых отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Требования к предоставлению декларации о воздействии на окружающую среду, а также её содержанию определены ст. 32.2 ФЗ №7 от 10 января 2002 г. ”Об охране окружающей среды” и приказом Минприроды России от 11 октября 2018 г. № 509 “Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду с порядка её заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью”.

Однако, при рассмотрении дела об АП, должностным лицом не была дана оценка тому обстоятельству, что ООО «Азовский Морской порт» относится к 2 категории предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и соответственно с 01.01.2019 обязан подавать в органы Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду, включающую в себя сведения об объёме или о массе образовавшихся и размещённых отходов, а не направлять в территориальный орган Росприроднадзора технический отчёт по обращению с отходами.

Вопрос о выполнении юридическим лицом обязанности по направлению декларации о воздействии на окружающую среду в органы Росприроднадзора, должностным лицом при рассмотрении дела об АП, не исследовался.

Таким образом, у должностного лица на момент составления протокола об АП и вынесения оспариваемого постановления отсутствовали бесспорные доказательства тому, что ООО «Азовский Морской порт» был нарушен п.12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Кроме того, в оспариваемом постановлении отсутствуют выводы должностного лица о наличии в действиях ФИО1 именно состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ, поскольку не предоставление технического отчета по обращению с отходами в территориальный орган Росприроднадзора является несоблюдением требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Учитывая, что при рассмотрении дела об АП не нашел бесспорного подтверждения факт нарушения инженером по охране окружающей среды ООО «Азовский Морской порт» ФИО1 экологических требований, то полагаю, что оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено состоявшееся по делу постановление.

Руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу инженера по охране окружающей среды ООО «Азовский Морской порт» ФИО1 ФИО6 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления ФС по надзору в сфере природопользования ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении инженера по охране окружающей среды ООО «Азовский Морской порт» ФИО1 ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении инженера по охране окружающей среды ООО «Азовский Морской порт» ФИО1 ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении инженера по охране окружающей среды ООО «Азовский Морской порт» ФИО1 ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р. прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено состоявшееся по делу постановление.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н.Б. Комова