ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-53/2022 от 05.07.2022 Калачевского районного суда (Волгоградская область)

УИД 34MS0-31

Мировой судья Афонина Ю.В. дело

Р Е Ш Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГг.

Судья Калачёвского районного суда Попова Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО4, действующей в интересах лица, привлекаемого к административной ответственности Земскова Н.П. на постановление и.о. м/с с/у Калачёвского судебного района мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административной ответственности, предусмотренном ч. 1 ст. 13. об административной ответственности (далее КВОоо) в отношении первого заместителя главы Калачёвского муниципального района Земскова Н.П..

у с т а н о в и л :

постановлением и.о. м/с с/у Калачёвского судебного района мирового судьи судебного участка Калачёвского судебного района от ДД.ММ.ГГГГг., первый заместитель главы Калачёвского муниципального района Земскова Н.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.26 КВОоо с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 7 000 рублей.

Не согласившись с постановленным решением, защитник делинквента Земскова Н.П. – представитель ФИО4 обжаловала его в апелляционном порядке в Калачёвский районный суд , так решением судьи Калачёвского районного суда от ДД.ММ.ГГГГг. постановление от ДД.ММ.ГГГГг. оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Защитник делинквента Земскова Н.П. – представитель ФИО4, не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, подала кассационную жалобу.

Постановлением Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГг. решение судьи Калачёвского районного суда от ДД.ММ.ГГГГг. – отменено, дело направлено на новое рассмотрение в апелляционном порядке в Калачёвский районный суд .

Так, в поданной в районный суд жалобе представитель ФИО4 просит отменить постановлением и.о. м/с с/у Калачёвского судебного района мирового судьи судебного участка Калачёвского судебного района от ДД.ММ.ГГГГг., производство по делу прекратить. В обоснование доводов не согласия приводит следующее, ДД.ММ.ГГГГг. гражданка ФИО5 обратилась в администрацию Калачёвского муниципального района с заявлением о постановке последней на учёт как гражданина, имеющего трёх и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность. Предоставление земельного участка в собственность бесплатно осуществляется администрацией Калачёвского муниципального района в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в собственность бесплатно», утверждённого постановлением от ДД.ММ.ГГГГг. . В целях предоставления услуги комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Калачёвского муниципального района , уполномоченным на предоставление указанной услуги, направлен запрос в ОМВД по Калачёвскому району о регистрации детей ФИО5, по результатам которого выявлено, что 2-е из 3-х детей не проживают совместно с заявителем. Таким образом, на основании п. 2.9 Регламента ФИО5 отказано в постановке на учёт в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно. В связи с чем, письмом от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО5 дан ответ о невозможности постановки на учёт, поскольку не подтверждено совместное проживание заявителя и детей, указанный ответ подписан Земскова Н.П. Податель жалобы указывает, что ФИО5 администрацией Калачёвского муниципального района своевременно и в полном объёме предоставлена муниципальная услуга в соответствии с административным регламентом, в частности с п. 2.3 Регламента. Наряду с указанным податель жалобы обращает внимание, что административный регламент не устанавливает какую-либо конкретную форму отказа в постановке на учёт в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно (письмо или правовой акт). Кроме этого, ни один нормативно-правовой акт, регулирующий предоставление государственных и муниципальных услуг, также не предусматривает определённую форму ответа. Таким образом, в действиях Земскова Н.П. отсутствует состав вменяемого ей административного правонарушения.

В судебное заседание, делинквент Земскова Н.П. и её защитника – представитель ФИО4, надлежащим образом извещённые о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть, дело в отсутствие надлежащим образом извещённых Земскова Н.П. и ФИО4

Старший помощник прокурора Калачёвского района ФИО6 в судебном заседании указала, что вынесенное мировым судьёй решение является законным и обоснованным, основано на всестороннем изучении всех материалов дела, этими же материалами дела, безусловно подтверждается и доказывается наличие состава административного правонарушения в действиях Земскова Н.П. Доводы жалобы, являются необоснованными и направлены на избежание административной ответственности, а также на не привлечение последней к административной ответственности, дискредитирует органы муниципальной власти в целом, нарушает права неопределённого круга лиц на предоставление последним муниципальной услуги. Более того, административным регламентом, по мнению старшего помощника прокурора Калачёвского района , в частности п. 2.3 императивно закреплено обличение любого принятого администрацией решения в форме конкретного документа, а именно - «решения», сопроводительные письма и т.п. не являются таковыми, и ведут к невозможности дальнейшего обжалования таких ответов, что фундаментально нарушает права граждан. В связи с изложенным просила постановление от ДД.ММ.ГГГГг. оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.

Частью 1 статьи 13.26 КВОоо предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, работником многофункционального центра порядка предоставления государственной (муниципальной) услуги, предоставляемой органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, установленного соответственно нормативными правовыми актами или муниципальными нормативными правовыми актами, повлекшее непредоставление государственной (муниципальной) услуги заявителю либо предоставление государственной (муниципальной) услуги заявителю с нарушением установленных сроков, если эти действия не подпадают под признаки уголовно наказуемого деяния или под признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущие наложение административного штрафа на работников многофункциональных центров в размере от одной тысячи до четырех тысяч рублей; на должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления - от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей.

Так в силу ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Данные доказательства устанавливаются на основании полученных административным органом в ходе административного производства доказательств.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе отнесены и виновность лица в совершении правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Следует признать, что постановление и.о. м/с с/у Калачёвского судебного района мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГг. с учётом вышеизложенного, не соответствует закреплённым в КоАП РФ требованиям, а именно не приняты меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьёй 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГг. в администрацию Калачёвского муниципального района поступило заявление о постановке на учёт в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно от гражданки ФИО5 (л.д. 26 обор. сторона, л.д. 27).

Рассмотрев заявление последней первым заместителем главы Калачёвского муниципального района Земскова Н.П. в адрес заявителя ФИО5ДД.ММ.ГГГГг. (исх.) направлено письмо с содержащимся в нём ответом о невозможности постановки на учёт как гражданина имеющего 3-х и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно, на основании не подтверждённого соблюдения совместного проживания гражданина и его детей (оборот. сторона л.д. 27).

Не согласившись с полученным ответом ФИО5 реализуя свое право, обратилась с жалобой в прокуратуру Калачёвского района с требованием принятия мер прокурорского реагирования в отношении администрации Калачёвского района и дачи юридической оценки полученному ей отказу (л.д. 23).

ДД.ММ.ГГГГг. прокурором Калачёвского района по результатам рассмотрения материалов проверки по обращению ФИО5 вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (л.д. 3-8).

Так, согласно вышеуказанному постановлению, в действиях первого заместителя главы Калачёвского муниципального района Земскова Н.П. наличествует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.26 КВОоо, в обоснование чего прокурор Калачёвского района указывает, что Земскова Н.П., вопреки п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ, ч. 1 ст. от ДД.ММ.ГГГГг. -ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» (в ред. от 18.02.2021г.), пунктов 2.3, 3.5.6 и 3.6.4 Регламента, решение об отказе в постановке ФИО5 на учёт в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг.) не принято, заявителю не вручено (не направлено).

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13.26 КВОоо мировой судья пришла к выводу, что совокупность исследованных ею в ходе судебного заседания доказательств достаточна для установления в действиях Земскова Н.П. состава административного правонарушения, то есть не соблюдение последней порядка предоставления муниципальной услуги, закреплённого административным Регламентом, и как следствие нарушение права заявителя ФИО5 на получение услуги своевременно и в соответствии со стандартом её предоставления, закреплённом в п. 1 ст. 5 ФЗ .

Приходя к такому выводу мировой судья, установив фактические обстоятельства дела указала, что форма подготовленного по результатам рассмотрения заявления о предоставлении муниципальной услуги, ответа ФИО5 в виде письма за подписью первого заместителя главы Калачёвского муниципального района Земскова Н.П. не соответствует в полном объёме критериям, закреплённым Федеральным законом № 210-ФЗ и пунктам 2.3, 3.5, 3.6 административного Регламента.

Так стандартом предоставления муниципальной услуги, а именно п. 2.3 Регламента является:

- извещение об отсутствии возможности предоставить гражданину земельный участок в собственность бесплатно;

- решение уполномоченного органа о постановке на учет в целях последующего предоставления гражданину земельного участка в собственность бесплатно;

- решение уполномоченного органа об отказе в постановке гражданина на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно;

- решение уполномоченного органа о предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно;

- решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно;

- решение уполномоченного органа о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно;

- решение уполномоченного органа о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Сроками предоставления муниципальной услуги, а именно п. 2.4 Регламента, являются:

- извещение об отсутствии возможности предоставить земельный участок в собственность бесплатно направляется заявителю уполномоченным органом в течение 15 календарных дней со дня подачи заявления.

- решение о постановке гражданина (об отказе в постановке) на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно принимается уполномоченным органом и направляется заявителю в месячный срок со дня поступления заявления и документов, указанных в пунктах 2.6.1 - 2.6.2 настоящего административного регламента.

- решение о возможности или невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно принимается уполномоченным органом и направляется заказным письмом или выдается гражданину под расписку в течение 30 календарных дней со дня поступления от гражданина заявления и документов, указанных пункте 2.6.3 административного регламента.

Разделом 3 Регламента закреплены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения

3.5. Принятие решения о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно или решения об отказе в постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

3.5.6. Результатом выполнения данной административной процедуры является:

- принятие уполномоченным органом решения о постановке гражданина на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно; внесение записи в книгу учета граждан в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно;

- принятие уполномоченным органом решения об отказе в постановке гражданина на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

3.6. Направление (вручение) решения о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно или решения об отказе в постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Анализируя п. 2.3 постановления администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области от 07 декабря 2017г. № 1259 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в собственность бесплатно», следует, что результатом предоставления муниципальной услуги в частности является - извещение об отсутствии возможности предоставить гражданину земельный участок в собственность.

Таким образом, направляя заявителю ФИО5 извещение об отсутствии возможности предоставить гражданину земельный участок в собственность (ответ от ДД.ММ.ГГГГг. (исх.) в 30-дневный срок Земскова Н.П. выполнила требования п. 2.3 Регламента и известила заявителя об отсутствии возможности предоставить ФИО5 земельный участок в собственность бесплатно, виду того что последней не подтверждено проживание Алякиных Никиты и Кирилла совместно с заявителем, что в силу закона -ОД препятствует постановки на учёт ФИО5, как гражданина имеющего трёх и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

При этом, не следует подменять полученный ФИО5 ответ, перечисленными видами принимаемых властных решений, закреплённых в п. 2.3 Регламента, в частности - решением уполномоченного органа об отказе в постановке гражданина на учёт в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Поскольку ФИО5 не отказано в постановке на учёт, а разъяснено, что послужило препятствием в последующем предоставлении услуги, как постановка на учёт в целях последующего предоставления гражданину земельного участка в собственность бесплатно.

Детальный анализ постановления администрации Калачёвского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГг. «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в собственность бесплатно» даёт основание прийти к выводу, что в нём отсутствуют императивно установленные нормы принятия властного волеизъявления, в форме наименования документа как - «Решение».

Суд отмечает, что права заявителя ФИО5 видом принятого решения (извещение) не нарушаются, поскольку ФИО5 последовательно реализует свои права всеми возможными и предоставленными ей процессуальными инструментами. Так, судом при изучении заявления ФИО5 и приложенных к ним документов установлено, что последняя, направила ДД.ММ.ГГГГг. претензию на действия сотрудников администрации Калачёвского муниципального района (вх н) на которую ДД.ММ.ГГГГ получила ответ.

Несогласие заявителя ФИО5 с содержанием полученного от администрации района ответа, не препятствует последней обжаловать его и путём подачи административного искового заявления, то есть в порядке, регламентируемом Кодексом административного судопроизводства.

Изучив в полном объёме материалы дела, суд приходит к выводу, что в действиях первого заместителя главы Калачёвского муниципального района Земскова Н.П. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.26 КВОоо, так как в действиях последней не установлено нарушение порядка предоставления муниципальной услуги, предоставляемой органом местного самоуправления, и не повлекшее за собой не предоставление муниципальной услуги заявителю, а также предоставление муниципальной услуги заявителю с нарушением установленных сроков.

С учётом изложенного суд полагает, что жалоба представителя, лица привлекаемого к административной ответственности - ФИО4 об отсутствии состава административного правонарушения, подлежит удовлетворению.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление и.о. м/с с/у Калачёвского судебного района мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГг. подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.26 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности,

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

р е ш и л :

Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Калачёвского судебного района мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГг., вынесенное в отношении первого заместителя главы Калачёвского муниципального района Земскова Н.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 13. об административной ответственности, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.

Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Г.И. Попова