Копия Дело № *** № *** РЕШЕНИЕ 15 марта 2022 года г.Сызрань Судья Сызранского городского суда Самарской области Решетникова Е.П., с участием представителей лица, привлекаемого к административной ответственности - АО «* * *», по доверенности ФИО4, ФИО2, рассмотрев жалобу представителя АО «* * *» ФИО4 на постановление старшего государственного инспектора и.о. начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ФИО3№ ***-пл от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением ст. государственного инспектора, и.о. начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ФИО3№ ***-пл от <дата> юридическое лицо – АО «* * *» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, к административному штрафу в размере 20000 рублей. Представитель АО «* * *» по доверенности ФИО4 обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление административного органа, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы ссылается на то, что в 2018г. в соответствие с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2014 года № 349) разработан и утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на основании данных которого Росприроднадзором выдано Решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 12.12.2018 №254/18. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1029. Исходя из терминологии, применяемой в данном Порядке № 1029 (пункты 3, 4 и др.) следует вывод, что Росприроднадзор своим решением от 12.12.2018 № 254/18 утверждает для АО «* * *» ожидаемое количество отходов и планируемый к размещению на объектах размещения объем отходов, но не утверждает так называемое «промежуточное звено» между ними площадки временного накопления отходов сроком до 11 месяцев, их количество, норму. Согласно ПНООЛР от 2018 года в Обществе 147 площадок временного накопления отходов. В 2019 году в Обществе принято решение об оптимизации количества площадок временного накопления отходов, в том числе с целью выделения твердых коммунальных отходов от отходов потребления, в связи с чем произошло объединение близлежащих площадок, в настоящее время на территории 61 площадка временного накопления отходов. При оптимизации сократилось количество площадок, при этом вместительность контейнеров увеличилась. В 2018 Обществом эксплуатировались металлические контейнеры объемом 0,75мЗ, после оптимизации в 2019 используются евроконтейнеры объемом 1,1 м3. Соответственно: 2018 год - 124 контейнера по 0,75мЗ - т.е. общий объем контейнеров 93 м3, 2019 год - 90 евроконтейнеров по 1,1мЗ - т.е. общий объем контейнеров 99 м3. Изменение количества площадок временного накопления ТКО не повлияло на утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. Изменения Обществом мест расположения и количества площадок накопления отходов не является основанием для корректировки ПНООЛР, обязанность по получению нового ДНООЛР отсутствует - нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не изменились. Изменение Обществом мест расположения и количества площадок накопления отходов не привело к нарушению п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 4 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Ни Федеральный закон от <дата> №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ни Федеральный закон от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в принципе не содержат требования о корректировке ПНООЛР при изменении месторасположения и количества площадок временного накопления отходов. ПВНО - это неотделимое улучшение земельного участка (замощение, покрытие), площадки временного накопления отходов не являются объектами капитального строительства. При указанных обстоятельствах, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, в действиях АО «* * *» отсутствует. В жалобе указывается на грубое нарушение процедуры проведения проверки, поскольку: акт проверки датирован <дата>, период начала проверки и окончания проверки не определен; акт проверки подписан не всеми должностными лицами, проводившими проверку. В дополнительных пояснениях к жалобе представитель АО «* * *» ФИО4 указывает, что АО «* * *» является опасным производственным объектом, вывоз отходов с территории Общества до 2019г. осуществлялся собственным транспортом. С <дата> на территории Самарской области осуществляет деятельность Региональный оператор по обращению с ТКО. Ввиду того, что погрузку и вывоз ТКО осуществляет водитель мусоровоза РО собственным специализированным транспортом (мусоровозом) в Обществе принято решение о переносе площадок временного накопления за пределы установок, во избежание негативных последствий, при этом проведена оптимизация площадок временного накопления ТКО (изменения коснулось только площадок с контейнерами, площадки с прочими промышленными отходами остались без изменений - оптимизация их не затронула). Было сокращено количество площадок ТКО за счет выноса их с территории установок, при этом увеличено количество и объем контейнеров на каждой площадке. В период проведения оптимизации Общество обращалось в проектную организацию ФГБОУ ВО СамГТУ за консультацией о необходимости корректировки ПНООЛР в случае изменения месторасположения и количества площадок временного накопления. Согласно полученному ответу изменение месторасположения и количества площадок не является основанием для переоформления ПНООЛР. Также в соответствие с полученными рекомендациями, Обществом проведена инвентаризация площадок, издан приказ от <дата>№ *** «Об утверждении инвентаризационной ведомости площадок временного накопления отходов». Кроме того, с 2019г. все отходы, направляемые на полигон АО «Экопром» транспортируются в рамках централизованного вывоза отходов с территории предприятия на полигон АО «Экопром». Издан приказ № *** от <дата> о маневрировании автотранспорта по территории Общества по заявкам структурных подразделений независимо от объема отходов, при этом в один транспорт размещаются отходы 1 класса опасности, смешение отходов не допускается. До декабря 2020 года произведена полная замена всех металлических контейнеров объемом 0,75м3 на пластиковые контейнеры объемом 1.2м3. Согласно спецификации площадок временного накопления отходов АО «СНПЗ» в ПНООЛР на установке предусмотрены 4 площадки накопления отходов, по факту площадки объединены в 1 площадку, при этом ранее находились три контейнера, объемом 0,75м3 и 1 контейнер объемом 0,1м3 В настоящее время на 1 площадке находятся 2 контейнера объемом 1,1м3 и 1 контейнер объемом 0,1м3. Оптимизация сокращения площадок также была проведена в других цехах, так в цехе № *** по проекту предусмотрено 10 площадок с 11 контейнерами, фактически 2 площадки с 6 контейнерами, что повлияло на увеличение объема ТКО – 6,6 м3 вместо 4,5м3. Согласно проекту в цехе 31 на АВТ-5 предусмотрено 2 ПВНО № ***,2 на АВТ-6 предусмотрено 2 ПВНО № ***,4, по факту после инвентаризации в цехе № *** размещена 1 ПВНО. Для накопления отходов от установок АВТ-5, АВТ-6 предусмотрено накопление отходов на близлежащей ПВНО № *** на которой имеются 5 контейнеров объемом 5,5м3 и 1 закрытый металлический контейнер – 0,1м3, что позволяет в полной мере накапливать отходы. Изложенные доводы подтверждают наличие на производственной территории АО «* * *» и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов после проведенной оптимизации ПВНО не менее предусмотренной в ПНООЛР. Изменение места расположения и количество ПВНО не повлияло на утвержденные лимиты на размещение отходов. Представители АО «* * *» ФИО4 и ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили отменить постановление № ***-пл от 29.12.2021г., производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Заслушав представителей АО «* * *» ФИО4, ФИО2, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48 настоящего Кодекса. Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с планированием, технико-экономическим обоснованием проектов, проектированием, размещением, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией предприятий, сооружений и иных объектов. Состав правонарушения формальный. Объективная сторона правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ действия (бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица. Субъективная сторона правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ, характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон №89-ФЗ). В соответствии с п.2 ст.11, п.4 ст.14 Федерального закона №89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (п.2 ст.18 Федерального закона №89-ФЗ). Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (п. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ). В силу п.1 ст.24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. В целях реализации п.7 ст.18 Федерального закона №89-ФЗ и в соответствии с подпунктом 5.2.59 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, вступивший в законную силу с 01.01.2021 (далее - Порядок). Согласно п.3 Порядка нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации. Приказом Минприроды России от 07.12.2020 №1021 утверждены методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Согласно пунктам 4,5,6 Методических указаний НООЛР (проект) разрабатываются для каждого объекта НВОС I или II категорий. Основными задачами при разработке НООЛР (проекта) являются: обоснование нормативов образования отходов, запрашиваемых лимитов на размещение отходов для объектов НВОС I категории, массы или объема размещаемых отходов для объектов НВОС II категории. При обосновании лимитов на размещение отходов для объектов НВОС I категории и массы или объемов размещаемых отходов для объектов НВОС II категории учитываются следующие сведения, включаемые в НООЛР - наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, передачи другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателями. Таким образом, нормативы образования отходов АО «* * *» разработаны на основании проектной документации - Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), утвержденного генеральным директором ФИО5 в 2018 году и решения № *** от <дата>, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской области. Как указывает п.6 Методических рекомендаций при обосновании лимитов на размещение отходов для объектов НВОС I категории, к которым относится АО «* * *», учитываются наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов. Таким образом, изменение количества площадок накопления отходов производства и потребления в нарушение проектной документации и решения № *** от 12.12.2018г., выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской области является нарушением экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства АО «* * *». Как следует из материалов дела, на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям от <дата>№ ***-КНД, в рамках федерального государственного экологического надзора, в период времени с 08.06.2021г. до 06.07.2021г., в течение 20 рабочих дней, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды Акционерного общества «* * *» по эксплуатации объекта НВОС № ***П, 1 категории риска, промышленной площадки по адресу: Самарская область, г.Сызрань, <адрес>. 09.06.2021г. и 10.06.2021г. сотрудниками Межрегионального управления Росприроднадзора осуществлен выезд по адресу производственной площадки АО «* * *», составлены акты осмотра. В ходе проведения проверки установлено, что в результате хозяйственной деятельности на АО «* * *» образуются отходы производства и потребления. Основным видом деятельности, в результате которых происходит образование отходов производства АО «* * *» является деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов 1-4 класса опасности, что подтверждается лицензией серии 63 №ОТ-0190 от <дата>. Согласно Акту проверки № ***-пл в цехе № *** на установке битума размещена 1 площадка временного накопления отходов (далее-ПВНО), вместе с тем по проекту (ПНООЛР) предусмотрены 4 площадки ПВНО № ***.15,16,17. В цехе № *** вместо 7 площадок временного накопления отходов (№ ***) размещена 1 площадка. Согласно проекту в цехе № *** на АВТ-5 предусмотрены 2 площадки (ПВНО № ***,2), на АВТ-6 – 2 площадки (ПВНО № ***,4), фактически в цехе № *** размещена 1 площадка ПВНО. На установке 43-102/ 1 блок цеха № ***- установка КАС по проекту площадки ПВНО раздельные, однако на момент поверки площадки были объединены. Изложенное свидетельствует о нарушение ч.1 ст.51 Федерального закона от <дата> №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.4 ст.14 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица - АО «* * *» к административной ответственности, предусмотренной ст.8.1 КоАП РФ. Факт совершения административного правонарушения и вина юридического лица АО «* * *» подтверждаются собранными по делу доказательствами: - протоколом об административном правонарушении № ***-пл от <дата>; приказом о проведении плановой выездной проверки в отношении АО «* * *» № ***-КНД от <дата>; актом проверки № ***-пл от <дата>; утвержденным в 2018г. Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР); Решением Росприроднадзора № *** от 12.12.2018г. об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и другими материалами дела. Вопреки доводам жалобы, каких-либо существенных нарушений при проведении проверки, а также при составлении уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении допущено не было. Проверка проведена на основании приказа о проведении проверки в рамках федерального государственного экологического надзора. Приказ о проведении проверки подписан исполняющим обязанности руководителя, назначенным вышестоящим должностным лицом в связи с увольнением прежнего руководителя. Сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены. Дело рассмотрено в присутствии представителя АО «* * *» ФИО6, действующей на основании доверенности, которой были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, главами 25 и 30 КоАП РФ. Заявленные ходатайства разрешены старшим государственным инспектором в постановлении. Составленный в отношении АО «* * *» протокол об административном правонарушении отвечает требованиям части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ходатайство о признании Акта проверки № ***-пл от <дата> недопустимым доказательством по делу не подлежит удовлетворению. Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <дата> №294-ФЗ по результатам проведения проверки составляется соответствующий акт. Требования к содержанию акта содержатся в ч. 2 ст. 16 указанного Закона. Проверка проведена в пределах срока, указанного в приказе о проведении проверки (20 рабочих дней), по результатам проверки составлен Акт № ***-пл от 06.07.2021г. с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ; в нем указаны дата, время и место его составления; наименование органа государственного контроля (надзора); дата и номер распоряжения органа государственного контроля (надзора), фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, проводивших; наименование проверяемого юридического лица; дата, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях. Акт проверки не подписан ФИО3 в связи с ее нахождением в отпуске на дату составления акта проверки, а не на дату проведения выездной проверки. Отсутствие ее подписи в Акте проверки не влечет признание его недопустимым доказательством. В связи с этим суд принимает Акт проверки № ***-пл в качестве допустимого доказательства виновности юридического лица АО «* * *» в совершении административного правонарушения. Соблюдение экологических требований является обязательным для всех субъектов, отступление от утвержденного проекта НООЛР при обращении с опасными отходами производства и потребления на объекте 1 категории влечет применение административной ответственности на основании ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы жалобы о том, что изменение количества и мест размещения площадок временного накопления отходов не повлияло на нормативы образования отходов и лимиты их размещения суд находит несостоятельными, поскольку требования законодательства в сфере охраны окружающей среды имеют целью предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, что в обязательном порядке предусматривает разработку проекта и выдачу соответствующего на основании данного проекта разрешения. Отступление от проекта (ПНООЛР) является нарушением экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства АО «* * *». Согласно ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В ходе рассмотрения дела об административным правонарушении старшим государственным инспектором, и.о. начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ФИО3 обоснованно установлено, что у юридического лица - АО «* * *» имелась возможность для соблюдения экологических требований, за несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность ст.8.1 КоАП РФ, однако юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, в действиях АО * * *» обоснованно установлено наличие состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек. Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления должностного лица, не допущено. На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1, ст.30.7 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление старшего государственного инспектора, и.о. начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ФИО3№ ***-пл от 29.12.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении АО «* * *» оставить без изменения, а жалобу представителя АО «* * *» ФИО4 - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней со дня его вручения или получения копии. Судья подпись Е.П. Решетникова
|