ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-53/2024 от 27.02.2024 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-53/2024

УИД 76RS0014-02-2023-001094-57

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль 27 февраля 2024 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Жаварцова Ю.Г., рассмотрев жалобу Сачковой Марии Андреевны на постановление начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Воронина А.С. от 21 ноября 2023 года № 31/04/19.5-38/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ),

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Воронина А.С. от 21 ноября 2023 года № 31/04/19.5-38/2023 директор департамента регулирования тарифов Ярославской области (с 01.09.2023 года в связи с переименованием – министерства тарифного регулирования Ярославской области) Сачкова М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 19.5 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Из постановления следует, что по результатам рассмотрения разногласий между филиалом ПАО «Россетти-Центр» - «Ярэнерго» и Департаментом регулирования тарифов Ярославской области ФАС России принято решение (исх. от 29.07.2022 №СП/72139/22, которым установлено, что Департаментом регулирования тарифов Ярославской области допущены нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при утверждении приказов департамента от 29.12.2021 № 467-п/ээ «Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям на территории Ярославской области», от 29.12.2021 № 466-ви «О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 29.12.2017 № 363-ээ/нвв». Пунктом 3 Решения ФАС России Департаменту регулирования тарифов Ярославской области предписано произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее Правила регулирования № 1178), на основании мотивировочной части Решения ФАС России, указав на основании каких документов принималось решение, в том числе по статье затрат «Корректировка необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на 2022 год, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год». В мотивировочной части Решения №1 указано, что Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э, не предусмотрен учет в регулируемых ценах (тарифах) пеней, штрафов, неустоек. При этом регулируемые организации несут данные расходы, необеспеченные выручкой от регулируемого вида деятельности. Аналогичные подход необходимо применять и для пеней, штрафов, неустоек в виде дополнительных доходов, получаемых регулируемыми организациями, которые могут быть направлены на покрытие соответствующих собственных расходов (уплату пеней, штрафов, неустоек). Письмом Департамента регулирования тарифов Ярославской области от 29.09.2022 в адрес ФАС России направлен отчет об исполнении решения ФАС России с приложением обосновывающих документов. По результатам анализа представленных материалов, ФАС России принято Решение от 09.11.2022 № СП/101792/22 (Решение №2) об установлении нового срока исполнения (01.12.2022 года) Решения ФАС России от 29.07.2022 до 01.12.2022, которым департамент регулирования тарифов Ярославской области признан не исполнившим решение ФАС России, поскольку в нарушение решения ФАС России при расчете расходов по статье «Корректировка НВВ на 2022 год, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на 2020 года» департаментом в составе объема собственных средств на реализацию инвестиционных программ учтена фактически взысканная неустойка за несвоевременную оплату оказанных регулируемой организацией услуг по передаче электрической энергии в размере 221 956 тыс. руб. Во исполнение Решения № 2 Департаментом регулирования тарифов Ярославской области представлено письмо от 28.11.2022 о несогласии с Решением № 2 и подаче заявления в Арбитражный суд города Москвы об оспаривании Решения №2. Определением Арбитражного суда г.Москвы от 22.12.2022 по делу №А40-266712/22-122-1930 в удовлетворении о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения Решения ФАС России от 09.11.2022 №СП/101792/22 до вступления судебного акта в законную силу отказано. Решением Арбитражного суда г.Москвы от 23.03.2023 года по делу № А40-262792/2022, оставленным без изменения постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 27.06.2023, требования Департамента оставлены без удовлетворения. В установленный Решением № 2 срок информация об исполнении Решения №1 (с учетом Решения № 2) в ФАС России не поступала. Таким образом, Сачкова М.А., являясь директором департамента регулирования тарифов Ярославской области, не исполнила в установленный срок законное решение органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), тем самым совершила административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.5 ст. 19.5 КоАП РФ.

На указанное постановление Сачковой М.А. подана жалоба. Установленный ст. ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ десятидневный срок обжалования постановления не пропущен.

Сачкова М.А. просит постановление начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Воронина А.С. от 21 ноября 2023 года №31/04/19.5-38/2023 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что нарушен установленный ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ срок рассмотрения дела об административном правонарушении, не приняты во внимание ее доводы, изложенные в письменных объяснениях. Кроме того, письмом от 07.07.2023 года № СП/54033/23 (Решение №3) в адрес Департамента поступило письмо об установлении нового срока исполнения Решения ФАС России от 29.07.2022. Просит также учесть, что ею были предприняты действия для исполнения решений ФАС, направлен запрос о разъяснении порядка учета полученных организаций пеней, штрафов и неустоек, было направлено обращение в суд для установления соответствия Решения ФАС России действующему законодательству, назначено заседание правления Департамента для рассмотрения вопросов во исполнения Решения ФАС России. С учетом изложенного (отсутствие разъяснений) исполнение Решений ФАС России от 29.07.2022 и от 09.11.2022 в полном объеме не представлялось возможным, какие-либо последствия для филиала ПАО «Россетти Центр»-«Ярэнерго» не наступили. Также полагает, что подлежат применению положения ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Лицо, привлекаемое к ответственности, Сачкова М.А. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в ее отсутствие.

Защитник Сачковой М.А. по доверенности Мурсалян К.Ш. в судебных заседаниях доводы жалобы, а также письменных дополнений к жалобе поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что без разъяснений Арбитражного суда в части алгоритма учета полученной неустойки за несвоевременную оплату оказанных услуг, исполнение решения ФАС России было невозможным, отклонение составило 245 390 рублей – сумма, которая могла бы остаться в распоряжении филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго», как сверхвыручка без целевого назначения, указанное обстоятельство подтверждается и апелляционной жалобой ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго», представил дополнительные документы об исполнении решения ФАС России.

Представитель административного органа по доверенности Шушкова А.С. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлены, в судебном заседании 12.02.2024 года против удовлетворения жалобы возражала, в том числе по доводам письменных объяснений, указывая на то, что процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было, протокол по делу об административном правонарушении рассмотрен с извещением Сачковой М.А., также обратила внимание, что органу регулирования в рамках исполнения Решения ФАС России необходимо было проанализировать проценты к получению (на предмет их получения от регулируемого вида деятельности), результаты проведенного анализа должны быть учтены Департаментом при определении размера собственных средств сетевой организации на реализацию инвестиционной программы, что разъяснено дополнительно письмом от 18.08.2022 года №СП/77783/22, таким образом основания для неисполнения Решения ФАС России № 2 отсутствовали, вступившими в законную силу судебными актами подтверждена законность и, как следствие, исполнимость данного решения.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).

ПАО «Россети Центр»-филиал «Ярэнерго» подано заявление в ФАС России о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике. Указанное заявление мотивировано тем, что ПАО «Россети Центр» филиал «Ярэнерго» не было согласно с тарифами на услуги по передаче электрической энергии и НВВ организации на 2022 год, установленными приказами Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 29.12.2021 № 467-п/ээ «Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям на территории Ярославской области», от 29.12.2017 № 363-ээ/нвв «Об определении размера необходимой валовой выручки филиалу публичного акционерного общества «Межрегиональная сетевая компания Центра» - «Ярэнерго» на 2018-2022 годы (без учета оплаты потерь) (в ред. от 29.12.2021 № 466-ви). Также в заявлении ПАО «Россетти Центр» филиал «Ярэнерго» были заявлены требования о дополнительном учете затрат в необходимой валовой выручке на 2022 год, в том числе с учетом отрицательной корректировки НВВ, связанной с исполнением инвестиционной программы за 2020 год.

Комиссией ФАС России по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике №3, утвержденной приказом ФАС от 22.08.2018 №1178/18, было рассмотрено указанное выше заявление ПАО «Россети Центр» филиал «Ярэнерго», по результатам рассмотрения принято решение от 29.07.2022 № СП/72139/22 о частичном удовлетворении требований ПАО «Россети Центр» филиал «Ярэнерго».

В мотивировочной части Решения ФАС России от 29.07.2022 № СП/72139/22 указано, что Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э не предусмотрен учет в регулируемых ценах (тарифах) пеней, штрафов, неустоек. При этом регулируемые организации несут данные расходы, необеспеченные выручкой от регулируемого вида деятельности. В пункте 3 резолютивной части решения ФАС России от 29.07.2022 № СП/72139/22 Департаменту было указано на необходимость в срок до 01.10.2022 произвести и отразить анализ и расчёт расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части решения ФАС России № 1, указав, на основании каких документов принималось решение по статьям затрат: «Корректировка НВВ на 2022 год, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год»; «Доходы, недополученные при осуществлении регулируемой деятельности в 2020 году».

Письмом от 29.09.2022 № исх.31-2047/2022, направленным в адрес ФАС России, Департамент сообщил антимонопольному органу об исполнении решения ФАС России от 29.07.2022 № СП/72139/22. К письму заявителем были приложены, в частности, приказы Департамента от 29.09.2022 № 41-ви «О внесении изменений в приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 29.12.2017 № 363-ээ/нвв», от 29.09.2022 № 42-ви «О внесении изменений в приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 29.12.2021 № 467-п/ээ», скорректированное экспертное заключение по корректировке необходимой валовой выручки ПАО «Россети Центр», устанавливаемой с применением метода доходности инвестированного капитала.

По итогам анализа представленных документов и сведений ФАС России было установлено, что Решение ФАС России от 29.07.2022 № СП/72139/22 Департаментом в полном объёме не исполнено.

Так, в нарушение решения ФАС России от 29.07.2022 № СП/72139/22 Департаментом при расчёте расходов по статье «Корректировка НВВ на 2022 год, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год» в составе объёма собственных средств ПАО «Россети Центр» на реализацию инвестиционных программ учтена фактически взысканная неустойка за несвоевременную оплату оказанных регулируемой организацией услуг по передаче электрической энергии в размере 221 956,00 тыс. руб.

Комиссией ФАС России по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых пен (тарифов) в электроэнергетике №3 было вынесено 09.11.2022 Решение №2, которым Департамент регулирования тарифов Ярославской области признан не исполнившим решение ФАС России от 29.07.2022, установлен новый срок исполнения – 01.12.2022 года.

Лицо, привлекаемое к ответственности, Сачкова М.А., фактически не оспаривает выводы Решения ФАС России от 09.11.2022 о том, что департамент регулирования тарифов Ярославской области не исполнил решение ФАС России от 29.07.2022 года, указывает на нарушение срока рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ, а также обстоятельств, препятствовавших исполнению Решений ФАС России.

Суд с данными доводами не соглашается в связи со следующим:

Предусмотренный частью 1 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок рассмотрения дела об административном правонарушении не является пресекательным, в связи с чем его нарушение не может служить основанием для признания незаконными принятых по такому делу актов, равно как и отсутствие в материалах дела определения о продлении срока его рассмотрения.

Обжалование Решения ФАС России в судебном порядке не являлось основанием для непринятия мер по его исполнению во вновь установленный срок, поскольку определением Арбитражного суда г.Москвы от 22.12.2022 по делу №А40-266712/22-122-1930 в удовлетворении о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения Решения ФАС России от 09.11.2022 №СП/101792/22 до вступления судебного акта в законную силу отказано, разъяснения ФАС России были направлены письмом от 18.08.2022 года, однако в последующем никаких мер по исполнению Решения ФАС России принято не было, заседание правления департамента по рассмотрению соответствующих вопросов о пересмотре НВВ, тарифов назначено было только на 13.07.2023 года.

Кроме того, решением Арбитражного суда г.Москвы от 23.03.2023 года по делу № А40-262792/2022, оставленным без изменения постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 27.06.2023, требования Департамента оставлены без удовлетворения. Исполнение решения ФАС России от 09.11.2022 года не связано с вынесением решения Арбитражного суда города Москвы, поскольку орган регулирования в рамках исполнения Решения ФАС России самостоятельно должен был и мог в силу имеющихся полномочий определить алгоритм учета полученной неустойки за несвоевременную оплату оказанных услуг, проанализировать проценты к получению (на предмет их получения от регулируемого вида деятельности) и учесть результаты проведенного анализа при определении размера собственных средств сетевой организации на реализацию инвестиционной программы.

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 19.5 КоАП РФ, в действиях директора департамента регулирования тарифов Ярославской области (с 01.09.2023 года в связи с переименованием – министерства тарифного регулирования Ярославской области) Сачковой М.А., выразившихся в неисполнении предписания (решения) в установленный срок органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), имеется, поскольку Решение № 2 от 09.11.2022 № СП/101792/22 в установленный срок 01.12.2022 года не исполнено.

Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было, из текста Постановления следует, что письменные объяснения Сачковой М.А. и ее доводы фактически оценены.

Вина Сачковой М.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, решением ФАС России от 29.07.2022 № СП 172139/22, решением ФАС России от 09.11.2022 № СП 101792/22, решением ФАС России от 07.07.2023 № СП/54033/23,приказом № 41-ви от 29.09.2022 «О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 29.12.2017 № 363-ээ/нвв», приказом № 42-ви от 29.09.2022 «О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 29.12.2017 № 467-п/ээ», протоколом № 17 от 22.09.2022 заседания правления департамента, изменением в экспертное заключение по корректировке величины необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россетти-Центр»- «Ярэнерго» на 2022 год, определением Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2022 года, решением Арбитражного суда города Москвы от 23.03.2023 года по делу №А40-262792/2022, оставленным без изменения постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 27.06.2023 года, иными материалами дела об административном правонарушении.

Указанные доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности Сачковой М.А. в совершении административного правонарушения, оснований для переоценки доказательств не имеется.

Постановление от 21 ноября 2023 года № 31/04/19.5-38/2023 вынесено уполномоченным на то лицом. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушены.

С учетом сведений о личности лица, привлекаемого к ответственности, с учетом установленной степени вины Сачковой М.А. в совершении административного правонарушения должностным лицом назначено административное наказание в виде предупреждения с применением положений ч.2 ст. 3.4, ч.ч. 1,2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Оснований для признания совершенного Сачковой М.А. административного правонарушения малозначительным судья не усматривает.

Таким образом, постановление начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Воронина А.С. от 21 ноября 2023 года № 31/04/19.5-38/2023 является законным и обоснованным, назначенное наказание является справедливым, а потому оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Воронина А.С. от 21 ноября 2023 года № 31/04/19.5-38/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сачковой Марии Андреевны оставить без изменения, а жалобу Сачковой Марии Андреевны – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья Ю.Г.Жаварцова