Дело №12-541/16
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск 22 июля 2016
Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Хаустова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 в интересах Общества с ограниченной ответственностью «Эксперт-Центр» на постановление Государственной инспекции труда в Ульяновской области № от 15 февраля 2016, которым Общество с ограниченной ответственностью «Эксперт-Центр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.54 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 15.02.2016 ООО «Эксперт-Центр», при изложенных в постановлении обстоятельствах, признано виновным и привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.14.54 КоАП РФ, к административному штрафу в размере 70 000 рублей.
Директор ООО «Эксперт-Центр» ФИО1 в жалобе просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Указал, что в соответствии со ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда. Согласно ст. 28 указанного Федерального закона, статья 18 вступает в законную силу с 1 января 2016. До 1 января 2016 сведения, указанные в статье 18, передаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. На основании Приказа №436н сведения о результатах проведения СОУТ передаются организацией, проводящей СОУТ, в течении 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о её проведении. В 2015 ООО «Эксперт-Центр» исполняло приказ, предоставляло информацию на бумажных и электронных носителях в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда, на которых проводилась специальная оценка условий труда. На момент вступления в действие приказа № 436н отсутствовали какие-либо нормативно-правовые акты о признании АС АКОТ системой, предназначенной для сбора сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда. 26.11.2015 был подписан приказ № 897 Министерства труда о внесении изменений в приказ № 65 от 31.01.2014. В связи с публикацией приказа № 897 организации, занимающиеся СОУТ, впервые узнали о том, что был еще 31.01.2014 подписан приказ о вводе в эксплуатацию Автоматизированной системы анализа и контроля в области охраны труда. Почти через 2 года после подписания приказа № 65 стало известно, что есть система, введенная в эксплуатацию в 2013, в которую можно было отправлять отчеты о проведенных СОУТ. В силу закона ООО «Эксперт-Центр» не было обязано вносить в ФГИС сведения о результатах проведения СОУТ на предприятиях в 2015, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения. Кроме того, сроки давности привлечения к ответственности истекли.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 доводы жалобы поддержал в полном объеме. Обратил внимание суда на то, что с начала 2014 по ноябрь 2015 невозможно было использовать систему АС АКОТ, полномочия организации в указанный период были ограничены, поскольку, сайт начал работать только с февраля 2016. Тем не менее, все отчеты о СОУТ в бумажном и электронном виде в территориальный орган Роструда они сдали, усилия по организации отчетности в федеральную АС АКОТ прилагали с момента получения квалифицированной электронной подписи. Полагал, что помимо всего истекли и сроки давности привлечения к ответственности.
Представитель Государственной инспекции труда в Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного разбирательства извещался.
Выслушав представителя заявителя, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Частью 1 ст. 14.54 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда.
Правовые, организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован главой 2 указанного Закона. Согласно частям 1-3 ст. 15 данного Закона, проводящая специальную оценку условий труда организация, составляет отчет о её проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии со ст. 18 Закона, вступившего в силу с 01.01.2016, результаты проведения специальной оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда. Обязанность по их передаче возлагается на организацию, проводящую специальной оценки условий труда. Последняя в течении 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о её проведении передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч.3 ст. 28 Закона до 01.01.2016 сведения, указанные в ст. 18 настоящего Федерального закона, передаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты России от 03.07.2014 №436н утвержден Порядок передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда, в соответствии с п.2 которого сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда передаются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течении 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о её проведении: на бумажных и электронных носителях – в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда, на которых проводилась специальная оценка условий труда, а в случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда на рабочих местах, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации - в Федеральную службу по труду и занятости; в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда.
Согласно Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства, федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной государственной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и её территориальных органов (государственных инспекций труда).
Из системного анализа приведенных выше положений закона следует, что п. 2 Порядка в части передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда противоречит ч.3 ст. 28 Закона «О специальной оценке условий труда», имеющего большую юридическую силу, поскольку по своей сути установленная в ч.2 Порядка указанная обязанность дублирует обязанность передачи сведений в информационную систему, установленную ст. 18 закона №426-ФЗ, вступление в силу которой предусмотрено с 01.01.2016. По смыслу ч.3 ст. 28 Закона №426-ФЗ до 01.01.2016 в государственные инспекции труда должны быть переданы сведения в порядке, установленном Министерством труда. При этом порядок предусматривает правило или последовательность действий по передаче сведений и не должен содержать ту обязанность, которая указана в ст. 18 Федерального закона, действие которой отсрочено до 01.01.2016.
Таким образом, требование передачи сведений в информационную систему до 01.01.2016, установленное абз.3 п. 2 Порядка, по своей сути повторяющее требование, изложенное в ст. 18 ФЗ «О специальной оценке условий труда», действие которой отсрочено до 01.01.2016., является необоснованным.
Кроме того, необходимо учитывать, что из материалов дела следует, что в период до 01.01.2016 АС АКОТ была организована как пилотный проект с той целью, чтобы с 01.01.2016 система функционировала в полном объеме. Причем за указанный период имелись случаи её некорректной работы, что свидетельствует о том, что до 01.01.2016 фактически велась опытная пробная эксплуатация информационной системы.
Необходимо учесть и то обстоятельство, что АС АКОТ и федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда являются полностью аналогичными, то есть после 01.01.2016 сведения о проведенной специальной оценке условий труда заносились в эту же систему, которая была переименована, что подтверждено и приказом Минтруда РФ за №897 от 26.11.2015.
Таким образом, опытная пробная работа информационной системы АС АКОТ, которая с 01.01.2016 переименована в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда, также свидетельствует об отсутствии у ООО «Эксперт-Центр» обязанности передавать сведения в информационную систему до 01.01.2016.
В связи с чем выводы должностного лица о нарушении ООО «Эксперт-Центр» установленного порядка проведения специальной оценки условий труда являются необоснованными.
Кроме того, из текста постановления следует, что оно неконкретизировано: в нем отсутствуют наименование организаций, в которых проводилась специальная оценка условий труда, даты проведения в них специальной оценки условий труда, а также требуемая дата выгрузки сведений, что лишает суд возможности высказать свое суждение относительно соблюдения государственным инспектором труда сроков давности привлечения юридического лица к административной ответственности.
Между тем, сроки давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел составляют всего лишь 2 месяца.
На основании изложенного, обжалуемое ООО «Эксперт-Центр» постановление подлежит отмене, производство по делу прекращению на основании п.п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Эксперт-Центр» ФИО1 удовлетворить.
Постановление Государственной инспекции труда в Ульяновской области № от 15 февраля 2016 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Эксперт-Центр» по ч. 1 ст.14.54 КоАП РФ отменить, производство по делу на основании п.п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней с момента вручения копии.
Судья Е.В. Хаустова