ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-542/2022 от 16.08.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

РЕШЕНИЕ

г. Костром 16 августа 2022 года

Судья Свердловского районного суда г. Костромы Балаев Д.Е. с участием представителя ФИО2, действующей в интересах Горячева С.И., на основании доверенности от , и должностного лица административного органа, составившей протокол об административном правонарушении ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Горячева С.И. на постановление и.о. начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 от по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,

установил:

постановлением и.о. начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 от ведущий инженер по охране труда ...» Горячев С.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Виновность Горячева С.И. как ответственного должностного лица ..., использующего опасный производственный объект «Сеть газораспределения ... III класса опасности, установлена в нарушении требований промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов, выразившихся в:

в нарушение требования ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасный производственных объектов» (далее по тексту Федеральный закон № 116-ФЗ), пп. «а» п. 2 «Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365 (далее - Положение о подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности) не проведена аттестация генерального директора ...ФИО5;

в нарушение ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ, «б», «г» п. 2 Положение о подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, исполнительный директор ...ФИО6 и ведущий инженер по охране труда Грячев С.И., являющиеся членами аттестационной комиссии и ответственными за осуществление производственного контроля, не аттестованы в территориальном управлении Ростехнадзора в области промышленной безопасности (А1) «Общие требования в области промышленной безопасности» и специальным вопросам в области требований промышленной безопасности при эксплуатации систем газораспределения и газопотребления (Б7.1);

в нарушение ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ, «б» п. 2 Положение о подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, инженер по эксплуатации ...ФИО8, как ответственный за осуществление производственного контроля в головном офисе, не аттестован в территориальном управлении Ростехнадзора по специальным вопросам в области требований промышленной безопасности при эксплуатации систем газораспределения и газопотребления (Б7.1);

в нарушении ст.9, ст. 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ, «г» п. 2 Положение о подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, в приказах «О назначении лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ... от , включены члены аттестационной комиссии, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности (А1; Б 7.1) в территориальном органе Ростехнадзора;

в нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ, ст. 5 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» ... заключён договор на обслуживание потенциально-опасных объектов г. Костромы от 01.01.2020 № 16 с МКУ «Центр гражданской защиты г. Костромы», не допущенной к проведению газоспасательных работ;

в нарушение ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 1, 2, 3, 9 постановления Правительства от 15.09.2020 № 1437 «Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО» представленный план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах, не согласован с аварийно-спасательным формированием допущенным к проведению газоспасательных работ;

в нарушение ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ у ..., отсутствует лицензия на виды работ выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности на транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды;

в нарушение г. 1 ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ в представленном Положении по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ООО «Синтек», утвержденное генеральным директором, не верно указано определение «инцидента»;

в нарушение ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 5.10 СП 56.13330.2011 Свод правил «Производственные здания». Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001, не выполнено одинарное остекленение существующего оконного проема котельной.

Не согласившись с данным постановлением, Горячев обжаловал его в суд, указав, что ... договор на обслуживание потенциально-опасного объекта с МКУ «Центр гражданской защиты г. Костромы» было заключен, поскольку последние являются единственной специализированной организацией, осуществляющими аварийно-спасательные работы на территории г. Костромы; у ... имеется лицензия на осуществление эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, в 2020 была проведена проверка соблюдения лицензионных требований, в акте проверки не указывалось на отсутствие лицензии на транспортирование опасных веществ и о необходимости внесения дополнений в виды работ; нормами Федерального закона № 116-ФЗ не содержится требований об обязательном транслировании положений и определений, данных законов, во внутренних локальных актах, в связи с чем вменяемое нарушение о неправильном определении «инцидента» в Положении, незаконно; требование о выполнении одинарного остекленения не распространяется на здание ..., находящееся у юридического лица в собственности. Также заявитель полагал, возможным признать нарушение малозначительным, либо заменить наказание в виде штрафа предупреждением.

В судебное заседание заявитель, будучи надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, уважительных причин не явки не представил, об отложении заседания не ходатайствовал, в связи с чем суд определил: рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении Горячева С.И. вынесено уполномоченным на то должностным лицом в полном соответствии со чч. 1, 5 ст. 29.10 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушен.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» (далее - Закона ФЗ-116), направлены в т.ч. на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В соответствии со ст. 9 Закона ФЗ-116 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Порядок создания профессиональных аварийно-спасательных формирований и профессиональных аварийно-спасательных служб регламентируется ст. 7 Федерального закона № 151-ФЗ от 22.08.1995 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Указанные, службы и формирования могут создаваться в федеральных органах исполнительной власти, в субъектах РФ, в специализированных организациях, в органах местного самоуправления.

Согласно ст.ст. 10 и 12 Федерального закона № 151-ФЗ все аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные службы подлежат обязательной регистрации и аттестации в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» от 22.12.2011.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» газоспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 151-ФЗ, готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедший аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.В нарушение указанных норм ООО «Синтек» заключён договор на обслуживание потенциально-опасных объектов г. Костромы с МКУ «Центр гражданской защиты г. Костромы», не допущенной к проведению газоспасательных работ.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего, лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений Федерального закона № 116-ФЗ, Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870; Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г; № 1661, а также Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению реестра опасных производственных объектов, утвержденными приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 г. № 471, для эксплуатации опасного производственного объекта «Сеть газопотребления», в соответствующей лицензии необходимо наличие следующих видов работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах; транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах. В нарушение указанных требований промышленной безопасности опасный производственный объект «Сеть газопотребления ООО «...», в состав которой входит наружный газопровод высокого и низкого давления, внутренний газопровод котельной, и по которому транспортируется газ, используется в отсутствие лицензии на транспортирование опасных веществ. Довод заявителя, что данное нарушение не указывалось ранее при проведении проверки лицензионных требований ...» не состоятелен, и не освобождает от необходимости соблюдения лицензионных требований.

Согласно абз. 5 п. 1 ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Согласно п. 5.10 СП 56.13330.2011 в помещениях категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности следует предусматривать наружные легкосбрасываемые ограждающие конструкции. В качестве легкосбрасываемых конструкций следует, как правило, использовать одинарное остекление окон и фонарей. ..., использующее помещение встроенной котельной, не в полной мере соответствующее требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии выполнения мероприятий по одинарному остеклению существующего оконного проема, после проведения которых Объект будет соответствовать требованиям промышленной безопасности. Довод заявителя, что данные требования санитарных правил не распространяется на помещение котельной, поскольку здание находится в собственности ОО «Синтек» не состоятелен и основан на неверном толковании норм законодательства.

Указанные требования закона должностным лицом, ответственным за соблюдение норм безопасности при использовании опасного промышленного объекта «Сеть газораспределения ... ведущим инженером по охране труда Горячевым не исполнены.

Довод заявителя указанные в жалобе, фактически были рассмотрены должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления, им дана соответствующая юридическая оценка, с выводами должностного лица суд соглашается.

Совершенное Горячевым С.И. административное правонарушение правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ как нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Виновность Горячева С.И. в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые заявителем не оспариваются.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно п. 21 постановления Пленума ВС РФ № 5 от 24.03.2005 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Совершенное Горячевым административное правонарушение связано с нарушением требований промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта, что могло повлечь возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера. При таких обстоятельствах оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, а также для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.

Установленный законом порядок привлечения к административной ответственности соблюден, вид и размер наказания назначены в минимальном размере в соответствии с санкцией статьи.

Таким образом, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены суд не усматривает, а потому жалобу заявителя следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд

решил:

постановление и.о. начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4.2-Пс/0031-215-38пл-2022 от по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ведущего инженера по охране труда ... Горячева С.И. оставить без изменений, жалобу Горячева С.И. без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд в течение 10 суток с момента получения либо вручения его копии.

Судья Д.Е. Балаев