УИД: 16RS0036-01-2019-004556-79
Дело №12-543
Р Е Ш Е Н И Е
г.Альметьевск 20 сентября 2019 года
Судья Альметьевского городского суда Республики Татарстан Ш.Н. Шарифуллин,при секретаре А.А. Гайфуллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО «УК «Татбурнефть» на постановление по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Альметьевскому району от 14 августа 2019 года ООО «УК «Татбурнефть» за нарушение п.23.5 ПДД РФ,на основании ч.10 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
ООО «УК «Татбурнефть», считая данное постановление незаконным и необоснованным, обратилось в суд с жалобой, указывая, что в постановлении отражены следующие обстоятельства произошедшего: 04.07.2019г. в 21:13 час. на 95 км. + 700 м. автодороги Кузайкино-Нурлат водитель транспортного средства *** гос. знак *** ФИО1 перевозил груз тяжеловесным транспортным средством с превышением осевых нагрузок без специального разрешения и пропуска. Однако изложенные в постановлении обстоятельства не соответствуют фактическим обстоятельствам. Так для перевозки груза 04.07.2019г. на транспортное средство *** гос.знак *** грузоперевозчиком ООО «УК «Татспецтранспорт» было оформлено специальное разрешение *** от 03.07.2019г. В связи с чем, ООО «УК «Татбурнефть» возражает относительно обстоятельства, изложенного в постановлении о том, что водитель ФИО2 перевозил тяжеловесный груз с превышением нагрузок без специального разрешения. Тогда как вменяемая заявителю ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ предусматривает ответственность не за перевозку без специального разрешения, а за превышение допустимой нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами, осуществившими погрузку груза. Таким образом, в действиях ООО «УК «Татбурнеть» не содержится состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ. Что является основанием для признания указанного постановления незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Более того, при осуществлении весового контроля транспортного средства был нарушен Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденный Приказом Министерства транспорта РФ от 29 марта 2018г. №119, в частности: весогабаритный контроль осуществлялся неуполномоченным контрольно-надзорным органом; весогабаритный контроль был осуществлен в отсутствии определения типа подвески (пневматическая или эквивалентная ей) полуприцепа; п. 19 Порядка закреплено, что при осуществлении весогабаритного контроля допускается неравномерное распределение осевых нагрузок в группе осей в соответствии с нормами, установленными примечаниями к приложению 2 к Правилам; при осуществлении взвешивания транспортного средства отсутствовало освещение пункта весового контроля; в связи с отсутствием освещения пункта весового контроля могут быть искажены видеозаписи с систем видеоконтроля пункта весового контроля. Более того, местом совершения административного правонарушения указаны 95 км. + 700 м. автодороги Кузайкино-Нурлат, относящиеся к территории Нурлатского муниципального района РТ. Данное административное расследование было проведено с нарушением правил подведомственности, а именно не по месту совершения и выявления правонарушения. Так, административное расследование с вынесением постановления было проведено ОГИБДД ОМВД России по Альметьевскому району, тогда как должно быть расследовано ОМВД России по Нурлатскому району, в чью юрисдикцию входит, в том числе проверка соблюдений требований КоАП РФ на территории Нурлатского муниципального района РТ, где и было обнаружено вменяемое заявителю административное правонарушение.
Проведение административного расследования и рассмотрение дела в г.Альметьевск должностным лицом ОГИБДД Отдела МВД России по Альметьевскому району является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, с превышением своих должностных полномочий и нарушением правил подведомственности. В связи с чем, данное постановление подлежит отмене в силу его незаконности.
Также необходимо учесть то обстоятельство, что в соответствии с условиями договора №УК/0005/19/УК-4 от 01.01.2019г., заключенного между ООО «УК «Татспецтранспорт» и ООО «УК «Татбурнефть», исполнитель обязуется оказывать услуги автотракторной и специальной техникой, а также услуги по перевозке грузов, комплектов бурового оборудования и пассажиров автомобильным транспортном на основании заявок заказчика представленных исполнителю, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора. В данном случае заказчиком была направлена заявка на получение разрешения для перевозки крупногабаритного и/или тяжеловесного груза на указанном автомобиле. Поскольку на основании заявки исполнитель самостоятельно осуществляет подбор транспортного средства в соответствии с заявленным весом и габаритами груза и учетом распределения нагрузки на оси транспортного средства, оформляет разрешение на перевозку, осуществляет контроль за погрузкой и размещением груза в транспортном средства с учетом распределения нагрузок по осям во избежание нарушений законодательных актов РФ и регионов РФ, соответственно вины заказчика в нарушении погрузки груза, повлекшей превышение нагрузки на ось транспортного средства, не имеется.
В данном случае заказчик добросовестно исполнил возложенные на него обязанности по договору, а именно: подал заявку на оформление разрешения для перевозки с указанием массы, длины, ширины и высоты груза, предоставив таким образом исполнителю достоверные сведения о весе и габаритах груза, осуществил погрузку груза. Исполнитель же должен был предоставить транспортное средство под указанные габариты и вес, а также осуществить контроль за погрузкой и размещением груза на транспортное средство с учетом распределения нагрузки на ось, чего в данном случае исполнителем выполнено не было. Исполнитель принял груз к перевозке без каких-либо замечаний, не проконтролировав при погрузке груза распределение нагрузки на оси транспортного средства.
Таким образом, заказчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований закона и недопущению превышения нагрузки на ось.
Также необходимо учесть, что транспортное средство, на котором перевозился груз не принадлежит заказчику, технические характеристики на соответствие транспортного средства по заявленные вес и габариты груза определяются исполнителем. Соответственно, исходя из предполагаемой добросовестности, профессионализма исполнителя и возмездности оказываемых исполнителем услуг (в том числе возмещение заказчиком расходов по приобретению пропусков) заказчик осуществил погрузку груза на транспортное средство, предоставленное исполнителем, без каких-либо сомнений относительно правильности выбора транспортного средства исполнителем. Из чего следует, что транспортное средство исполнителя должно было соответствовать заявленным заказчиком габаритам и весу груза.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Просит признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении жалобы настаивал.
Выслушав мнение явившихся сторон, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Согласно пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным Законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Как следует из норм, содержащихся в части 15 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ и частях 8, 12 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ), погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
Из материалов дела следует, что 04 июля 2019 года в 21:13 час. на 95 км. + 700 м. автодороги Кузайикно-Нурлат, водитель транспортного средства марки *** гос.знак ***, ФИО1, перевозил тяжеловесный груз с превышением осевых нагрузок на транспортном средстве без специального указанных в спец. разрешении *** от 04.07.2019г. Согласно акту определения весовых параметров транспортного средства №433 осевая нагрузка на 6-ю одиночную ось с учетом погрешности составила 9600кг, при допустимой нагрузки указанной в спец.разрешении 8400 кг, а именно превышение осевой нагрузки составило 14,29% указанной в приложении №2 правил перевозки автомобильным транспортом (утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2011г. №272). Взвешивание произведено на весовом оборудовании ВА-15С зав.№1737, свидетельство о поверке №9817130 действительно до 27.09.2019г.; ВА-15С зав.№1758 свидетельство о поверке №9816993 действительно до 27.09.2019г.
Согласно товарно-транспортной накладной от 04.07.2019г. грузоотправителем груза является ООО УК «Татбурнефть».
Таким образом, общество нарушило пункт 23.5 Правил дорожного движения, в связи, с чем в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Выводы должностного лица о наличии в действиях ООО УК «Татбурнефть» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, основаны на исследованных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ материалах административного дела, в частности: протоколе об административном правонарушении 07 августа 2019, в котором изложены обстоятельства совершения ООО УК «Татбурнефть» правонарушения; Акте №430 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и /или) нагрузке на ось; товарно-транспортной накладной; объяснении водителя и иных материалах дела.
Объективных данных, ставящих под сомнение вышеуказанные доказательства, в деле не содержится, с жалобой заявителем не представлено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установило все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, дало правильную юридическую оценку действиям общества и сделало обоснованный вывод о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ, соответствует установленным по делу обстоятельствам. Каких-либо данных, которые могли бы вызвать сомнение в объективности и беспристрастности должностного лица при вынесении постановления по настоящему делу, в представленных материалах не имеется.
Вопреки доводу жалобы дело рассмотрено уполномоченным на то должностным лицом - начальника отдела ГИБДД ОМВД России по Альметьевскому району РТ, которым вынесено соответствующее постановление о привлечении ООО «УК «Татбурнефть» к административной ответственности.
Из акта усматривается, что взвешивание производилось на посту весового контроля «Камышла 2», весами, прошедшими поверку 27.09.2018, свидетельство о поверке №9817130, 9816993. Измерение массы автомобиля производилось автомобильными электронными весами, которые прошли поверку и являются сертифицированным средством измерения. Оснований усомниться в результатах взвешивания у должностного лица административного органа не имелось. Кроме того, акт составлен в присутствии водителя ФИО1, подписан им без каких-либо замечаний и возражений.
Таким образом, выводы должностного лица о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ являются обоснованными.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Организации, являющиеся грузоотправителями и осуществляющие погрузку груза на автомобильный транспорт, обязаны принять все возможные меры для обеспечения соблюдения действующих правил по такой перевозке. При этом юридическое лицо должно организовать и контролировать работу по загрузке транспортных таким образом, чтобы исключить возможность нарушения ими установленных норм и правил. В данном случае ООО «УК «Татбурнефть» следовало принять все меры к тому, чтобы масса отправляемого им груза, его распределение по транспортному средству не повлекло превышение допустимой нагрузки на ось.
Относительно позиции ООО «УК «Татбурнефть» о том, что погрузка осуществлялась силами иного лица, то она основана на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Как указывалось выше погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем... Грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, подтверждается заключение договора перевозки груза.
Согласно транспортной накладной от 04.07.2019 грузоотправителем является именно ООО «УК «Татбурнефть», что в данном случае имеет значение для дела, в связи с этим ссылка на договор об организации перевозок грузов автомобильным транспортом №УК/0005/19/УК-4 от 01.01.2019г., заключенный между ООО «УК «Татспецтранспорт» и ООО «УК «Татбурнефть», не принимается.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Альметьевскому району от 14 августа 2019 года о привлечении ООО «УК «Татбурнефть»к административнойответственности оставить без изменения, жалобу ООО «УК «Татбурнефть» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение 10 дней.
С У Д Ь Я: