ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-543/20 от 09.07.2020 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№12-543/2020

РЕШЕНИЕ

9 июля 2020 года г.Астрахань

Судья Кировского районного суда г. Астрахани Рахматулина Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Храпова Павла Михайловича на постановление от 5 июня 2020 года Управления Федерального казначейства по Астраханской области о привлечении Храпова П.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Храпов П.М. обратился в суд с жалобой на постановление от 5 июня 2020 года Управления Федерального казначейства по Астраханской области о привлечении Храпова П.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обосновав свои требования тем, что постановлением Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 5 июня 2020 года, он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 15 000 рублей. Не оспаривая данное постановление, заявитель просит применить ст. 2.9 КоАП РФ и объявить ему устное замечание.

В судебном заседании Храпов П.М. и его представитель Слиженкова Т.Н. доводы жалобы поддержали.

Представители Управления Федерального казначейства по Астраханской области Денисенко М.Ю. просила оставить постановление без изменения.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании постановления о назначении административного наказания, принятого заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 5 июня 2020 года Храпов П.М. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 15 000 рублей.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 20 мая 2018 года составлен заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере Управления Федерального казначейства по Астраханской области Блиновой О.В. о совершении Храповым П.М. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьей 15.15.6 КоАП РФ, выразившегося в следующем.

На основании приказа Управления Федерального казначейства по Астраханской области (далее - УФК по Астраханской области) от 3 марта 2020 г. № 165 «О назначении плановой выездной проверки управления по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань», с учетом изменений, внесенных приказами УФК по Астраханской области от 17 марта 2020 г. № 180, от 30 марта 2020 г. № 217, от 30 марта 2020 г. № 219 в Управлении проведена выездная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» за период 2019 год.

Проверкой правильности и своевременности отражения в бюджетном учете операций, связанных с расходованием средств федерального бюджета, и отражение их результатов в бюджетной отчетности, установлено следующее.

Уведомлением по расчетам между бюджетами от 23 декабря 2019 г. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области уведомляет, что в соответствии с Законом Астраханской области от 12 декабря 2019 г. «О бюджете Астраханской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Управлению предусмотрено предоставление межбюджетного трансферта (наименование межбюджетного трансферта: финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта «Дорожная сеть (Астраханская область)» в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области в сумме 340 000 000,00 рублей по коду бюджетной классификации (код по классификации доходов бюджета, получающего межбюджетный трансферт ) на 2020 год.

Письмом от 23 декабря 2019 г. финансово-казначейское управление администрации города Астрахани довело до Управления выписки:

- из решения Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 19 декабря 2019 г. «О бюджете муниципального образования «Город Астрахань» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;

- из сводной бюджетной росписи бюджета МО «Город Астрахань» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной приказом финансово казначейского управления администрации города Астрахани от 19 декабря 2019 г. .

Согласно вышеуказанным выпискам Управлению предусмотрены ЛБО на 2020 год по КБК в сумме 340 000 000,00 рублей.

В соответствии с пунктом 309 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее - Инструкции № 157н) объекты учета раздела «Санкционирование расходов экономического субъекта» учитываются по аналитическим группам синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам:

10 «Санкционирование по текущему финансовому году»;

20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)»;

30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)»;

40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»;

90 «Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)».

Пунктом 315 Инструкции № 157н установлено, что счет 0.501.00.000 «Лимиты бюджетных обязательств» предназначен для учета учреждениями, финансовыми органами, органами Федерального казначейства показателей утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода.

Согласно пункту 316 группировка лимитов бюджетных обязательств осуществляется в разрезе счетов, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета, и соответствующие аналитические коды вида синтетического счета:

«Доведенные лимиты бюджетных обязательств»;

«Лимиты бюджетных обязательств к распределению»;

«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»;

«Переданные лимиты бюджетных обязательств»;

«Полученные лимиты бюджетных обязательств»;

«Лимиты бюджетных обязательств в пути»;

9 «Утвержденные лимиты бюджетных обязательств».

В соответствии с требованиями пункта 129 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н) счет 0.501.00.000 «Лимиты бюджетных обязательств» предназначен для учета учреждениями, финансовыми органами, органами Федерального казначейства (в части кассового исполнения федерального бюджета) показателей утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода.

Учет лимитов бюджетных обязательств ведется на следующих счетах:

050101000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств»;

050102000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению»;

050103000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»;

050104000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств»;

050105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств»;

050106000 «Лимиты бюджетных обязательств в пути»;

050109000 «Утвержденные лимиты бюджетных обязательств».

Пунктом 130 Инструкции № 162н объекты учета раздела «Санкционирование расходов экономического субъекта» учитываются в разрезе групп объектов учета, формируемых по финансовым периодам: текущий финансовый год; первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год); второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным); второй год, следующий за очередным; на иные очередные годы (за пределами планового периода).

Согласно пункту 136 Инструкции № 162н счет 0.501.05.000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» предназначен для учета распорядителями, получателями бюджетных средств, финансовыми органами, органами Федерального казначейства сумм лимитов бюджетных обязательств, полученных в установленном финансовым органом соответствующего бюджета порядке распорядителем, получателем бюджетных средств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй года планового периода, а также сумм внесенных изменений в показатели полученных в течение текущего финансового года лимитов бюджетных обязательств.

По дебету счета отражаются получателем бюджетных средств - суммы лимитов бюджетных обязательств, полученных получателем бюджетных средств от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (внесенных изменений), в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0.501.03.000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств».

Однако, согласно данным бюджетного учета (Главная книга за 2019 год, журнал по санкционированию за декабрь 2019 года, карточка счета по счету бюджетного учета 1.501.25.000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)»), доведенные в декабре 2019 года ЛБО на 2020 год по КБК 737 0409 03211153930 ООО в сумме 340 000 000,00 рублей не отражены по дебету счету бюджетного учета 1.501.25.000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)» и кредиту счета бюджетного учета 1.501.23.000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств».

Нарушение Управлением методологии ведения бюджетного учета, определенной пунктами 309, 315, 316 Инструкции № 157н и пунктами 129, 130, 136 Инструкции № 162н, в части не отражения в бюджетном учете полученных ЛБО на 2020 год (на первый год, следующий за текущим (очередным финансовым годом)), привело к недостоверной информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета, а именно в не отражении по счету бюджетного учета 1.501.25.000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)» полученных ЛБО на 2020 год (на первый год, следующий за текущим (очередным финансовым годом)) по КБК 737 0409 03211153930 000 на сумму 340 000 000,00 рублей.

В представленном к проверке Отчете о бюджетных обязательствах (формы по ОКУД 0503128) в разделе 3 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, всего» в графе 5 «Утвержденные (доведенные), лимиты бюджетных обязательств» по строке 800 показатель по полученным лимитам бюджетных обязательств на 2020 год отсутствует.

В соответствии с абзацем 11 пункта 70 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее - Инструкция № 191 н) в графе 5 «Утвержденные (доведенные), лимиты бюджетных обязательств» по строке 800 подлежат отражению полученные лимиты бюджетных обязательств на 2020 год в сумме 340 000 000,00 рублей.

То есть, Управлением искажен показатель бюджетной отчетности, выраженный в денежном измерении, который привел к искажению информации о полученных в 2019 году лимитов бюджетных обязательств на 2020 год более чем на 10% (процентов).

Письмом от 30 декабря 2019 г. № 01-07-3199 ФКУ Управлению установлен срок представления годовой бюджетной отчетности за 2019 год до 29 января 2020 г. Отчетные формы годовой отчетности предоставляются в электронном виде в программном продукте «Свод - СМАРТ» (период «Год») и на бумажных носителях.

К проверке представлено сопроводительное письмо Управления от 29 января 2020 г. № 30-10-01-9/1 о направлении бюджетной отчетности за 2019 год с отметкой о принятии ФКУ 29 января 2020 г.

Частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, установлена административная ответственность.

В соответствии с примечанием 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, в том числе искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.

Пунктом 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Минфином России в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с пунктом 4 Инструкции № 157н при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование полной и достоверной информации о принятых учреждением обязательствах и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Пунктом 7 Инструкции № 191н определено, что бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета.

В нарушение пункта 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктов 7, 72.1 Инструкции № 191н управлением допущено нарушение при предоставлении бюджетной отчетности, выразившееся в нарушении требований к бюджетному учету, в том числе к представлению бюджетной отчетности по состоянию на 1 января 2020 г., в части не отражения по строке 800 раздела 3 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, всего» Отчета о бюджетных обязательствах (форма по ОКУД 0503128) полученных в 2019 году лимитов бюджетных обязательств на 2020 год в сумме 340 000 000,00 рублей.

В соответствии с должностной инструкцией Храпов П.М. несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Письмом от 23 декабря 2019 г. № 01-07-3095 финансово-казначейское управление администрации города Астрахани довело до Управления выписки, согласно которым Управлению предусмотрены ЛБО на 2020 год по КБК в сумме 340 000 000,00 рублей. Данная сумма должна быть отражена по строке 800 раздела 3 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, всего» Отчета о бюджетных обязательствах (форма по ОКУД 0503128) полученных в 2019 году лимитов бюджетных обязательств на 2020 год.

Таким образом, заместителем начальника управления по экономике и финансам - главным бухгалтером Управления Храповым П.М. допущено грубое нарушение требований к бюджетному учету, в том числе к представлению бюджетной отчетности, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 статьей 15.15.6 «Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия данного должностного лица правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, постановлением заместителя прокурора г. Астрахани о возбуждении дела об административном правонарушении от 5 июня 2020 года; объяснениями, другими собранными по делу об административном правонарушении доказательствами.

Постановление о привлечении Храпова П.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Храпову П.М. в пределах, установленных санкцией ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 г. N 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

С учетом обстоятельств дела, прихожу к выводу, что отсутствуют основания для прекращения производства по делу, в том числе, по малозначительности. Состав совершенного правонарушения является формальным и наступление неблагоприятных последствий не является необходимым условием для привлечения к ответственности.

Доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения должностного лица административного органа, им дана надлежащая оценка.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.3-30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 5 июня 2020 года в отношении заместителя начальника по экономике и финансам – главного бухгалтера управления по капитальному строительству администрации МО «Город Астрахань» Храпова П.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения, жалобу Храпова П.М. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 суток с момента получения решения.

Мотивированное решение изготовлено 09.07.2020 года.

Судья: