ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-543/2021 от 10.11.2021 Ачинского городского суда (Красноярский край)

№ 12-543/2021

24RS0002-01-2021-005988-36

РЕШЕНИЕ

город Ачинск Красноярского края,

улица Назарова, 28 Б 10 ноября 2021 года

Судья Ачинского городского суда Красноярского края Насонов С.Г.,

с участием защитника юридического лица АО «РУСАЛ Ачинск» - Витюговой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АО «РУСАЛ Ачинск» Витюговой Н.А. на постановление № 0904-82Пл-А-045-0421/14 от 20 августа 2021 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Колпаковой А.С. о назначении административного наказания, которым АО «РУСАЛ Ачинск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 0904-82Пл-А-045-0421/14 от 20 августа 2021 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Колпаковой А.С. о назначении административного наказания АО «РУСАЛ Ачинск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, за то, что по результатам выездной проверки в отношении АО «РУСАЛ Ачинск» выявлены следующие нарушения природоохранного законодательства:

АО «РУСАЛ Ачинск» получено разрешение на строительство объекта капитального строительства «Строительство участка по производству экологичного антипирена» № 24-43-RU 24301000-06-2020, выданное администрацией г. Ачинска 20.07.2020.

Согласно проектной документации «Строительство участка по производству экологичного антипирена» (Раздел 8 Перечень мероприятий по охране окружающей среды 456.00420-05.410.00.2.4-ООС, Том 8.1. Пояснительная записка) на земельном участке с кадастровым номером № 24:43:0134001:139 (Красноярский край, г. Ачинск, Южная промзона, квартал 12, строение 1) планируется строительство участка по производству экологичного антипирена (далее - ЭкАпирен) производительностью 5 000 т/год. Участок предназначен для производства самостоятельного вида продукции.

Запуск в эксплуатацию или остановка участка по производству ЭкАпирена не влечет за собой каких-либо технологических изменений в эксплуатации АО «РУСАЛ Ачинск».

Строительство обособленного участка по производству экологичного антипирена мощностью 16,5 т/сутки (5000,0 т/год) предусмотрено на территории основной промплощадки АО «РУСАЛ Ачинск». Установка оборудования для производства ЭкАпирена планируется во вновь строящемся здании.

Строительство предусмотрено на свободной от застройки территории в непосредственной близости к цеху гидрохимии, ориентировочная площадь участка в границах проектирования - 44520 квадратных метров (4,452 га).

В качестве сырья при производстве ЭкАпирена предусмотрены алюминатный и содо-бикарбонатный растворы цеха гидрохимии АО «РУСАЛ Ачинск». Ориентировочная потребность в алюминате натрия составляет 25 т/сутки, бикарбонате натрия - 30 т/сутки.

Таким образом, строительство обособленного участка по производству экологичного антипирена предусмотрено на территории основной промплощадки АО «РУСАЛ Ачинск» (Производственная территория № 1 г. Ачинск, 04-0124-001003-П, категория риска - чрезвычайно высокая, категория объекта - I) с применением алюминатного и содо-бикарбонатного растворов цеха гидрохимии.

Государственная экологическая экспертиза на проект строительства данного объекта не представлена юридическим лицом.

Таким образом, у АО «РУСАЛ Ачинск», осуществляющего хозяйственную деятельность на объекте I категории, отсутствует государственная экологическая экспертиза на проектную документацию объекта капитального строительства «Строительство участка по производству экологичного антипирена», чем нарушены требования п. 1 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», в связи с чем, в действиях АО «РУСАЛ Ачинск» установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник юридического лица АО «РУСАЛ-Ачинск» Витюгова Н.А. обратилась в Ачинский городской суд Красноярского края с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что в нарушение АО «РУСАЛ Ачинск» вменяется, что на объекте 1 категории АО «РУСАЛ Ачинск» допускается реализация проекта объекта капитального строительства «Строительство участка по производству экологичного антипирена» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию, что влечет нарушение п. 1 ст. 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ - непредставление проекта документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы на экологическую экспертизу.

На промышленной площадке АО «РУСАЛ Ачинск» осуществляется строительство участка по производству высокодисперсного осажденного гидроксида алюминия - I этап (далее - участок по производству ВОГА). На проектную документацию получено положительное заключение негосударственной экспертизы № 24-2-1-3-007314-2020, где определено, что проектируемый участок по производству высокодисперсного осаждения гидроксида алюминия не является объектом I категории и реализация проектных решений не повлечет за собой изменения качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов. В соответствии с «Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029) участок по производству ВОГА относится к объектам III категории.

Кроме того, участок по производству ВОГА не имеет ни одного из двух альтернативных признаков отнесения его (Участка) к объекту НВОС 1-ой категории, приведенных в письме Росприроднадзора № СР-04-05-32/14600 от 31.05.2019 г.:

1. Единое назначение отсутствует, так как АО «РУСАЛ Ачинск» предназначен для производства глинозема металлургического (оксид алюминия), который является исходным сырьем для получения алюминия, а участок по производству ВОГА предназначен для выпуска в рамках импортозамещения самостоятельного вида продукции - мелкодисперсного гидроксида алюминия, применяемого в стратегически значимых отраслях промышленности РФ.

2. Неразрывная физическая или технологическая связанность отсутствует, так как АО «РУСАЛ Ачинск» выпускает глинозем с 1970 года по настоящее время без участка по производству ВОГА. В случае реализации проекта на площадке АО «РУСАЛ Ачинск» остановка участка по производству ВОГА не влечет за собой невозможность или существенное затруднение функционирования предприятия АО «РУСАЛ Ачинск».

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 4.2, п. 4 - присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. При этом на основании статьи 69.2 вышеуказанного закона «2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Строительство участка по производству ВОГА не повлечет за собой изменения на АО «РУСАЛ Ачинск» областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов при производстве глинозема.

В связи с чем, защитник полагает, что участок по производству ВОГА является объектом III-ей категории НВОС. АО «РУСАЛ Ачинск» имеет требуемые на текущем этапе реализации проекта (строительство) экспертные заключения и разрешительную документацию. По завершении строительства участка по производству высокодисперсного осажденного гидроксида алюминия объект III-ей категории АО «РУСАЛ Ачинск» с учетом требований законодательства РФ выполнит мероприятия по постановке на государственный учёт объектов НВОС.

Данные доводы отражены в возражениях АО «РУСАЛ Ачинск» от 21.07.2021 № РА-01-840011-215-21, которые предоставлены при рассмотрении дела об административном правонарушении, но надлежащая оценка им не дана.

С учетом изложенного, полагает, что Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора при вынесении обжалуемого Постановления в нарушение ст. 26.1 КоАП РФ не учтены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, просит постановление от 20.08.2021, вынесенное Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора, отменить.

Также суду были представлены дополнительные доводы АО «РУСАЛ Ачинск» в обоснование своей позиции, согласно которым: 1) на промышленной площадке АО «РУСАЛ Ачинск» осуществляется строительство участка по производству экологичного антипирена (в заявлении от 27.08.2021 № РА-01-840031-172-21 ошибочно указано название - участок по производству высокодисперсного осажденного гидроксида алюминия (ВОГА)), где планируется осуществлять производство гидроксида алюминия методом жидкостной карбонизации алюминатно-щелочного раствора;

2) Доводы, изложенные в заявлении об оспаривании Постановления от 20.08.2021 № 0904-82Пл-А-045-0421/14 о назначении административного наказания следует читать в следующей редакции:

«На промышленной площадке АО «РУСАЛ Ачинск», осуществляется строительство участка по производству экологичного антипирена - I этап. На проектную документацию получено положительное заключение негосударственной экспертизы № 24-2-1-3-031688-2020 от 17.06.2021, где определено, что проектируемый участок по производству экологичного антипирена не является объектом I категории и реализация проектных решений не повлечет за собой изменения качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов. В соответствии с «Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (утв. Постановлением Правительства от 28.09.2015 № 1029) участок по производству экологичного антипирена относится к объектам III категории.

Кроме того, участок по производству экологичного антипирена не имеет ни одного из двух альтернативных признаков отнесения его (Участка) к объекту НВОС 1-ой категории, приведенных в письме Росприроднадзора № СР-04-05-32/14600 от 31.05.2019г:

1. Единое назначение отсутствует, так как АО «РУСАЛ Ачинск»предназначен для производства глинозема металлургического (оксид алюминия),который является исходным сырьем для получения алюминия, а участок попроизводству экологичного антипирена предназначен для выпуска в рамкахимпортозамещения самостоятельного вида продукции - мелкодисперсного гидроксидаалюминия, применяемого в стратегически значимых отраслях промышленности РФ.

Данный довод подтвержден Росприроднадзором в акте проверки от 02.06.2021 № 0904-82Пл-А\045-0421, где указано, что участок по производству экологичного антипирена предназначен для производства самостоятельного вида продукции и не имеет единого назначения с АО «РУСАЛ Ачинск» (страница 20 Акта проверки).

2. Неразрывная физическая или технологическая связанность отсутствует,так как АО «РУСАЛ Ачинск» выпускает глинозем с 1970 года по настоящее время безучастка по производству экологичного антипирена. В случае реализации проекта наплощадке АО «РУСАЛ Ачинск» остановка участка по производству экологичногоантипирена не влечет за собой невозможность или существенное затруднениефункционирования предприятия АО «РУСАЛ Ачинск».

Данный довод подтвержден Росприроднадзором в акте проверки от 02.06.2021 № 0904-82Пл-А\045-0421, где указано, что запуск в эксплуатацию или остановка участка по производству ЭкАпирена не влечет за собой каких-либо технологических изменений в эксплуатации АО «РУСАЛ Ачинск» (страница 20 Акта проверки).

3) Согласно доводам ЕМУ Росприроднадзора, проектная документация на строительство участка по производству экологичного антипирена подлежит государственной экологической экспертизе, в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об экологической экспертизе» (далее - Закон № 174-ФЗ).

С указанными доводами Общество не согласно по следующим основаниям.

В ст. 11 Закона № 174-ФЗ поименованы объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня.

В силу п.п. 7.5 ст. 11 Закона № 174-ФЗ государственной экологической экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.

К I категории относятся объекты, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - «объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков».

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):

- объекты I категории - это объекты, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду и относятся к областям применения наилучших доступных технологий;

- объекты II категории - оказывают умеренное негативное воздействие;

- объекты III категории - оказывают незначительное негативное воздействие;

- объекты IV категории - оказывают минимальное негативное воздействие.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Утвержденные критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к значительному и умеренному негативному воздействию на окружающую среду (объекты I, II категории), учитывают классификацию производства, его объемы, вид получаемый продукции.

Актом проверки от 02.06.2021 № 0904-82Пл-А\045-0421 предусмотрено, что строительство обособленного участка по производству экологичного антипирена мощностью 16.5 т\сутки (5 000,0 т\год) предусмотрено на территории основной промплощадки АО «РУСАЛ Ачинск», установка оборудования для производства ЭкАпирена планируется во вновь строящемся здании.

К перечню объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, относится «Производственная территория № 1 г. Ачинск» с кодом 04-0124-001003-П.

Объект капитального строительства «участок по производству экологичного антипирена» расположен на территории земельного участка промплощадки АО «РУСАЛ Ачинск», и предназначен для производства самостоятельного вида продукции - экологический антипирен, применяемый для выпуска негорючих компаундов, не выделяющих ядовитые газы при горении, из которых осуществляется выпуск кабельной продукции для народного хозяйства РФ. Основной продукцией АО «РУСАЛ Ачинск» является глинозем, служащий сырьем для получения первичного алюминия.

Таким образом, участок по производству экологичного антипирена не имеет единого назначения с АО «РУСАЛ Ачинск».

Перечень критериев, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, характерных для объектов I категории, не предусматривает планируемую технологию процесса и производство экологичного антипирена.

Полагают, что участок по производству экологичного антипирена является объектом III-ей категории НВОС.

4) В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), ст. 4.2, п. 4 -присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. При этом на основании статьи 69.2. вышеуказанного закона «2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

АО «РУСАЛ Ачинск» имеет требуемые на текущем этапе реализации проекта (строительство) экспертные заключения и разрешительную документацию.

Считают, что строительство участка по производству экологичного антипирена не повлечет за собой изменения на АО «РУСАЛ Ачинск» областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов при производстве глинозема.

Согласно Проектной документации на строительство участка по производству экологичного антипирена и заключению негосударственной экспертизы № 24-2-1-3-031688-2020 от 17.06.2021, планируемое производство экологичного антипирена (являющегося экологичным, безгалогенным анипереном, выступающим в качестве подавителя горения и дымообразования) будет оказывать незначительное (минимальное) воздействие на окружающую среду, в связи с чем, высока вероятность, что при постановке участка по производству экологичного антипирена на государственный учет, ему будет присвоена III или IV категория объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Согласно п. 10 ст. 28.1 Федерального закона № 7-ФЗ внедрением наилучшей доступной технологии юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями признается ограниченный во времени процесс проектирования, реконструкции, технического перевооружения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установки оборудования, а также применение технологий, которые описаны в опубликованных информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и (или) показатели воздействия на окружающую среду которых не должны превышать установленные технологические показатели наилучших доступных технологий.

Согласно ст. 20 Федерального закона № 7-ФЗ нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. К нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций.

В силу п. 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Абзацами 3, 4 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Перечень областей применения наилучших доступных технологий утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р (ред. от 24.05.2018) «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий».

Приказом Минприроды от 29.12.2020 № 1113 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства алюминия» утверждены технологические показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие наилучшим доступным технологиям.

Технологические показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соответствующие наилучшим доступным технологиям для производственного процесса по производству экологичного антипирена не утверждены.

5) в целях обоснования отсутствия увеличения загрязняющих веществ в атмосферный воздух и отходов при введении в эксплуатацию обособленного участка производства ЭкАпирена, предлагают принять во внимание следующие доводы.

Атмосферный воздух.

От источников выбросов проектируемого участка по производству ЭкАпирена в период эксплуатации в атмосферный воздух будут поступать 4 загрязняющих вещества (диАлюминий триоксид, натрий гидроксид, карбонат натрия и стеарин) в количестве ~ 3,35 т/год.

Суммарные выбросы загрязняющих веществ от источников выбросов АГК с учетом снижения выбросов от источников участка карбонизации цеха гидрохимии и ввода в эксплуатацию обособленного участка по производству ЭкАпирена, составят ~ 36720,48 т/год.

Согласно действующему проекту нормативов ПДВ общий выброс загрязняющих веществ в атмосферу на существующее положение от источников АО «РУСАЛ Ачинск» составляет ~ 36724,3 т/год. Таким образом, после введения в эксплуатацию обособленного участка по производству ЭкАпирена выброс загрязняющих веществ от АО «РУСАЛ Ачинск» снизится на ~ 3,82 тонн в год.

В перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух АО «РУСАЛ Ачинск» после ввода в эксплуатацию обособленного участка производства ЭкАпирена, войдёт новое вещество - стеарин. Однако, в соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", если уровень загрязнения атмосферы за пределами промышленной площадки, создаваемый загрязняющим веществом, составляет менее 0,1 ПДК, то вещество не оказывает воздействие на окружающую среду. Выбросы стеарина незначительны - на границе промзоны не превышают 0,1 ПДК, загрязняющее вещество не оказывает воздействие на окружающую среду.

На этапе проектирования узел обработки ЭкАпирена с применением стеарина в проект был заложен на основании информации от участников рынка негорючей кабельной продукции в России, которые обозначали, что они приобретают аналог нашего продукта у иностранных производителей, которые обрабатывают продукт стеариновой кислотой, поэтому для удовлетворения их спроса в состав проектной документации был включен узел аппретирования с аппаратом приготовления водной эмульсии стеариновой кислоты. Дальнейшее изучение рынка экологичного антипирена показало, что доля обработанного стеариновой кислотой продукта очень мала, основные потребители - крупные производители безгалогенного компаунда, предпочитают сырье без покрытия и обработка стеарином не целесообразна, промышленный выпуск ЭкАпирена планируется без использования стеариновой кислоты, в результате чего выбросы стеарина будут исключены.

Таким образом, ввод в эксплуатацию обособленного участка производства ЭкАпирена не повлечёт качественных изменений воздействия АО «РУСАЛ Ачинск» на окружающую среду, а также увеличения количественных характеристик загрязняющих веществ.

Отходы.

Реализация данного проекта предусматривается по безотходной технологии. При производстве ЭкАпирена жидкие или твердые отходы не образуются. Побочные промежуточные продукты экологически и экономически целесообразно использовать, а не утилизировать на полигонах для хранения технологических отходов, увеличивая их объем. Такая технология была найдена и все побочные промежуточные продукты с участка по производству экологичного антиперена возвращаются в основное производство АГК.

На стадии эксплуатации участка производства ЭкАпирена будут образовываться отходы, относящиеся к вспомогательному производству (ремонт, замена запчастей оборудования, бытовой мусор) в количестве 24,939 т/год.

Ожидается образование 22 видов отходов 3, 4 и 5 классов опасности.

Отходы 3 класса опасности (1,515 т/год) представляют собой отходы минеральных масел индустриальных, лом и отходы, содержащие несортированные цветные металлы, которые будут направляться на переработку сторонним специализированным лицензированным организациям, аналогично системе обращения с отходами на АО «РУСАЛ Ачинск».

Отходы 4 класса опасности будут образовываться в количестве 21,774 т/год, что составляет 0,03% от общего количества отходов 4 класса опасности, образующихся в АО «РУСАЛ Ачинск» (согласно Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат», 2018 г.)

Отходы 5 класса опасности (1,65 т/год) составят 0,0001% от общего количества отходов 5 класса опасности, образующихся в АО «РУСАЛ Ачинск» (согласно ПНООЛР АО «РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат», 2018 г.)

Номенклатура образующихся отходов от АО «РУСАЛ Ачинск» не изменится. Значимого изменения образуемых отходов не ожидается.

В этой связи, с учетом редакции п.п. 7.5 ст. 11 закона № 174-ФЗ, изложенной в Федеральном законе от 27.12.2019 № 453-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды», проектная документация объекта капитального строительства «Участок по производству экологичного антипирена» не подлежит государственной экологической экспертизе.

В силу п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке установленных законом.

В связи с изложенным полагает, что факт нарушения Обществом требований законодательства Российской Федерации государственным органом ЕМУ Росприроднадзора не доказан, в связи с чем, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, не установлено.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, будучи надлежащим образом уведомленным о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела слушанием не представил, направив в суд своего защитника.

Защитник юридического лица АО «РУСАЛ Ачинск» Витюгова Н.А. в судебном заседании доводы поданной жалобы поддержала по изложенным в ней и дополнениях к ней основаниях.

Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора, надлежащим органом извещенное о рассмотрении жалобы, в суд не явилось, ходатайств об отложении судебного заедания не заявляло.

Изучив и выслушав доводы жалобы защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ наступает за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее Закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ), который направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Статьей 1 Закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктами 1 и 6 ст. 30 Закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются: непредставление документации на экологическую экспертизу, а также реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии со ст. 4 Закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ в Российской Федерации осуществляются два вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

В силу п. 7.5 ст. 11 Закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ объектом государственной экологической экспертизы является проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (ст. 4.2):

- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Из представленных материалов следует, что производственная территория № 1 г. Ачинск, 04-0124-001003-П, относится к категория риска - чрезвычайно высокая, категория объекта - I (Свидетельство о постановке на государственный учет от 23.12.2016 № AOQFOD0H). Производственная территория № 2 Ачинский район, 04-0124-000078-П, также относится к категории риска - чрезвычайно высокая, категория объекта – I (Свидетельство о постановке на государственный учет от 22.12.2016 № AOWOM0FU).

На основании распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 82-р от 05.04.2021 была проведена плановая выездная проверка в отношении АО «РУСАЛ Ачинск», расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, Южная промзона, квартал XII, строение 1.

Согласно представленной проектной документации «Строительство участка по производству экологичного антипирена» (раздел 8 Перечень мероприятий по охране окружающей среды 456.00420-05.410.00.2.4-ООС Том 8.1. Пояснительная записка) метод получения ЭкАпирена основан на быстрой карбонизации алюминатного раствора бикарбонатным раствором с образованием алюмогеля, с выделением и осаждением микронной и/или субмикронной дисперсной твердой фазы гидроксида алюминия. В качестве сырья при производстве ЭкАпирена предусмотрены алюминатный и содо-бикарбонатный растворы цеха гидрохимии АО «РУСАЛ Ачинск».

Строительство обособленного участка по производству экологичного антипирена предусмотрено на территории основной промплощадки АО «РУСАЛ Ачинск» (Производственная территория № 1 г. Ачинск, 04-0124-001003-П, категория риска - чрезвычайно высокая, категория объекта - I).

Согласно пояснениям защитника Витюговой Н.А. при производстве ЭкАпирена жидкие или твердые отходы не образуются. Побочные промежуточные продукты экологически и экономически целесообразно использовать, а не утилизировать на полигонах для хранения технологических отходов, увеличивая их объем. Такая технология была найдена и все побочные промежуточные продукты с участка по производству экологичного антиперена планируется возвращать в основное производство АО «РУСАЛ Ачинск».

Таким образом, учитывая, что в качестве сырья при производстве ЭкАпирена предусмотрены алюминатный и содо-бикарбонатный растворы цеха гидрохимии АО «РУСАЛ Ачинск», а побочные промежуточные продукты, вырабатываемые при производстве ЭкАпирена планируется возвращать в основное производство АО «РУСАЛ Ачинск» для последующей переработки, то участок по производству экологичного антипирена и АО «РУСАЛ Ачинск» (являющийся объектом НВОС 1-й категории) имеют единый технологический цикл и расположены в пределах одного земельного участка (согласно представленной ситуационной карте-схеме), в связи с чем, подпадают под определение объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

При таких обстоятельствах, доводы защитника юридического лица об отсутствии нераразрывной технологической связанности указанных объектов не состоятельны, при этом наличие второго признака (единое назначение) не является обязательным условием для его отнесения к объекту НВОС 1-ой категории.

Кроме того, согласно представленному в материалы дела заключению экспертизы № 24-2-1-3-031688-2021 «Строительство участка по производству экологичного антипирена», в период строительства данного участка в атмосферный воздух выбрасываются: азота диоксид, азота оксид, углерод (сажа), серы диоксид, углерода оксид, керосин, железа оксид, марганец и его соединения, аммиак, ксилол, толуол, этилбензол, спирт бутиловый, спирт этиловый, бутилацетат, ацетон, циклогексанон, петролейный эфир, взвешенные вещества, пыль неорганическая содержанием SiO2 20-70%.

Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух за период строительства составит 6,136538 т.

Источниками выбросов загрязняющих веществ в период эксплуатации проектируемого объекта будут являться:

- два карбонизатора карбонизационной батареи № 3, в которых производится корректировка содо-бикарбонатного раствора путем обработки дымовыми газами. При этом в атмосферный воздух выделяется аэрозоль динатрия карбоната;

- бак алюминатного раствора с мешалкой – в атмосферный воздух выделяется аэрозоль натрия гидроксида;

- бак содо-бикарбонатного раствора с мешалкой – в атмосферный воздух выделяется аэрозоль динатрия карбаната;

- бак маточного раствора с мешалкой – в атмосферный воздух выделяется аэрозоль динатрия карбоната и натрия гидроксида;

- баки-разлагатели – в атмосферный воздух выделяется аэрозоль динатрия карбаната и натрия гидроксида;

- баки пульпы гидроксида алюминия с мешалками – в атмосферный воздух выделяется аэрозоль динатрия карбаната;

- сушилка антипирена горячим воздухом – при обработке экологичного антипирена стеарином в воздух выделяется стеарин;

- силос готовой продукции – отработанный воздух очищается от пыли гидроксида алюминия в рукавном фильтре и выбрасывается в атмосферу;

- производственные помещения участка производства экологичного пирена оборудованы вытяжной обменной вентиляцией. В атмосферный воздух выделяются диАлюминия триоксид, аэрозоли карбоната натрия и натрия гидроксида, стеарин.

От указанных источников выбросов в атмосферный воздух выбрасываются 4 загрязняющих вещества: диАлюминий триоксид, натрий гидрооксид (натрия гидроокись, едкий натр, сода каустическая), карбонат натрия (диНатрий карбонат), стеарин.

Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период эксплуатации обособленного участка по производству экологичного антипирена составит 3,3468 т/год, максимально-разовый 0,61851 г/сек.

Электроснабжение, теплоснабжение и пароснабжение участка производства экологичного антипирена будет осуществляться путем подключения к существующим сетям АО «РУСАЛ Ачинск».

Таким образом, строительство указанного участка производства ЭкАпирена повлечет за собой изменение качественно-количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду.

Кроме того, согласно пояснениям защитника Витюговой Н.А. на стадии эксплуатации участка производства ЭкАпирена будут образовываться отходы, относящиеся к вспомогательному производству (ремонт, замена запчастей оборудования, бытовой мусор) в количестве 24,939 т/год. Ожидается образование 22 видов отходов 3, 4 и 5 классов опасности.

Таким образом, производственная деятельность участка производства ЭкАпирена повлечет за собой изменение образуемых и (или) размещаемых отходов АО «РУСАЛ Ачинск».

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что проектная документация объекта капитального строительства «Строительство участка по производству экологичного антипирена» является объектом государственной экологической экспертизы и на нее не распространяют свое действие исключения, предусмотренные п. 7.5 ст. 11 Закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ.

При таких обстоятельствах, вывод должностного лица о наличии в действиях АО «РУСАЛ Ачинск» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ является правомерным, вина юридического лица в совершении указанного административного правонарушения является установленной.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении № 0904-82Пл-А-045-0421/14 от 14.07.2021; выкопировкой из акта проверки от 02.06.2021; выкопировкой из проектной документации «Строительство участка по производству экологичного антипирена»; копией разрешения на строительство от 20.07.2020 № 24-43-RU 24301000-06-2020; заключением экспертизы № 24-2-1-3-031688-2021; письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.05.2019 № СР-04-05-32/14600; пояснениями защитника АО «РУСАЛ Ачинск» Витюговой Н.А., распоряжением о проведении плановой выездной проверки и другими материалами дела.

Оснований не доверять документам, составленным уполномоченными должностными лицами, не усматривается, каких-либо нарушений при их составлении не установлено. Собранные доказательства отвечают требованиям допустимости, имеют отношение к предмету доказывания, составлены с соблюдением требований КоАП РФ и согласуются между собой.

Действия АО «РУСАЛ Ачинск» верно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ - невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Существенных нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу, влекущих отмену обжалуемого постановления, не допущено.

Административное наказание АО «РУСАЛ Ачинск» назначено по правилам, установленным ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.4 указанного Кодекса.

Постановление о назначении административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При таких обстоятельствах, постановление о назначении административного наказания № 0904-82Пл-А-045-0421/14 от 20 августа 2021 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Колпаковой А.С. является законным и обоснованным, в связи с чем отмене или изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление о назначении административного наказания № 0904-82Пл-А-045-0421/14 от 20 августа 2021 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Колпаковой А.С., которым АО «РУСАЛ Ачинск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей - оставить без изменения, а жалобу защитника АО «РУСАЛ Ачинск» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья С.Г. Насонов