№
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
28 июня 2021 года г.Хабаровск
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу защитника Макарчук Г.В. на постановление государственного инспектора отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Чикачёвой Ю.С. №ТБ-ЖТ-30/04/2021/18ЯКТ от 30.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», местонахождение по адресу: г.Москва, ул.Новая Басманная,2,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 30.04.2021 ОАО «Российские железные дороги» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе на постановление защитник Макарчук Г.В. поставила вопрос об его отмене, указав, что в ст.13 ФЗ от 09.02.2007 №16-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми оснащение объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых им на ином законном основании, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, уст. Правительством РФ; проводится планомерная работа по реализации требований законодательства РФ о транспортной безопасности; в инвестиционную программу «Привидение инфраструктуры к нормативным требованиям по Транспортной безопасности», проект «Оборудование техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» на 2020-2025 годы включен объект тоннель «Нагорный на 320 км перегона Нагорная-Якутская, реестровый номер ЖТС 602961», проектно-изыскательские работы запланированы на 2022 год, выполнение строительно-монтажных работ – на 2023 год; в рамках указанной модернизации будет осуществлено оборудование объекта техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающим Требованиям №1633, в том числе системой видеонаблюдения; правонарушение выражено в бездействии; согласно выписке из ЕГРЮЛ, местом нахождения Общества и его филиала – Центральной дирекции инфраструктуры является г.Москва, следовательно, дело подлежало рассмотрению должностным лицом УГАН НОТБ по Центральному федеральному округу Ространснадзора.
Согласно письменному отзыву, государственный инспектор отдела Чикачёва Ю.С. просит оставить постановление без изменения, жалобу – без удовлетворения; указала, что одна видеокамера на южном портале тоннеля на момент проверки находилась в технически неисправном состоянии, что не позволяет обеспечить видеообнаружение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности, а также видеомониторинг по периметру зоны транспортной безопасности; четвертый шлейф периметровой сигнализации на южном портале тоннеля на момент проверки также находился в технически неисправном состоянии, что не позволяет выявлять нарушителя в режиме реального времени по всему периметру внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; в нарушение ч.1 ст.4, ч.1 ст.8 Закона №16-ФЗ, п.4, пп.«а» п.30 Требований №1633, на северном и южном порталах тоннеля неисправны 6 и 3 светоточек, тем самым не обеспеченно выявление нарушителя в режиме реального времени по всему периметру внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; исходя из изложенного, оборудование тоннеля «Нагорный» техническими средствами обеспечения транспортной безопасности произведено ранее, но на момент проверки они находились в неисправном состоянии, что в свою очередь не обеспечивало видеообнаружение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности, видеомониторинг по периметру зоны транспортной безопасности, выявление нарушителя в режиме реального времени по всему периметру внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; данный факт подтверждается также пояснениями представителя по доверенности; правонарушение совершено на 320 км перегона АЯМ-Нагорная-Якутская Дальневосточной железной дороги, соответственно, дело об административном правонарушении подлежало рассмотрению государственным инспектором Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу; невыполнение ОАО «РЖД» требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности создает угрозу для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, что в свою очередь может повлечь за собой потенциальную угрозу жизни и здоровью лиц, находящихся на ОТИ, и создать предпосылки для совершения АНВ против населения; административное наказание в виде штрафа не может подлежать замене на предупреждение.
В судебном заседании защитники Макарчук Г.В. и Бобринский Е.А. доводы жалобы поддержали в полном объеме, дали пояснения по их существу.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы, выслушав защитников, прокурора, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях правонарушением признается неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч.10 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, под которыми в силу ч.1 настоящей статьи понимаются противоправные действия (бездействие), в том числе террористические акты, угрожающие безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшие за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшие угрозу наступления таких последствий.
Субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (ч.9 ст.1 Федерального закона о транспортной безопасности).
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона о транспортной безопасности, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст.7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (ч.1 ст.8 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ).
Согласно ч.3 ст.12 Федерального Закона о транспортной безопасности, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020№1633 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, согласно которому: п.4 - настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры; пп.«а» п.30 которых, субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры I категории (железнодорожные мосты, тоннели, эстакады) дополнительно к положениям, предусмотренным п.5 настоящего документа, обязан оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными системами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видеообнаружение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности; видеомониторинг по периметру зоны транспортной безопасности; передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком доступа и передачи данных в режиме реального времени; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток; выявление нарушителя в режиме реального времени по всему периметру внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими системами безопасности и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности; документирование с помощью технических средств обеспечения транспортной безопасности перемещения персонала и посетителей через границы технологического сектора зоны транспортной безопасности, на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а также передачу данных о лицах, пропущенных в технологический сектор зоны транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, в соответствии с порядком передачи данных.
Как следует из материалов дела, объекту транспортной инфраструктуры - тоннелю «Нагорный» на 320 км перегона АЯМ - Нагорная - Якутская Тындинской дистанции инженерных сооружений - структурного подразделения Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «Российские железные дороги» 30.05.2011 присвоена 1 категорируя безопасности, 21.05.2012 утверждены результаты оценки уязвимости, 25.02.2019 – результаты дополнительной оценки уязвимости.
На основании задания Дальневосточной транспортной прокуратуры и решения Нерюнгринского транспортного прокурора проведена проверка соблюдения ОАО «Российские железные дороги» требований законодательства в сфере транспортной безопасности и противодействия терроризму на объекте транспортной инфраструктуры - тоннеле «Нагорный» на 320 км перегона АЯМ - Нагорная - Якутская Тындинской дистанции инженерных сооружений - структурного подразделения Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «Российские железные дороги».
В результате проверки установлено нарушение пп.«а» п.30 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 №1633, на объекте транспортной инфраструктуры - тоннель «Нагорный» на 320 км перегона АЯМ - Нагорная – Якутская, выразившееся в нахождении в технически неисправном состоянии одной видеокамеры, четвертого шлейфа периметровой сигнализации на южном портале тоннеля, неисправности на северном и южном порталах тоннеля 6 и 3 светоточек, что не позволяет обеспечить видеообнаружение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности, видеомониторинг по периметру зоны транспортной безопасности, выявлять нарушителя в режиме реального времени по всему периметру внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры.
В связи с неисполнением Требований по обеспечению транспортной безопасности, 09.04.2021 и.о. Нерюнгринского транспортного прокурора в отношении ОАО «Российские железные дороги» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением должностного лица УГАН от 30.04.2020 ОАО «Российские железные дороги» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства и вина Общества в совершении правонарушения подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.04.2021, решением о проведении проверки от 30.03.2021, актом проверки от 31.03.2021, которые соответствуют положениям ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, административный орган пришел к правильному выводу о виновности ОАО «Российские железные дороги» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Несостоятельна ссылка автора на инвестиционную программу ОАО «РЖД», которой до 2024 года запланированы затраты на переоснащение, обновление инфраструктуры объекта - тоннель Нагорный на 320 км перегона Аям-Нагорная-Якутская, на положения ст.13 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", в соответствии с которыми оснащение объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО "РЖД" или используемых этим обществом на ином законном основании техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации, поскольку выполнение пп. «а» п.30 Требований не ставится в зависимость от выполнения иных мероприятий и является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры, иное толкование закона позволило бы им длительный период времени оставлять такие объекты без надлежащей технической оснащенности. Таким образом, на ОАО "РЖД" возлагается обязанность исполнить все необходимые мероприятия по обеспечению транспортной безопасности на указанном выше объекте.
Правонарушение, инкриминируемое ОАО «Российские железные дороги» выражено в бездействии.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях", при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ.
11.08.2014 приказом Ространснадзора утверждено Положение об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, согласно п.1.1 которого Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) по контролю (надзору) за деятельностью в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационной безопасности, авиационно-космического поиска и спасания, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов, за деятельностью в сфере транспортной безопасности на территории Дальневосточного федерального округа (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ).
Дело об административном правонарушении возбуждено по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ в отношении юридического лица по результатам проверки ОТИ – тоннель «Нагорный» на 320 км перегона АЯМ - Нагорная – Якутская Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД», зарегистрированного в г.Хабаровске, т.е. на территории, где функции по контролю (надзору) за деятельностью в сфере транспортной безопасности возложены на Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, соответственно, и на их должностных лиц.
Согласно Уставу ОАО «РЖД» филиалом – железной дорогой среди иных является Дальневосточная железная дорога, а Центральная дирекция инфраструктуры согласно Уставу Общества относится к функциональным филиалам.
Следовательно, дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом Росстранснадзора и правомерно определена подведомственность жалобы Центральному районному суду г.Хабаровска. Доводы стороны защиты в данной части основаны на неверном толковании норм права.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Правонарушение посягает на интересы государства в области обеспечения транспортной безопасности, целями которой являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства.
Таким образом, с учетом особой значимости охраняемых отношений в указанной сфере административное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Дело рассмотрено и наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ постановление подлежит отмене при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9,24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
При проверке законности и обоснованности постановления существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Чикачёвой Ю.С. №ТБ-ЖТ-30/04/2021/18ЯКТ от 30.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Судья Е.С. Ткаченко