ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-544/19 от 08.11.2019 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 12-544/2019

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

08 ноября 2019 года

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Малахов С.Л., при секретаре Кириченко Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы Новосибирского района Новосибирской области Соболевского ххх на постановление № 06-10-60 от 14.08.2019 заместителя начальника контрольного управления Новосибирской области ФИО1 по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

14.08.2019 заместителем начальника контрольного управления Новосибирской области ФИО1 вынесено постановление № 06-10-60 о назначении административного наказания в отношении Главы Новосибирского района Новосибирской области ФИО2 в виде административного штрафа в размере 10000 рублей за совершенное им административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьей 15.15.3 Кодекса об административным правонарушениях РФ.

ФИО2 не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием вины. Заявитель считает, что вменяемые главе Новосибирского района ФИО2 нарушения пунктов 1.2 и 2.2.17 Соглашения от 31.01.2018 №СН­35 с министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области при реализации мероприятий государственной программы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области в 2015-2022 годах» в 2018 году не являются бюджетными нарушениями в связи с чем, за это не может возникнуть ответственность по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса об административным правонарушениях РФ. Также в жалобе полагает, что нарушение сроков при утверждении графиков производства работ не образует вмененного состава административного правонарушения, так как подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

В судебное заседание ФИО2 не явился, его защитник Литвинова В.Н. доводы, изложенные в жалобе и в дополнениях к ней, поддержала в полном объеме, дала соответствующие пояснения.

Должностные лица Контрольного управления Новосибирской области ФИО1, ФИО3 представили письменные пояснения.

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В силу части 3 статьи 15.15.3 Кодекса об административным правонарушениях РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Соответственно объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса об административным правонарушениях РФ образуют нарушения, допущенные получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления или расходования межбюджетных трансфертов.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица, участвующие в предоставлении и получении межбюджетных трансфертов.

Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.

В силу пункта 1 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Из пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ следует, что цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Осуществление Контрольным управлением внутреннего государственного финансового контроля и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлено Порядком осуществления контрольным управлением Новосибирской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 № 601-п, Положением о контрольном управлении Новосибирской области, утвержденным Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.07.2016 № 214-п.

Пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены полномочия органов внутреннего финансового контроля, в частности контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов.

Пунктом 7 Приложения № 2 к постановлению Правительства Новосибирской области от 23.01.2015 № 22-п «Об утверждении государственной про граммы Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области», которое является нормативным правовым актом бюджетного законодательства, субсидии местным бюджетам предоставляются и расходуются на основании соглашений заключенных Минтрансом НСО с органами местного самоуправления, в которых перечислены условия предоставления субсидий, с учетом характера, вида производимых работ и достижения результата.

Из обжалуемого постановления следует, что по результатам проведения внеплановой проверки контрольного управления Новосибирской области администрации Новосибирского района Новосибирской области на предмет соблюдения бюджетного законодательства выявлены нарушения пунктов 1.2, 2.28 и 2.2.10 Соглашения от 31.01.2018 №СН­- 35, заключенного между министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области и администрации Новосибирского района Новосибирской области при реализации мероприятий государственной программы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области в 2015-2022 годах» в 2018 году.

Так, из постановления следует, что в 2018 министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области заключило с Администрацией района соглашение от 31.01.2018 № СН-35, а также дополнительные соглашения к нему от 22.03.2018 № 1, от 02.04.2018 № 2, от 25.07.2018 № 3, от 30.08.2018 № 4, от 26.11.2018 № 5, от 24.12.2018 № 6 о направлении в 2018 году в бюджет Новосибирского района субсидий из областного бюджета Новосибирской области на финансирование мероприятий государственной программы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» в 2015-2022 годах.

При этом, вышеуказанным Соглашением определен порядок взаимодействия сторон при осуществлении совместных действий: по организации финансирования, включенных в перечень объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них (далее ­Перечень) за счет средств областного бюджета в форме субсидий в соответствии с Законом Новосибирской области от 12.12.2017 № 234-03 «Об областном бюджете Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов»; по обеспечению контроля за целевым и эффективным использованием субсидий, а также качеством работ, выполняемых за счет указанных средств на объектах, включенных в Перечень.

Как указано в обжалуемом постановлении Соглашением № СН-35 (в редакции дополнительного соглашения № 6) предусмотрено, что администрация:

- в соответствии с пунктом 1.2. обеспечивает финансирование объектов, включенных в Перечень, в предусмотренных объемах средств областного бюджета и бюджета Новосибирского района;

- направляет из средств бюджета Новосибирского района Новосибирской области (консолидированного) на долевое финансирование работ по объектам Перечня в размере 4 428413 рублей 00 копеек (пункт 1.5);

- вправе передавать субсидии в бюджеты поселений, расположенных в границах Новосибирского района, на финансирование мероприятий в рамках государственной Программы (пункт 1.6);

- обеспечивает заключение муниципальных контрактов до 30.04.2018 (пункт 2.2.8);

- обеспечивает утверждение графиков производства работ с указанием сроков окончания работ на объектах не позднее 01.09.2018 (пункт 2.2.17);

- обеспечивает контроль за соблюдением сроков выполнения в соответствии с графиком производства работ, включенных в Перечень (пункт 2.2.10).

По результату внеплановой проверки контрольным органом выявлено, что в нарушение пункта 1.2. Соглашения № СН-35, администрация района не обеспечила финансирование объектов Перечня в предусмотренных объемах средств областного бюджета и бюджета Новосибирского района.

Так, из обжалуемого постановления следует, что на обустройство трех пешеходных переходов вблизи образовательных учреждений Боровского сельсовета по Соглашению с Министерством предусмотрено выделение средств областного бюджета в сумме 462880 рублей 00 копеек, однако администрация района заключила с администрацией Боровского сельсовета Соглашение от 15.03.2018 N 61-3/03-18 на выделение средств областного бюджета в сумме 550000 рублей 00 копеек.

На обустройство трех пешеходных переходов вблизи образовательных учреждений Криводановского сельсовета по Соглашению с Министерством предусмотрено выделение средств областного бюджета в сумме 700390 рублей 00 копеек.

Вместе с тем, администрация района заключила с администрацией Криводановского сельсовета Соглашение от 15.03.2018 N 61-7/03-18 на выделение средств областного бюджета в сумме 950000 рублей.

Также на обустройство двух пешеходных переходов вблизи образовательных учреждений Кудряшовского сельсовета по Соглашению с Министерством предусмотрено выделение средств областного бюджета в сумме 1462360 рублей, тогда как администрация района заключила с администрацией Кудряшовского сельсовета Соглашение от 15.03.2018 N 61-9/03-18 (дополнительное соглашение от 02.04.2018 № 1) на выделение средств областного бюджета в сумме 1800 000 рублей.

Кроме того, администрация района нарушила:

- пункт 2.2.8 Соглашения № СН-35 в части не обеспечения по заключению муниципальных контрактов в срок до 30.04.2018;

- пункт 2.2.10 в части не обеспечения контроля за соблюдением администрациями поселений сроков выполнения работ в соответствии с графиком производства работ на объектах, включенных в Перечень.

Полагая, что возможность и обязанность контролировать выполнение сроков администрациями поселений лежала на главе Новосибирского района, поскольку соглашениях с поселениями пунктом 2.1.3 предусмотрено осуществление контроля за исполнением условий соглашения, целевым и эффективным использованием межбюджетных трансфертов в соответствии с БК, а также, что наращение условий Соглашения образует состав по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо контролирующего органа привлек к административной ответственности Главу Новосибирского района Новосибирской области ФИО2

Вместе с тем, с выводами должностных лиц контрольного органа в части нарушения пунктов 1.2, 2.2.8 Соглашения № СН-35 от 31.01.2018 судья не соглашается, а доводы жалобы в указанной части заслуживают внимания.

Так, пунктом 1.2 Соглашения № СН-35 от 31.01.2018 предусмотрено, что перечень с указанием объемов финансирования за счет средств областного бюджета и бюджета Новосибирского района Новосибирской области приведен в приложении к Соглашению и является неотъемлемой частью Соглашения.

Согласно данным Перечня на дату заключения Соглашения № СН-35 для обустройства пешеходных переходов из областного бюджета согласно Перечню запланировано: Боровскому сельсовету – 550 000 рублей, Криводановскому сельсовету – 950 000 рублей, Кудряшовскому сельсовету – 2250 000 рублей.

На сумму доведенных лимитов межбюджетных трансфертов между администрацией и вышеуказанными администрациями поселений были заключены 15.03.2018 соответствующие Соглашения.

Впоследствии, при заключении в течение 2018 между министерством и администрацией дополнительных соглашений № 1,2,3,4,5 к Соглашению № СН-35, вышеуказанные объемы межбюджетных трансфертов для Боровского, Криводановского, Кудряшовского сельсоветов изменению не подвергались.

24.12.2018 дополнительным соглашением № 6 к Соглашению № СН-35 от 31.01.2018 объем финансирования из средств областного бюджета и местного бюджета был изменен.

Лимиты межбюджетных трансфертов в Перечне объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, который является неотъемлемой частью соглашения были изменены следующим образом:

- для обустройства пешеходных переходов из областного бюджета согласно Перечню выделено: Боровскому сельсовету – 462880 рублей, Криводановскому сельсовету - 700390 рублей, Кудряшовскому сельсовету - 1462360 рублей,

- объем финансирования из бюджета Новосибирского района в сумме 4428413 рублей (пункт 1.5 Соглашения, в редакции дополнительного соглашения № 6).

Из имеющихся в материалах административного дела Отчета о выполненных и оплаченных работах на объектах по стоянию на 31.12.2018 усматривается, что фактически выполнено работ и израсходовано средств областного бюджета на обустройство пешеходных переходов в 2018: Боровской сельсовет - 462880 рублей, Криводановский сельсовет - 700390 рублей, Кудряшовский сельсовет - 1462360 рублей.

При этом, объем фактического финансирования расходов из бюджета муниципального образования составил в общей сумме 4011860 рублей.

В силу пункта 2 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Таким образом, администрацией Новосибирского района Новосибирской области выполнены условия пункта 1.2 Соглашения № СН-35, поскольку итоговый фактический объемов финансирования за счет средств областного бюджета и бюджета Новосибирского района Новосибирской области был произведен в соответствии и в пределах объемов финансирования за счет средств областного бюджета и бюджета Новосибирского района Новосибирской области приведенный в Перечне объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них с учетом внесенных дополнительным соглашением № СН-35 от 24.12.2018 изменений.

Пунктом 2.2.4 Соглашения № СН-35 установлена обязанность администрации района осуществлять финансирование объектов указанных в Перечне, в пределах средств, полученных из областного бюджета, и средств бюджета Новосибирского района и бюджетов поселений.

При таких обстоятельствах, поскольку администрацией были выполнены все условия предоставления и расходования субсидии из областного и местного бюджета в объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств, в действиях Главы Новосибирского района Новосибирской области ФИО2, которому вменяется ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей признаки состава административного правонарушения по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях не усматривается.

При этом, вопреки мнению должностного лица контрольного органа бездействие администрации в период с 24.12.2018 по 31.12.2018 по не заключению соответствующих дополнительных соглашений с администрациями поселений на основании дополнительного соглашения № 6 от 24.12.2018 не образует состава административного правонарушения по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку не свидетельствует о допущении администрации нарушений условий предоставления или расходования межбюджетных трансфертов, поскольку до администраций поселений финансирование было доведено в установленных лимитах.

Также судья не усматривает и состава вменяемого правонарушения у ФИО2 в отношении нарушений пункта 2.2.8 Соглашения № СН-35в части нарушения сроков заключений муниципальных контрактов.

Так, из постановления следует, что Глава Новосибирского района Новосибирской области ФИО2 привлечен к административной ответственности как должностное лицо также в связи с нарушением пункта 2.2.8 Соглашения № СН-35, согласно условиям, которого администрация обеспечивает заключение муниципальных контрактов до 30.04.2018, однако фактически муниципальные контракты были заключены по истечении указанного срока (МК заключены администрацией: с ООО «Дорожно-мостовая инспекция» - 15.05.2019, с ООО «Автостройкомплекс» 24.09.2018 и с ООО «Агентство инновационных технологий» - 09.07.2018).

Основанием для привлечения к административной ответственности должностного лица является совершение им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (абзац 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вместе с тем, на момент нарушения администрацией условий пункта 2.2.8 Соглашения № СН-35 ФИО2 должность Главы Новосибирского района Новосибирской области не занимал, поскольку приступил к исполнению своих служебных обязанностей 04.05.2018, следовательно, нести административную ответственность в связи ненадлежащим исполнением служебных обязанностей как руководителя района ранее 04.05.2018 не может.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах вышеуказанные нарушения подлежат исключению из выводов должностного лица контрольного органа о наличии состава вменяемого ФИО2 административного правонарушения.

В остальной части постановление подлежит оставлению без изменения, а доводы жалобы отклонению, поскольку не соблюдение условий пункта 2.2.10 Соглашения № СН-35 от 31.01.2018 в части отсутствия надлежащего контроля по соблюдению сроков выполнения работ в соответствии с графиками производства работ на объектах, включенных в Перечень, образуют состав вмененного административного правонарушения.

Обстоятельства нарушения администрациями поселений (Каменского, Криводановского, Кубовинского, Морского сельсовета и т.д.) условий Соглашений, заключенных с администрацией района по соблюдению сроков выполнения работ в соответствии с графиками производства работ на объектах, включенных в Перечень подтверждается материалами дела, в частности Соглашением № СН-35 от 31.01.2018, дополнительными соглашениями, Актом о результатах проверки № 03-07-ОХ-40 от 19.04.2019, решением от 13.06.2019, протоколом № 06-09-40 от 01.08.2019 об административном правонарушении, иными материалами дела.

Вопреки доводам жалобы, нарушение администрациями поселений срока утверждения графиков производства работ напрямую связана с установленным проверкой контрольного органа нарушению сроков выполнения работ, обеспечение контроля по их соблюдению возложена условиями Соглашения № СН-35 от 31.01.2019 (пункт 2.2.10) на администрацию района.

Как указано выше со ссылкой на пункт 7 Приложения № 2 к постановлению Правительства Новосибирской области от 23.01.2015 № 22-п субсидии местным бюджетам предоставляются и расходуются на основании соглашений заключенных Минтрансом НСО с органами местного самоуправления, в которых перечислены условия предоставления субсидий, с учетом характера, вида производимых работ и достижения результата.

Поскольку в рассматриваемом случае предоставление (расходование) межбюджетных трансфертов администрациям поселений Новосибирского района Новосибирской области осуществлялось посредством Соглашения № СН-35, любое нарушение его условий является нарушением порядка предоставления предоставление (расходование) межбюджетных трансфертов и образует состав административного правонарушения по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Администрация Новосибирского района Новосибирской области в лице Главы Новосибирского района Новосибирской области является стороной Соглашения № СН-35 от 31.01.2018, при этом нарушения условий пункта 2.2.10 были совершены стороной Соглашения в период нахождения ФИО2 в должности руководителя муниципального образования, в связи с чем он несет административную ответственность за несоблюдение условий Соглашения.

Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации.

Пункт 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность изменения постановления по делу об административном правонарушении, но только при условии, если этим не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено это постановление.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление № 06-10-60 от 15.08.2019, вынесенное в отношении ФИО2 подлежит изменению путем исключения из него указания на нарушение пунктов 1.2; 2.2.8 Соглашения № СН-35 от 31.01.2018.

Учитывая, что наказание в виде административного штрафа назначено в минимальных пределах санкции для данного вида наказания, оснований для изменения постановления в части назначенного ФИО2 размера наказания не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

р е ш и л:

Постановление № 06-10-60 от 14.08.2019 заместителя начальника контрольного управления Новосибирской области ФИО1 по делу об административном правонарушении в отношении Главы Новосибирского района Новосибирской области ФИО2 - изменить, исключив указание на нарушение пунктов 1.2 и 2.2.8 Соглашения № СН-35 от 31.01.2018, в остальной части постановление оставить без изменения, частично удовлетворив жалобу ФИО2,

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд со дня вручения или получения копии постановления.

Судья С.Л. Малахов