Материал № 12-546/2018
РЕШЕНИЕ
10 декабря 2018 года г. Тверь
Судья Московского районного суда г. Твери Акбарова Н.В.,
с участием представителя ОАО «Мелькомбинат» по доверенности Богатырь А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Богатырь А.О., действующего в интересах ОАО «Мелькомбинат» на постановление № 7.2-Пс/0180-0707вн-2018 от 23.10.2018 государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО «Мелькомбинат»,
У С Т А Н О В И Л:
В Московский районный суд г. Твери поступила жалоба ОАО «Мелькомбинат» на постановление № 7.2-Пс/0180-0707вн-2018 от 23.10.2018 государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которой представитель ОАО «Мелькомбинат» просит изменить вышеуказанное постановление и снизить размер штрафа с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В обоснование жалобы указывает, что постановлением № 7.2-Пс/0180-0707вн-2018 от 23.10.2018 ОАО «Мелькомбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Как указывает заявитель в своей жалобе, при назначении наказания в виде административного штрафа в размере 400000 рублей государственный инспектор отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО3 должна была исходить из действительной необходимости применения к ОАО «Мелькомбинат» такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Заявитель указывает, что 23.10.2018 при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, ОАО «Мелькомбинат» заявило ходатайство о применении при назначения наказания штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа в соответствии с положениями ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Доводами указанного ходатайства о причинах не полного выполнения предписания № 7.2-0131вн-П/0042-2018 от 07.03.2018 стали: малосущественность промежутка времени, отведенного на установление многочисленных замечаний и нарушений, отраженных в предписании, и значительность для Общества финансовых затрат собственных средств на проведение мероприятий по устранению нарушений (затраты на проведение экспертиз промышленной безопасности технических устройств, которые ОАО «Мелькомбинат» должен внести в сведения, характеризующие ОПО и срок фактической эксплуатации которых превышает 20 лет – в количестве 399 единиц при средней стоимости ЭПБ 1 ТУ – 8000 рублей, кроме того, 246 единиц технических устройств требуют восстановления утраченных технических паспортов. При средней стоимости восстановления одного паспорта в 3000 рублей).
Нарушения, указанные в предписании, связаны с необходимостью внесения изменений в сведения, содержащиеся в Государственном реестре опасных производственных объектов, и могут быть устранены только при условии предоставления Обществом в территориальный орган Ростехнадзора соответствующих документов, подтверждающих наличие оснований для внесения заявляемых изменений. За истекшее время с момента ввода в эксплуатацию объектов, часть документации, необходимой сейчас для внесения изменений в сведения, утрачена.
Восстановление вышеупомянутой документации требует значительных временных и финансовых затрат, при этом надлежащее финансирование осложнено затруднительным финансовым положением Общества.
Таким образом, суммарная величина затрат собственных средств ОАО «Мелькомбинат» на устранение нарушений составит порядка 3 867 000,00 рублей.
По состоянию на 23.10.2018 в целях устранения вышеуказанных нарушений Обществом заключен договор с ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» на проведение ЭПБ в отношении части объектов с ООО «Промэкс», в целях устранения в полном объеме нарушений, указанных в Предписании.
В свою очередь на данное ходатайство административный орган ответил отказом, тем самым нарушив положения п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ.
По мнению заявителя, при назначении наказания ОАО «Мелькомбинат» не было учтено, что ОАО «Мелькомбинат» приняло все зависящие от него меры, направленные на устранение вышеуказанных нарушений, а также то обстоятельств, что назначение штрафа даже в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, может усугубить и без того тяжелое финансовое положение ОАО «Мелькомбинат» и привести к необходимости переноса сроков устранения остальных нарушений.
При таких обстоятельствах, и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ заявитель полагает, что имеются основания для изменения обжалуемого постановления и уменьшения размера административного штрафа с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не явился, извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление об извещении о дате и времени судебного заседания. В суд представлено ходатайство о рассмотрении жалобы ОАО «Мелькомбинат» в отсутствие представителя Центрального управления Ростехнадзора. В ходатайстве указанно о законности и обоснованности привлечения ОАО «Мелькомбинат» к административной ответственности.
С учетом мнения участников процесса судом определено рассмотреть жалобу в отсутствие представителя отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Представитель заявителя ОАО «Мелькомбинат» Богатырь А.О., действующий на основании доверенности в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил изменить постановление о привлечении ОАО «Мелькомбинат» к административной ответственности в части назначенного наказания, снизив его размер. При этом пояснил, что вину в совершении правонарушения по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ ОАО «Мелькомбинат» признает в полном объеме. Также указал, что Предписание от 07.03.2018 в большей части было выполнено. Не было выполнено 4 пункта Предписания, которые требуют значительных материальных и временных затрат, в том числе на проведение экспертиз. Общество заключило договора, экспертизы будут проведены, нарушения Обществом будут устранены. Указал, что в настоящий период выявленные нарушения не устранены. Общество не бездействует, принимает все зависящие от него меры, чтобы, указанные в Предписании нарушения были выполнены. Представителем представлен протокол заседания комитета кредиторов ОАО «Мелькомбинат» от 04.12.2018 согласно п. 9 протокола получено согласие кредиторов на возмещение расходов в размере 11519500 рублей на устранение оставшихся нарушений требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ОАО «Мелькомбинат», выявленных в ходе проверки. При этом указал о тяжелом финансовом положении Общества, с учетом кредитных обязательств. Также указал, что производственная деятельность Общества осуществляется, работают 500 сотрудников, которым выплачивается заработная плата. С учетом значительных финансовых затрат и тяжелом финансовом положении, назначенный штраф в размере 400000 рублей усугубит тяжелое финансовое положение Общества, просил о применении п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначения наказания Обществу ниже низшего предела. Подтвердил надлежащее извещение ОАО «Мелькомбинат» на дату составления протокола об административном правонарушении, а также на дату рассмотрения дела.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с п. 8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административная ответственность по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
В соответствии с требованиями ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 от 11.09.2018 № Т-707-пр «О проведении внеплановой выездной проверки ОАО «Мелькомбинат», проведена внеплановая выездная проверка по результатам которой, проверено выполнение предписания от 07.03.2018 № 7.2-0131внП/0042-2018.
Согласно акту проверки от 12.10.2018 № 7.2-0707вн-А/0199-2018 в установленный срок Обществом не выполнены пункты 1, 4, 5, 8 Предписания от 07.03.2-18 № 7.2-0131вн-П/0042-2018, срок для устранения вышеуказанных нарушений истек 07.09.2018.12.10.2018 федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении ОАО «Мелькомбинат» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности № 7.2-0707вн-П/0199-2018 по результатам проведенной проверки, предписано устранить нарушения в срок до 10.01.2019.
12.10.2018 должностным лицом ФИО1 составлен протокол № 7.2-0707вн-Пр/0181-2018 о том, что при проведении в соответствии с распоряжением Центрального управления Ростехнадзора от 11.09.2018 № Т-707-пр «О проведении внеплановой выездной проверки ОАО «Мелькомбинат» мероприятий по контролю за исполнением предписания от 07.03.2018 № 7.2-0131вн-П/0042-2018, выявлены нарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Определением № 7.2-0707вн-Ом/0181-2018 рассмотрение дела об административном правонарушении по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ОАО «Мелькомбинат» назначено на 23.10.2018.
23.10.2018 государственным инспектором вынесено постановление № 7.2-ПС/0180-0707вн-2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, о привлечении ОАО «Мелькомбинат» к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400000 рублей.
Протокол составлен компетентным лицом, в соответствии с требованиями КоАП РФ и является допустимым доказательством.
Законность проведенной проверки, а также составление протокола об административном правонарушении, представителем ОАО «Мелькомбинат» не оспаривалось.
Извещения об устранении в установленный срок со стороны ОАО «Мелькомбинат» выявленных нарушений в адрес Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не поступало, представленные суду материалы дела об административном правонарушении доказательств обратного не содержат.
Кроме того, в ходе судебного заседания представитель ОАО «Мелькомбинат» подтвердил неисполнения предписания от 07.03.2018 в части указанных в Акте проверки нарушений и на день рассмотрения жалобы, указав на принятие мер для устранения выявленных нарушений.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях ОАО «Мелькомбинат» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с чем, должностным лицом действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 11 ст. 19.5КоАП РФ.
Вина ОАО «Мелькомбинат» в совершении вмененного ему правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 7.2-0707вн-Пр/0181-2018 от 12.10.2018, актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица правонарушении № 7.2-0707вн-А/0199-2018 от 12.10.2018, предписанием об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности № 7.2-0707вн-П/0199-2018.
Установленные административным органом обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Со стороны ОАО «Мелькомбинат» вывод должностного лица о виновности и квалификации действий не оспариваются.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Постановлением государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 от 23.10.2018 № 7.2-ПС/0180-0707вн-2018 ОАО «Мелькомбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Постановление по делу об административном правонарушении является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному спорному административному правоотношению.
Постановление следует признать обоснованным тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановление о привлечении к административной ответственности ОАО «Мелькомбинат» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ОАО «Мелькомбинат» в пределах санкции ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, указанной в постановлении от 25.02.2014 за № 4-П следует, что в отдельных случаях закрепленные в КоАП РФ минимальные размеры административных штрафов, предусмотренные за отдельные нарушения положений законодательства, значительно превышают негативные последствия для общества, государства в целом и отельных лиц.
Как установлено ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Минимальный размер штрафа для юридического лица, предусмотренный санкцией ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет 400000 рублей.
Исходя из положений ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, а также того, что юридическим лицом принимаются меры по устранению выявленных нарушений, путем заключения соответствующих договоров, что было подтверждено в судебном заседании документально, затруднительного финансового положения ОАО «Мелькомбинат», которое может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, а также нарушение прав лиц, состоящих с Обществом в трудовых отношениях (Обществом осуществляется производственная деятельность), прихожу к выводу о возможности снижения наказания, назначенного юридическому лицу, менее минимального размера административного штрафа, установленного санкцией ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, до 200000 рублей.
С учетом изложенного, постановление № 7.2-Пс/0180-0707вн-2018 от 23.10.2018 государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 о привлечении ОАО «Мелькомбинат» к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению в части снижения размера назначенного административного наказания.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 11 ст. 19.5, ст. 30.6, п.2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу представителя ОАО «Мелькомбинат» Богатырь А.О. на постановление № 7.2-Пс/0180-0707вн-2018 от 23.10.2018 государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 о привлечении ОАО «Мелькомбинат» к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – удовлетворить.
Постановление № 7.2-Пс/0180-0707вн-2018 от 23.10.2018 государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 о привлечении ОАО «Мелькомбинат» к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части назначенного наказания, снизить размер назначенного административного штрафа до 200000 (двухсот тысяч) рублей.
В остальной части постановление № 7.2-Пс/0180-0707вн-2018 от 23.10.2018 государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО1 о привлечении ОАО «Мелькомбинат» к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение десяти суток с момента вручения либо получения его копии.
Судья Н.В.Акбарова