Дело № 12-546/2019РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Пенза 24.12.2019 г.
Судья Октябрьского районного суда г. Пензы Валетова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе жалобу Коробова Александра Александровича на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области № 55-19-22/2019-7 от 13 мая 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области № 55-19-22/2019-7 от 13 мая 2019 года Коробов А.А. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.15.15.7 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
ФИО1 обратился в суд с настоящей жалобой, в которой просил признать вышеуказанное постановление незаконным, отменить, производство по делу прекратить, указывая, что в период с 18.09.2015 по 29.06.2018 он проходил службу в УФСИН России по Пензенской области в должности заместителя начальника, в его обязанности входило осуществление общего руководства деятельностью служб тылового обеспечения, отдела капитального строительства и ремонта, отдела по организации трудовой занятости спецконтингента, финансового отдела, отдела планирования и оплаты труда, отдела транспорта, главного механика и энергетика, группы пенсионного обеспечения, инспекции по охране труда и техники безопасности и др. На основании пункта 8.2. приказа УФСИН России по Пензенской области от 16.01.2015 № 10 он был наделен полномочиями по утверждению бюджетных смет учреждений: ФКУ ПК - 1 УФСИН России по Пензенской области; ФКУ ИК - 4 УФСИН России по Пензенской области; ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Пензенской области; ФКУ ЛИУ - 6 УФСИН России по Пензенской области; ФКУ ИК - 7 УФСИН России по Пензенской области; ФКУ ИК - 8 УФСИН России по Пензенской области; ФКУ КП-12 УФСИН России по Пензенской области; КУ СИЗО - 1 УФСИН России по Пензенской области; ФКУ ОК УФСИН России по Пензенской области; ФКУ ЖКУ УФСИН России по Пензенской области; ФКУ УИИ УФСИН России по Пензенской области; ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Пензенской области. В соответствии с требованием письма Минфина РФ от 13 декабря 2016 г №21-03-04/74624 (приложение № 4) необходимо было обеспечить подключение к системе «Электронный бюджет» сотрудников, действующих от имени распорядителя средств бюджета, ответственных за формирование, ведение и утверждение бюджетной сметы, как получателя бюджетных средств. Так как руководители подведомственных учреждений УФСИН Росою по Пензенской области включены в реестр участников бюджетного процесса и имеют соответствующие полномочия в соответствии со сводным реестром, порядок ведения которого утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2014 N 163н «О порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса» в соответствии с порядком, регламентированным Минфином РФ, было обеспечено подключение к системе «Электронный бюджет» сотрудников подведомственных учреждений, действующих от имени распорядителя средств бюджета, ответственных за формирование, ведение, утверждение бюджетной сметы, как получателя бюджетных средств, т.е. были направлены заявки на регистрацию лиц, уполномоченных на формирование, ведение, утверждение бюджетной сметы, к заявке был прикреплен электронный образ организационно-распорядительного документа, подтверждающего полномочия указанных лиц подписывать документы от имени учреждения. Данные заявки были приняты и согласованы в ГИИС «Электронный бюджет» Минфином РФ. Таким образом, сметы подведомственных УФСИН России по Пензенской области учреждений могли быть утверждены как ФИО1, так и руководителями учреждений, которые были наделены полномочиями по утверждению бюджетных смет, что не противоречит требованиям абзаца 2 пункта 8 приказа Минфина РФ от 20 ноября 2007 г. №112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» и абзаца 4 пункта 7 приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 2 февраля 2017 г. № 76 «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы». В соответствии с п. 8.3. приказа УФСИН России по Пензенской области от 16.01.2015 № 10 сметы ФКП Образовательных учреждений № 118 и № 119 должны были утверждать директоры указанных учреждений. Постановление о назначении административного наказания № 55-19-22/2019-7 от 13.05.2019, вынесенное Управлением Федерального казначейства по Пензенской области, полагает не законным, так как полномочия по утверждению бюджетных смет учреждений ФКП ОУ № 119 ФСИН России и ФКУ МСЧ № 58 ФСИН России начальником УФСИН России по Пензенской области ФИО1 не предоставлялись вообще.
24.12.2019 ФИО1 поданы дополнения к жалобе, согласно которым, протокол об административном правонарушении от 25.12.2019 составлен в его отсутствие, о времени и месте составления ФИО1 известно не было, в результате чего он был лишен возможности защиты, объяснения у него не отбирались, административное расследование не проводилось; с приказом УФСИН №10 от 16.01.2015, на котором основан протокол, он ознакомлен не был, кроме того, он был отменен приказом УФСИН № 487 от 23.06.2017. Также ни должностными обязанностями, ни какими-либо другими нормативными документами формирование, ведение и утверждение ФИО1 бюджетных смет учреждений предусмотрено не было. Статьей 15.15.7 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, было предусмотрено нарушение только лишь казенными учреждениями порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет. ФИО1 являлся сотрудником аппарата УФСИН России, входящего в номенклатуру директора ФСИН России, а не сотрудником казенного учреждения, в результате чего не мог являться субъектом правонарушения в принципе.
ФИО1, а также его защитники Артюшина Н.Ю. и Трошина Е.С., допущенные к участию в деле на основании письменного заявления ФИО1, в судебном заседании жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, просили удовлетворить.
Представители Управления Федерального казначейства по Пензенской области – ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей, оставили разрешение жалобы на усмотрение суда.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав мнение сторон, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.15.15.7 КоАП РФ нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к данной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации…
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 158 главы 18 Бюджетного кодекса главный распорядитель бюджетных средств обладает полномочиями, в том числе определяет порядок утверждения бюджетных средств подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями.
Согласно части 1 статьи 221 главы 24 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 раздела I Общие положения Общих требований к Порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н, главный распорядитель средств бюджета утверждает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе, с учетом настоящих Общих требований № 112н.
В соответствии с п. 3 Общих требований № 112н составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года, включая бюджетные обязательства по предоставлению бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам (в том числе, субсидии бюджетным и автономным учреждениям), субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 2 февраля 2017 г. №76 утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с абз. 4 п. 7 Порядка № 76 смета учреждения, посредственно подчиненного территориальному органу, утверждается руководителем территориального органа, в ведении которого оно находится, или иным уполномоченным им лицом, и направляется учреждению, непосредственно подчиненному территориальному органу.
В соответствии с абз. 1 ч.2 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
В ходе УФК по Пензенской области проверки установлено, что бюджетная смета на 2018 финансовый год (на плановый период 2019 и 2020 годов) ФКУЗ «МСЧ №58 УФСИН России по Пензенской области» утверждена 19 января 2018 года начальником ФКУЗ «МСЧ №58 УФСИН России по Пензенской области» на сумму 9 410 710,00 руб., бюджетная смета на 2018 финансовый год (на плановый период 2019 и 2020 годов) ФКПОУ № 119 ФСИН России утверждена 22 января 2018 года начальником ФКПОУ № 119 ФСИН России на сумму 924 658,00 рублей.
В соответствии с официальной информацией, размещенной на сайте http://www.58.fsin.su ФКУЗ «МСЧ №58» ФСИН России и ФКПОУ № 119 ФСИН России являются учреждениями непосредственно подчиненными УФСИН России по Пензенской области.
Следовательно, смета учреждения, непосредственно подчиненного территориальному органу, утверждается руководителем территориального органа, в ведении которого оно находится.
В ходе проверки установлено, УФСИН России по Пензенской области как распорядителем средств до ФКУЗ «МСЧ №58» ФСИН России и ФКПОУ № 119 ФСИН России доведены лимиты бюджетных обязательств (далее - ЛБО) на 2018 год:
ФКУЗ «МСЧ №58» ФСИН России: по состоянию на 19.01.2018 УФСИН России по Пензенской области расходными расписаниями доведены ЛБО в общей сумме 54634030,00 руб., а именно: от 10.01.2018 № 00148705/002 в сумме 44843320,00 руб., от 11.01.2018 № 00148705/003 в сумме 380000,00 руб., от 02.10.2017 № 00148705/052 в сумме 168000,00 руб., от 02.02.2017 № 00148705/004 в сумме 9522900,00 руб., от 06.02.2017 № 00148705/007 в сумме 35200,00 руб., от 15.12.2017 № 00148705/072 в сумме (со знаком минус) 203200,00 руб., от 18.05.2017 № 00148705/025 в сумме (со знаком минус) 112190,00 руб., тогда как бюджетная смета составлена на сумму 9410710,00 рублей. Следовательно, показатели бюджетной сметы не соответствуют объему доведенных ЛБО или меньше на сумму 45223320,00 рублей.
ФКПОУ № 119 ФСИН России: по состоянию на 22.01.2018 УФСИН России по Пензенской области расходными расписаниями доведены ЛБО в общей сумме 922258,00 руб., а именно: от 02.02.2017 № 00179674/007 в сумме 359800,00 руб., от 06.02.2017 № 00179674/009 в сумме 39450,00 руб., от 10.02.2017 № 00179674/011 в сумме 14400,00 руб., от 02.10.2017 № 00179674/045 в сумме 7100,00 руб., от 02.10.2017 № 00179674/044 в сумме 59000,00 руб., от 15.12.2017 № 00179674/055 в сумме (со знаком минус) 98450,00 руб., от 19.12.2017 № 00179674/058 в сумме (со знаком минус) 23900,00 руб., от 11.01.2018 № 00179674/004 в сумме 89322,00 руб., от, 11.01.2018 № 00179674/003 в сумме 511686,00 руб., от 22.01.2018 № 00179674/006 в сумме (со знаком минус) 36150,00 руб., тогда как бюджетная смета составлена на сумму 924658,00 рублей. Следовательно, показатели бюджетной сметы не соответствуют объему доведенных ЛБО или превышают на сумму 2400,00 рублей.
Принимая оспариваемое постановление, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области ФИО4 ссылалась на то, что все бюджетные сметы подведомственных учреждений утверждены начальниками этих учреждений, тогда как должны быть утверждены заместителем начальника УФСИН России по Пензенской области ФИО1 на основании Порядка утверждения и ведения бюджетной сметы учреждений, подведомственных УФСИН России по Пензенской области (далее - Порядок № 10), который утвержден приказом УФСИН России по Пензенской области от 16.01.2015 № 10, в соответствии с пунктом 8 и пунктом 8.2 раздела 3 которого установлено, что бюджетные сметы исправительных учреждений утверждает заместитель начальника УФСИН России по Пензенской области, курирующий вопросы тылового направления деятельности, - ФИО1.
Между тем, с изложенными выводами заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области ФИО4 согласиться нельзя по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что приказом начальника УФСИН России по Пензенской области от 18.09.2015 № 731-л/с ФИО1 назначен на должность заместителя начальника УФСИН России по Пензенской области с 18.09.2015.
Приказом начальника УФСИН России по Пензенской области №10 от 16.01.2015 утвержден Порядок утверждения и ведения бюджетной сметы учреждений, подведомственных УФСИН России по Пензенской области.
Согласно подп.8.2 указанного Порядка, бюджетные сметы исправительных учреждений (подведомственных УФСИН России по Пензенской области), ФКУ СИЗО-1, ФКУ ОК, ФКУ ЖКУ, ФКУ УИИ, ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Пензенской области утверждает заместитель начальника УФСИН России по Пензенской области, курирующий вопросы тылового направления деятельности.
В соответствии с подп.8.3 Порядка сметы ФКП образовательные учреждения № 118 и 119 утверждают директоры указанных учреждений.
Между тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что приказом начальника УФСИН России по Пензенской области №487 от 23.06.2017 приказ начальника УФСИН России по Пензенской области №10 от 16.01.2015 отменен, вследствие чего оснований для привлечения ФИО1, как должностного лица – заместителя начальника УФСИН России по Пензенской области, по ст.15.15.7 КоАП РФ не имеется.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области № 55-19-22/2019-7 от 13 мая 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя начальника УФСИН России по Пензенской области ФИО1, подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.30.6, п.4 ч.1 ст.30.7, ст.30.8, п.3 ст.30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области № 55-19-22/2019-7 от 13 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.7 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника УФСИН России по Пензенской области ФИО1 - отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья