Дело № 12-546/2020
86RS0002-01-2020-007723-55
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
03 сентября 2020 года город Нижневартовск
Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Глушков Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника Нижневартовского отдела Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре ФИО2 от <дата>г. о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Нижневартовского отдела Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре ФИО2 от <дата>г. начальник ремонтно-механической мастерской филиала № АО «ГК «Северавтодор» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. за то, что в период с <дата><дата>г. он допустил работника <данные изъяты> к выполнению ремонтных работ не обусловленных трудовым договором с ручным инструментом без средств индивидуальной защиты ( защитные очки, щитки) и без проведения обучения по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями.
ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, а производство по делу прекратить. В обоснование указал, что он не был извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела. В период с <дата>г. по <дата>г. он находился на больничном. Приступив к работе <дата>г. у работодателя он получил копию обжалуемого постановления. Все инструктажи по технике безопасности он проводил в установленные сроки. К проведению ремонтных работ, не обусловленных трудовым договором <дата>г. <данные изъяты> он не допускал и никакого задания ему не давал, поскольку был нетрудоспособен и находился дома. Просит восстановить срок на подачу жалобы, поскольку из-за введенного режима самоизоляции, <дата>г. он подал жалобу на постановление через личный кабинет «ГАС Правосудие». Однако, в связи с тем, что такой способ обжалования постановлений КоАП РФ не предусмотрен, жалоба была ему возвращена.
О месте и времени рассмотрения жалобы ФИО1 и должностное лицо, составившее в отношении него протокол об административном правонарушении, были извещены. В суд не явились.
Защитник ФИО1, по доверенности ФИО3, в судебном заседании на удовлетворении жалобы и ходатайства о восстановлении срока на ее подачу настаивала.
Потерпевший <данные изъяты> в судебном заседании против удовлетворения жалобы не возражал. Пояснил, что о месте и времени рассмотрения дела он не извещался. В тот день, когда с ним произошел несчастный случай, ФИО1 болел и его на работе не было.
Выслушав их объяснения, проверив доводы, изложенные в жалобе и ходатайстве, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Судья полагает, что в данном случае, срок для подачи жалобы ФИО1 пропустил по уважительной причине, и он подлежит восстановлению, поскольку, первоначально он подал жалобу в установленный законом срок, но определением судьи от <дата>г., она была возвращена без рассмотрения, из-за того, что была подана в электронном виде.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу положений ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса, составляется протокол об административном правонарушении, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При этом, в силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении должен быть составлен с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которому при этом разъясняются его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, о чем делается запись в протокол. Кроме того, такому лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении может быть составлен только если оно было извещено о месте и времени его составления в установленном порядке.
Анализ приведенных выше положений статьи 28.2 КоАП, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении, позволяет сделать вывод о том, что поскольку она предоставляет ряд гарантий защиты прав лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, составление протокола в отсутствие такого лица и сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, является существенным нарушением.
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Однако, какие-либо сведения, подтверждающие, что ФИО1 был надлежащим образом извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении от <дата>г. в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют.
Из содержания этого протокола и объяснений ФИО1 в жалобе следует, что протокол составлен в его отсутствие. Его подписи в графах протокола « права и обязанности разъяснены», « с протоколом ознакомлен» в протоколе отсутствуют.
Таким образом, судья приходит к выводу о том, что он был лишен возможности реализовать ряд гарантированных ему ст. 28.2 и ст. 25.1 КоАП РФ прав.
Кроме того, в нарушение положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в названном протоколе не указано место совершения административного правонарушения. В нем отсутствуют сведения о потерпевшем, а в материалах дела нет доказательств того, что копия этого протокола направлялась ФИО1 и <данные изъяты>. по почте.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что при составлении протокола об административном правонарушении были существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ.
Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено. Устранение допущенных нарушений на стадии рассмотрения жалобы невозможно. В связи с чем, судья признает этот протокол недопустимым доказательством по делу.
Данное обстоятельство в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены обжалуемого постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении, в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых было вынесено постановление, поскольку протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, фиксируются все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, которые подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, то есть, другие доказательства могут подтверждать или опровергать изложенные в нем факты.
Следовательно, остальные приобщенные к материалам дела об административном правонарушении и дополнительно представленные во время рассмотрения жалобы доказательства не могут иметь самостоятельного правового значения для установления наличия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Кроме того, необходимо отметить, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о том, что ФИО1 и <данные изъяты> были извещены о месте и времени рассмотрения дела, и что им направлялась копия вынесенного по делу постановления.
Данные обстоятельства также свидетельствуют о незаконности обжалуемого постановления и существенном нарушении требований ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ, ст. 29.7 и ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
На постановление начальника Нижневартовского отдела Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре ФИО2№ от <дата>г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, а производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Судья Ю.Н. Глушков