ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-546/2021 от 02.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

№ 12-546/2021

Р Е Ш Е Н И Е

02 декабря 2021 года г. Пенза

Судья Ленинского районного суда г. Пензы Кузнецова О.В.,

рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалобу МУП «Спецбюро» на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО1 от 30.08.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении МУП «Спецбюро»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области Л. от 30.08.2021 г. МУП «Спецбюро» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 110 000 рублей.

МУП «Спецбюро», не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с жалобой, просило данное постановление изменить. В обоснование доводов жалобы указало, что вину в выявленном Государственной инспекцией труда в Пензенской области правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, полностью признало, незамедлительно предприняло все необходимые меры по его устранению. Считает назначенное административное наказание несоразмерным совершенному правонарушению, принятым без учета всех обстоятельств по делу. Уполномоченное лицо не приняло во внимание то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, кроме того, не принял во внимание отсутствие тяжких последствий, тяжелое материальное положение привлекаемого лица, рассмотрение в Арбитражном суде Пензенской области заявление о признании МУП «Спецбюро» банкротом.

Представитель МУП «Спецбюро» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, на рассмотрении жалобы с его участием не настаивал.

Представитель Государственной инспекции труда в Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Исходя из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

На основании ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В силу ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002г. № 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила).

Виды деятельности и работы, при выполнении которых работник проходит указанное освидетельствование, определены Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 (далее - Перечень).

Согласно Перечню водители автомобилей и других транспортных средств, работники на которых воздействует вредные вещества и неблагоприятные производственные факторы (физические перегрузки) обязаны проходить психиатрическое освидетельствование.

В отношении МУП «Спецбюро» в период с 24.08.2021 г. по 27.08.2021 г. Государственной инпескцией труда в Пензенской области проводилась плановая выездная проверка в соответствии с утвержденным планом проведения ежегодных плановых проверок на 2021 г.

В ходе проведения проверки государственными инспекторами труда были выявлены нарушения трудового законодательства.

В нарушение ст.ст. 212, 213 ТК РФ, Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695, Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377, водители автомобиля С., Б., К., рабочии ритуальных услуг М., Н., землекопы С., Г., С., К., Г., тракторист Д допущены к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования.

Согласно абз. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

В силу абз. 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Согласно п. 2.1.6 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29 внеплановый инструктаж проводится, в том числе при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда.

29 октября 2020 г. Министерством труда и социальной защиты РФ был издан приказ № 758н «Об утверждении Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве». 09 декабря 2020 г. Министерством труда и социальной защиты РФ был издан приказ № 871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте». Указанные приказы вступили в силу с 1 января 2021 года.

В соответствии с п. 5 Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 758н от 29 октября 2020, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

В соответствии с п. 6 Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 871н от 09.12.2020 г. работодатель обязан обеспечить обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

В нарушение ст. 212 ТК РФ, и. 2.1.6 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29, с работниками МУП «Спецбюро»: водителями автомобиля С., Б., К., рабочими ритуальных услуг М., Н., землекопами С., Г., С., К., Г., трактористом Д., уборщиками территории К., С., В., П., Х., К., К., Б., А., Л., В., С., Ф., М., П внеплановый инструктаж по охране труда в связи с введением в действие новых правил по охране труда проведен не был, указанные работники были допущены к трудовой деятельности без проведения внепланового инструктажа по охране труда.

Согласно п. 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29, внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

- при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов.

В нарушение ст. 212 ТК РФ, п. 3.3. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29, с работниками МУП «Спецбюро»: водителями автомобиля С., Б., К., рабочими ритуальных услуг М., Н., землекопами С., Г., С., К., Г., трактористом Д., уборщиками территории К., С., В., П., Х., К., К., Б., А., Л., В., С., Ф., М., П внеочередная проверка знаний требований охраны труда проведена не была.

Согласно абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В соответствии с п. 40 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утв. Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н, для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, первый периодический осмотр в центре профпатологии проводится при стаже работы 5 лет во вредных условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4, класс 4), последующие периодические осмотры у данных категорий работников в центре профпатологии проводятся один раз в пять лет (в соответствии с изменениями, вступившими в законную силу с 01.07.2020 в соответствии с и. 37 Приложения № 3 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н).

Согласно результатам специальной оценки условий труда, рабочие места землекопа (подкласс - 3.1), рабочего ритуальных услуг (подкласс - 3.2) относятся к вредным условиям труда

Работники МУП «Спецбюро» рабочий ритуальных услуг М (дата приема 05.09.2007), рабочий ритуальных услуг Н (дата приема 15.11.2005), землекоп С (дата приема 02.04.2013), землекоп Г (дата приема 10.01.2006), землекоп С (дата приема 05.11.2009), землекоп К (дата приема 02.10.2006), землекоп Г (дата приема 18.05.2012), имеют стаж работы во вредных условиях труда более 5 лет.

В нарушение абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 40 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утв. Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н, рабочий ритуальных услуг М (дата приема 05.09.2007), рабочий ритуальных услуг Н. (дата приема 15.11.2005), землекоп С (дата приема 02.04.2013), землекоп Г (дата приема 10.01.2006), землекоп С (дата приема 05.11.2009), землекоп К (дата приема 02.10.2006), землекоп Г (дата приема 18.05.2012) не прошли периодический осмотр в центре профпатологии, а значит допущены к исполнению трудовых обязанностей без прохождения медицинского осмотра.

Согласно карте № 2-0942-19 специальной оценки условий труда рабочего места уборщику территории необходимо проходить медицинский осмотр на основании п. 1.1.4.3.2 приложения № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (глина, шамот, бокситы, нефелиновые сиениты, дистенсиллиманиты, оливин, апатиты, слюды, дуниты, известняки, бариты, инфузорная земля, туфы, пемзы перлит, форстерит; стекловолокно, стеклянная и минеральная вата, пыль стекла и стеклянных строительных материалов ФА).

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н утратил силу с 1 апреля 2021 года в связи с изданием Приказа Минтруда России № 988н, Минздрава № 1420н от 31.12.2020.

Пункт 1.1.4.3.2 приложения № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н соответствует п. 3.1.8.2 приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 29н.

Согласно п. 3.1.8.2 приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 29н при воздействии на работников глины, в т.ч. высокоглинистой огнеупорной, цемента, оливина, апатита, шамота коалинового, необходимо проходить медицинский осмотр 1 раз в 2 года.

В нарушение ст.212, 213 ТК РФ, п. 3.1.8.2 приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 29н уборщики территории К., С., В., П., Х., К., К., Б., А., Л., В., С., Ф., М., П допущены к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного медицинского осмотра.

Признавая МУП «Спецбюро» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области Л признала установленным, что МУП «Спецбюро» были допущены к исполнению трудовых обязанностей работники без прохождения медицинского осмотра, психиатрического освидетельствования, внеочередной проверки знаний и внепланового инструктажа, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Факт совершения МУП «Спецбюро» административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в частности: решением Государственной инспекции труда в Пензенской области о проведении плановой выездной проверки от 13.08.2021 г. № 58/12-6175-И-51-392/416, актом выездной плановой проверки от 27.08.2021 г. № 58/12-6175-И/51-392/416, протоколом об административном правонарушении № 58/12-6175-И/416-3 от 30.08.2021 г.

Исследовав и оценив представленные доказательства, установив факт нарушения МУП «Спецбюро» положений трудового законодательства главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области Л обоснованно признала МУП «Спецбюро» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дав его действиям верную юридическую квалификацию.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с правилами ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Изложенные в обжалуемом постановлении выводы о наличии события правонарушения и виновности юридического лица мотивированы, не соглашаться с ними оснований не имеется.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что МУП «Спецбюро» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего трудового законодательства. Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу МУП «Спецбюро» материалы дела не содержат.

При решении вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у МУП «Спецбюро» имелась возможность для соблюдения законодательства в области законодательства по охране труда, за нарушение которого ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Постановление о привлечении МУП «Спецбюро» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Административное наказание назначено предприятию в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 названного Кодекса. Наказание, которому подвергнуто МУП «Спецбюро», соразмерно содеянному, основано на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к нему соответствующей меры государственного принуждения, которая будет способствовать исправлению правонарушителя и предупреждению совершения новых противоправных деяний.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО1 от 30.08.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении МУП «Спецбюро» оставить без изменения, жалобу МУП «Спецбюро» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.В. Кузнецова